Обмен опытом Межкультурные коммуникации в педагогической деятельности

Межкультурные коммуникации в контексте педагогической деятельности.
(по итогам командировки в рамках программы «Профессиональной мобильности»)

Педагогическая деятельность, как профессиональная стезя, в современном мире имеет ряд особенностей, о которых ещё 5-10 лет назад можно было только мечтать. Например, сегодня мало иметь информацию о системе образования в разных странах, почерпнутую из СМИ, неплохо лично увидеть то, как реализуются различные программы, какова их результативность, что это дает учителю, ученику, что получает государство.
Отдел международных связей при Министерстве образования Республики Беларусь организует обучение педагогических (и других) специалистов, используя опыт различных образовательных систем, стран с различным укладом и экономикой. Например, Франции, Германии, Италии, Финляндии, Швеции и др.
Непосредственно являясь участником «Программы педагогической мобильности» я для себя открыла следующее: многие выпускники школ (достаточно успешные) рассматривают варианты образования за рубежом как панацею от тех трудностей, с которыми встречаются дома. Например, обеспеченность общежитиями, поиск лучшей возможности устройства на работу и продолжение обучения, ощущение взрослости, независимости (отсутствие родительского контроля), повышение собственной значимости и др. Для этой цели они усердно учат иностранные языки, штудируют сайты различных учебных заведений, поступают и с надеждой приступают к «покорению вершин», не думая о том, что есть ещё и другая сторона «медали».
Знакомясь с опытом работы Вуппертальской гимназии, мы увидели: хорошую техническую оснащенность кабинетов, малые учебные группы, щадящий режим труда и отдыха, «узкую» специализацию подготовки, т.е. там учат непосредственно тому, что пригодится в работе на конкретном предприятии, то, что обеспечивает непосредственную профессиональную готовность специалиста.
В Центре педагогических исследований в Париже нам рассказали о затруднениях в современном французском образовании, что объясняется в том числе и большим потоком мигрантов из других стран, у которых низкий уровень мотивации учения ввиду того, что государство финансово поддерживает данные категории граждан и получать образование выходцам их африканских, арабских и др. стран нет необходимости – они уже живут лучше, чем на родине.
Также нас познакомили с условиями приема и обучения в знаменитой Сорбонне. Пожалуй, для получения диплома в этом учебном заведении действительно достаточно очень большого желания и прилежания и мечта осуществима. Но
Анализируя возможности получения профессиональной подготовки и построения дальнейшей карьеры у белорусских, французских и немецких студентов, очевидно, что наиболее узкую специализацию и отработку навыков приобретают немецкие выпускники.
И если такой выпускник продолжает трудовую деятельность на родине (в Беларуси), где совсем другое оборудование, технологические линии и др. то встает вопрос о целесообразности такого «зарубежного» образования. Разве только для организации своего частного производства, где и станки, и технологии будут приобретены быстро и целенаправленно – приобретенные знания далеки от наших реалий. А сегодня нужно смотреть не только вперед, жизнь заставляет скрупулезно считать КПД.
Много интересного и полезного мы увидели во время поездки. Это и толерантное отношение государства и граждан к инвалидам, людям с особенностями в развитии, их адаптация к «среде обитания», и хорошо налаженный быт, оснащение и технологии, и проблемы других стран тоже. Приехав домой, я сделала рассказала об увиденном и услышанном нашим выпускниками. К данной ситуации как нельзя лучше подходит утверждение о том, что «Хорошо там, где нас нет». Ведь про «подводные камни» просто не принято распространяться, особенно, если каждое заморское учебное заведение заинтересовано в достойных, умных и талантливых студентах, а о том, где они найдут применение полученным знаниям после окончания этого заведения не говорится чаще вообще. Это уже дело лично каждого. Учебные заведения не дают гарантию, даже просто не занимаются вопросом распределения и трудоустройства иностранных граждан в своей странеоб этом каждый должен помнить ещё в момент самоопределения учебного заведения. Прежде всего, перед выездом из страны важно все очень хорошо обдумать и взвесить.
Ценность самой «Программы профессиональной мобильности» для специалистов образования (учителей, преподавателей) несомненно, велика. И особенно важно то, ЧТО каждый из нас воочию увидел, услышал и прочувствовал.
Для педагога это очень важно и с точки зрения расширения профессиональных компетенций: знакомство с опытом работы коллег за рубежом и сравнения своего опыта и стиля взаимодействий, и собственной значимости. Нередко мы удивлялись увиденному, брали себе на вооружение, а где-то очень гордились собой и своими достижениями.
Полагаю, что результативность поездки пролонгирована и во времени и в пространстве – мы получили возможность посмотреть на себя и свою деятельность «со стороны», приобрели единомышленников среди коллег из разных регионов республики, стали интереснее своим ученикам и МУДРЕЕ.
И, несомненно, очень важен культурологический аспект в плане личностного развития – мы много увидели и попробовали, соединив вместе в маленький «РАБОЧИЙ ОТПУСК».
15