Доклад Использование результатов ГИА в управлении качеством образования





Тема выступления на тематической секции руководителей ОУ августовской конференции 2015 года:


«Использование результатов ЕГЭ и ГИА (9 класс)
в управлении качеством образования в целях обеспечения единства образовательного пространства»

выступление подготовила
директор МКОУ СОШ №4
О.В.Деренская














с. Красногвардейское, 2015 год

Использование результатов ЕГЭ и ГИА (9 класс)
в управлении качеством образования в целях обеспечения единства образовательного пространства


Один из принципов концепции Всеобщего управления качеством, известной также под названием стандартов качества ISO – 9000, гласит: «Принятие решений на основе фактов», т. е. качественные управленческие решения могут приниматься только на основе достоверной информации, полученной диагностическим путем, посредством применения исследовательских методов и результатов мониторинга. Поэтому обеспечение качества образования является сегодня социальным заказом школе, важнейшим показателем развития государства, самих учебных заведений, их престижа и конкурентоспособности. Закономерно, что качество образования стало предметом управления. Сегодня все руководители учебных заведений, осознанно или нет, занимаются этой проблемой, поскольку она имеет для учреждений стратегически важный характер. Ее решение связано с изучением отечественных и европейских подходов к управлению качеством образования и реализацией наиболее эффективных из них в образовательной практике с целью сделать свою школы лучшей.
Одна из задач управления качеством школьного образования - создание и эффективное использование условий для продуктивной и творческой работы коллектива, что предполагает психологическую, организационную и методическую подготовку членов коллектива к работе в режиме обеспечения качества образования; создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой; перемещение центра тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль; увеличение гласности в отношении принимаемых решений.
Таким образом, каждая школа в той или иной форме занимается вопросами обеспечения качества, хотя масштабы и принципы их деятельности могут существенно отличаться.
Так что же такое управление качеством образования?
Управление качеством образования - это целенаправленное, организующее, контролирующее и регулирующее взаимодействие субъектов деятельности по обеспечению качества образования с целью достижения оптимальных результатов.
Своеобразным средством получения достоверной информации является государственная итоговая аттестация выпускников, то есть Единый государственный экзамен и основной государственный экзамен, которые рассматривается как один из элементов создающейся общероссийской независимой системы объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников средней школы

Результаты государственной итоговой аттестации и их интерпретация предоставляют возможность:
-  получить информацию об уровне и качестве подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ и ОГЭ; оценить степень овладения выпускниками средней и основной школы содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки; определить направления по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов; оценить качество контрольно-измерительных материалов; выделить отдельные уровни в подготовке учащихся (базовый, повышенный и высокий) на основе статистических трудностей тестовых заданий :
-  получить информацию о состоянии образовательных достижений учащихся по учебным предметам;
-  определить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] характерных ошибок, допущенных выпускниками;
-  выявить тенденции изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся и факторы, оказывающие на него влияние;
-  объяснять полученные результаты;
- сравнивать результаты ЕГЭ и ОГЭ по годам и др.
Совокупность результатов единого государственного экзамена являются индикаторами качества образования:
- число сдававших экзамен по предмету по выбору – показатель востребованности предмета среди выпускников ОУ;
- средний балл по 100-балльной шкале, результаты по 5-балльной шкале – показатель обученности;
- решаемость каждого задания работы – показатель степени усвоения определенной темы;
- решаемость заданий части С – показатель качества углубленной подготовки и др.
В сборе и анализе этой информации участвует весь коллектив.
Учитывая вышеназванные положения, рассмотрим некоторые результаты ЕГЭ и ОГЭ за несколько лет. Для более полного и эффективного анализа данного вопроса можно выделить основополагающие аспекты, характеризующие результаты ЕГЭ:
1. Результаты ЕГЭ и профессиональное самоопределение выпускников:
Исследуя предпочтение выбора общеобразовательных дисциплин выпускниками МКОУ СОШ №4, можно определить тенденции формирования социального заказа и реструктуризации рынка образовательных услуг в системе единого государственного экзамена. Статистические данные ЕГЭ показывают, что большая часть выпускников выбирает ЕГЭ по обществознанию, на втором месте – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и биология, физика, химия.
Следовательно, необходимо по этим предметам не только усилить уровень подготовленности на уроке, но и оказывать дополнительные образовательные услуги, что будет способствовать реализации принципа достижения качества – «Ориентация на потребителя». Кроме того, анализ результатов ЕГЭ поставил современную школу перед необходимостью изучения взаимосвязи выбора предметов для сдачи ЕГЭ с профилем обучения и выбора профессии. Результаты диагностики показали, что выпускники 11 классов МКОУ СОШ №4 за последние несколько лет в основном выбирают специальности педагогических и аграрных вузов, выпускники 9 классов поступают в учреждения НПО в основном по специальностям «повар», «электрогазосварщик», «оператор ЭВМ»
2. Выявление гендерных различий выпускников.
На основе проведённой диагностики мы выяснили, что юноши выбирают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], обществознанию, истории России, реже – по биологии, что связано с поступлением в военные училища; девушки сдают ЕГЭ в основном по биологии, обществознанию, истории России. Ориентируясь на полученные данные, в МКОУ СОШ №4 был расширен перечень элективных курсов по указанным предметам.

