Текст выступления на Педагогических чтениях-2017


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Текст выступления для участия в «Педагогических чтениях» -2017
Тема: «Введение ФГОС ДО. Первые итоги по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста»
Ответственный: воспитатель Воистинова Е.В.
Текст выступления
1.Введение ФГОС ДО.
Формирование элементарных математических представлений.
2. ФГОС ДО внедрили в 2014 году.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО– это новая ступень качественного образования или стандарт качества дошкольного образования.
Стандарт дошкольного образования- это стандарт поддержки разнообразия детства.
ФГОС ДО обеспечивается нормативно-правовыми документами- это
--Конвенция ООН о правах ребёнка;
--Профессиональный стандарт педагога.
3.В ФГОС ДО заложены цели, задачи, требования к образовательной программе и выделены 5 образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие и
Познавательное развитие
4.Одна из задач познавательного развития- это формирование элементарных математических представлений.
5. Как сказала известная врач, педагог, психолог, а в дальнейшем –профессор Мария Монтессори:
«Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие».
Эти слова являются актуальными и в наши дни.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной среды и образовательных ситуаций) для освоения воспитанниками первичных математических представлений, используемых в жизни.
Именно поэтому ФЭМП уже в раннем возрасте является актуальным. В раннем возрасте мы закладываем фундамент для полноценного развития ребёнка.
6. М.Монтессори считает, что развитие детей происходит в соответствии с временными промежутками, в которые дети просто и естественно постигают определённые навыки и знания. В этом суть сенситивного периода.
Особенность его в том, что он бывает один раз в жизни и проходит безвозвратно, независимо от того, успел ли ребёнок его использовать или нет. К примеру, в возрасте от 0 до 6 лет происходит сенсорное развитие. Поэтому, если в этот период не развивать у ребёнка сенсорные способности, то он не будет в дальнейшем воспринимать окружающий мир в полной мере.
Развитие сенсорных способностей детей – это одно из направлений методики М. Монтессори.
Это направление мы успешно используем и в наши дни.
7. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст- важный стартовый период жизни человека.
Проблема формирования математических представлений у детей раннего возраста является актуальной на сегодняшний день. В основе данной проблемы лежит сенсорное развитие ребёнка, которое находится в тесной связи с математическими представлениями детей раннего возраста. Напомню, что сенсорное развитие- это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине и т.д.
8. А ФЭМП у детей раннего возраста включает в себя умение детей различать количество предметов (один-много),
умение группировать однородные предметы по форме и цвету,
привлекать внимание детей к предметам разной величины и их обозначению в речи (Б. дом-м.дом, б. мяч-м.мяч и т.д.),
учить различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик, кирпичик и т.д.).
Также немаловажно научить ребёнка ориентироваться в пространстве (в помещении группы, на участке детского сада), ориентироваться в частях собственного тела (голова, ноги, руки и т.д.),
Учить двигаться за воспитателем в определённом направлении.
Все эти задачи заложены в ФГОС ДО.
9. Для того, чтобы ребёнок в полной мере воспринимал окружающий мир, нужно развивать у него сенсорные способности и формировать математические представления, которые в дальнейшем послужат основой для умственного, физического и эстетического развития.
10. Изучив задачи ФГОС ДО по ФЭМП у детей раннего возраста, я стараюсь ежедневно включать игры и упражнения, которые наполнены математическим содержанием. Они повышают интеллект, развивают мышление и умственную активность.
Условия, способствующие ФМП, создаются не только во время НОД, но и во время самостоятельной деятельности детей в группе,
11. а также во время прогулок на территории детского сада. Дети любят играть на геометрических фигурах, нарисованных на асфальте, выполняя задания:
«Встань на круг. Какого он цвета?»
«Встань на жёлтую фигуру. Как она называется?»
«Встань на такую же , на какой стою я. Как она называется? Какого она цвета?» и т.д.
12. Прогулки также дают богатый материал для развития умения двигаться за воспитателем в определённом направлении, учатся ориентироваться в пространстве: «Посмотрите вниз, на дорожке лёд - нужно идти осторожно. Посмотрите наверх , кто сидит на веточке? Когда, гуляя вокруг детского сада, дети задают вопрос: «А где солнышко?», я отвечаю: «Сейчас повернём налево и увидим солнышко».
Пространственное представление у детей развивается и в НОД по ФЭМП, изодеятельности, а также в НОД по музыкальному и физическому развитию.
13. Ориентироваться в частях собственного тела дети научились через игру «Где же наши ушки?»
Умение ориентироваться в пространстве и частях тела имеет огромное значение для всех видов деятельности ребёнка. Ориентировка оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и поэтому является частью процесса социализации, гармоничного развития ребёнка.
14. Успешности обучающих воздействий для детей раннего возраста способствуют резкие контрастные формы: шар-куб, цвета--красный-жёлтый,
15. контрастные величины --большой-маленький, контрастное количество—один-много.
Формирование математических представлений происходит через игру, как основной вид деятельности детей. Игра помогает лучше освоить какие-либо знания, сделать учебный процесс интересным, создаёт радостное настроение.