3.Выявление уровеня усвоенности тем по отдельным предметам (на основе статистических данных контрольно-измерительных материалов, ЕГЭ позволяет изучить уровень усвоения тем по предметам):
Самыми сложными заданиями первой части по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для выпускников школы оказались задания по синтаксису, самым легким заданиями – по лексике и фразеологии. Затруднения также вызывают задания по морфологии и в анализе выразительных средств языка, успешно выпускники справляются с заданием на определение средства связи предложений в тексте. Следовательно, изучению данных тем учителями в МКОУ СОШ №4 уделялось особое внимание.
В процессе проведения данной работы мы пришли к выводу, что единый государственный экзамен позволяет получить информацию не только об уровне образовательной подготовки выпускников по отдельным предметам, но и о качестве работы учителя.
В частности, в МКОУ СОШ №4 стабильно на протяжении нескольких лет наблюдается значительное расхождение среднего балла по математике между средним по школе и по Красногвардейскому району. То есть средний балл по школе значительно ниже районного, что говорит о недостаточно серьезной работе учителей математики. По данному факту регулярно принимаются управленческие решения, результаты данной работы уже можно видеть при сдаче выпускниками 9 классов ОГЭ по математике, где средний балл по школе незначительно отличается от среднего по району.
Следовательно. по результатам уровня усвоения знаний по предмету, можно определить цели объективной оценки знаний учащихся: контроль за качеством [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выпускника и контроль за качеством обучающей деятельности учителя. В отношении ученика важным будет обнаружение пробелов в знаниях, развитие мотивации учения, и как результат – ликвидация пробелов в знаниях. В отношении учителя задачи объективного оценивания знаний учащихся: постановка «диагноза» знаниям, обнаружение недостатка преподавания, следствием чего является корректировка учебного процесса, предупреждение недостатков и ликвидация пробелов в знаниях учеников. При этом задачи обнаружения пробелов в знаниях и постановки «диагноза» знаниям взаимосвязаны.
Полученные результаты уровня усвоения тем по предметам должны стать основой при принятии управленческих решений по повышению качества образования, организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, устранению недостатков в работе учителя.

4. Определение рейтинга по учащимся, учителям.
Сравнительные данные, полученные в результате мониторинговых исследований результатов ЕГЭ позволяют определить рейтинг выпускников и учителей. На заседаниях ШМО выявляются причины успешной и неуспешной сдачи выпускниками экзаменов, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по повышению качества образования, оказанию методической помощи учителям. К основным формам организации работы на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов, анализа и мониторинга результатов ЕГЭ относим:
- составление программы по методическому сопровождению образовательного процесса с целью оказания методической помощи и поддержки учителям по формированию качественной системы подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;
- формирование банка данных используемых УМК;
- использование педагогических технологий, организация элективных курсов по подготовке к ЕГЭ.
Значительное место в преподавании отводится:
-  организации различных форм творческих заданий,
-  практическим семинарам,
-  введению тестовых технологий,
-  развитию навыков самостоятельной работы учащихся,
-  включению заданий, проверяющих понимание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.

5. Мониторинг совпавших годовых оценок и результатов ЕГЭ:
Отслеживая объективность оценивания учебных достижений в течение эксперимента по введению единого государственного экзамена, можно сказать, что постепенно увеличивается процент совпавших годовых оценок и результатов ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы совпадение было близким к ста процентам, необходимо усилить внутришкольный контроль за выполнением единых требований к оцениванию ответа учащихся.

6. ЕГЭ и квалификационная категория учителя.
Как было сказано выше, и с этим нельзя не согласиться, результативность экзаменов в большей степени зависит от профессиональной компетентности учителя. Высокая квалификационная категория предполагает и высокое качество подготовки выпускников. В действительности это не всегда подтверждается, поэтому педагогу важно не только заниматься самообразованием, но и пройти курсы повышения квалификации, принимать участие в опытно-экспериментальной, исследовательской работе, в конкурсах педагогов (например, «Учитель года»).
7. Влияние специфики программ на качество образования:
1.С целью целостного представления о роли ЕГЭ и ОГЭ в управлении качеством образования, необходимо проанализировать влияние специфики программ на качество образования.
2.Качество основного механизма успешной подготовки выпускников, на наш взгляд, состоит в переходе от образования знаниевого к деятельностному, личностно ориентированному, выстраивая индивидуальную траекторию для каждого ученика.
На основе результатов ЕГЭ и ОГЭ возможна следующая модель оценки качества образования:

организация образовательной среды – использование современных педагогических технологий – создание системы оценки качества результата и мониторинг личных достижений выпускника – оценка качества образования через характеристики процесса и соответствие результата модели выпускника.

Единый государственный экзамен, работающий в штатном режиме, и государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов, находящаяся в режиме апробации, являются элементами, создающейся общероссийской системы оценки качества образования. Тема использования результатов сдачи ЕГЭ и ГИА-9 актуальна давно, поскольку массовое участие выпускников общеобразовательных учреждений в этих процедурах придает им особое значение: результаты являются одним из основных источников информации об уровне образования выпускников.

Оценочные процедуры ЕГЭ и ГИА-9 позволяют получить информацию о состоянии образования в стране, в регионе, в отдельных образовательных учреждениях. Применение статистических данных ЕГЭ и ГИА-9 даёт основания для принятия управленческих решений, судить о тенденциях и изменениях, происходящих в образовании, создавать основу для управления качеством образования на разных уровнях.
На сегодня в нашей стране нет общепринятой методики анализа, которая бы позволила использовать данные о результатах ЕГЭ и ГИА-9 в оценке деятельности школы и образовательной системы. В основном результаты используют для объективного сравнения результатов обучения в разных территориях, в разных учебных заведениях, построения мониторинга результатов одного учебного заведения или территории в динамике, наблюдения за индикаторами образовательной системы, корректировки образовательного процесса, оказания соответствующей ресурсной, методической и другой поддержки учителям и образовательным учреждениям и т.д.

Заголовок 115