16. Условия, способствующие ФМП создаются в ходе игр по ознакомлению с миром природы, развитию речи, конструированию, а также в самостоятельной деятельности детей. Играя, ребёнок не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определёнными предметами.
17. С целью развития представлений о величине, использую матрёшки, пирамидки, стаканы –вкладыши.
Восприятие величины у детей раннего возраста происходит с определённым трудом, т.к. общепринятые эталоны величины имеют условный характер (в отличие от цвета и формы). Величина предмета устанавливается не с помощью измерения, а с помощью сравнения предметов между собой. Определить величину одного предмета ребёнок затрудняется, т.к. для этого нужно восстановить в памяти его место среди других. А это сделать ребёнку раннего возраста очень трудно.
Поэтому, для восприятия величины предмета, ставлю рядом однородный предмет контрастной величины.
18. В формировании представлений о форме предметов использую ситуативные игры во время НОД- построим башенки для котят из кубиков, одновременно с этим формируется умение группировать однородные предметы по цвету . Другое задание –найдём шарики для котят. Для этого использовала «Волшебный мешочек».
19. Во время другой НОД строили диванчики для матрёшек из кирпичиков, группировали предметы.
Знания детей о такой форме, как шар, помогло нам во время лепки неваляшки, у которой все части тела шарики, и к тому же разной величины.
Изучение формы предметов также имеет важное значение, т.к. форма является важным свойством окружающих предметов.
20.Формирование понятий один-много происходило и во время НОД и в совместной деятельности воспитателя и детей, и при индивидуальной работе: большая пирамидка–одна, а маленьких-много, красных кубиков много, а жёлтый- один.
Нужно не забывать, что для лучшего освоения того или иного понятия, ребёнок должен проговаривать эти понятия. И в этом ему помогает воспитатель.
21. Подводя первые итоги реализации задач ФГОС ДО по ФЭМП , я считаю, что развитие и обучение детей в этом направлении прошло успешно:
Дети научились различать количество предметов, научились группировать предметы по форме и цвету,
22. научились сравнивать предметы разной величины
и обозначать их в речи, научились различать предметы по форме и называть их, производить элементарные действия с этими предметами. У детей идёт положительная динамика по обучению ориентировке в пространстве, дети знают части своего тела.
23.Организация игр и упражнений на формирование таких понятий, как
24. количество, величина,
25. форма, развитие пространственных ориентировок,
26. т.е. ФЭМП создают необходимую основу для успешного формирования знаний и умений на следующих возрастных этапах развития ребёнка.
27. ФЭМП происходит совместно с родителями. Родителям я предлагаю следующие рекомендации по ФЭМП у детей раннего возраста:
«Как научить ребёнка различать формы предметов»
«Познавательное развитие детей 2-3 лет»
«Норма развития ребёнка 2-3 лет»
«Роль развивающих игр для детей раннего возраста»
«Как научить ребёнка различать цвета»
28. Подводя итог, хочу сказать, что ребёнок, сталкиваясь в жизни с многообразием форм, цветов, величин, без целенаправленного развития и обучения со стороны взрослых, будет иметь знания стихийные, неполноценные, поверхностные.
29. Поэтому у нас в группе раннего возраста создана такая предметно-пространственная доступная среда, которая формирует математические представления, стимулирует умственную деятельность и развивает те качества, которые должны формироваться у детей этого возраста. Это и дидактический стол, и матрёшки, и пирамидки разной величины, и строительный материал.
30. Для развития сенсорных способностей мною были изготовлены «Зайчата» с различными наполнителями,
31. «Чудо-поезд», в котором животных нужно было рассадить по вагончикам, сопоставляя цвет шарфика у животного и цвета полосы на вагоне, также нужно было правильно распределить все геометрические фигуры и назвать их, каждый вагончик украшался. Украшения на вагончик крепилось с помощью пуговицы, липучки, кнопки.
32. Также я пополнила развивающую среду играми для магнитной доски для формирования таких сенсорных эталонов как форма и цвет: «Весёлые автомобили», «Озорные домики», «Цветные гусеницы».
33.Для решения таких задач как умение соотносить цветной контур геометрической фигуры и саму фигуру я создала игру «Укрась матрёшку», для привлечения внимания детей к предметам разной величины я создала игру «Поставь сестричек матрёшек по росту».
34. Для формирования таких понятий как часть и целое мною была изготовлена игра «Собери матрёшку», а в игре «Поставь матрёшек по росту» было заложено две задачи: умение рассказывать знакомую сказку «Репка», проговаривая слова и фразы и привлекать внимание детей к предметам разной величины.
Все эти игры были приняты детьми с интересом и желанием играть.
35. Спасибо за внимание.
Литература:
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
М.: Мозаика-Синтез, 2012
2. Помараева И.А., Позина В.А.
«Формирование элементарных математических представлений»
Издательство: Мозаика-Синтез, Москва, 2013
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «ФГОС ДО»
4.Дмитриева В.Г.
«Методика раннего развития Марии Монтессори»
Эксмо, Москва,2011