Урок-проект по окружающему миру Водоёмы родного края
БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2»
Киселёва Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
Урок - проект Окружающий мир. 4 класс
«Водоёмы родного края»
Пос. Вохтога Грязовецкого
муниципального района
Вологодской области
Контактные телефоны:
8 (817) 55-3-27-04 рабочий;
8 (900)556 -42-40 мобильный;
8 (817) 55-3-29-67 домашний
Адрес электронной почты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2013 год
Аннотация
Данная разработка урока предназначена для обучающихся 4-х классов.
В УМК «Перспективная начальная школа» по окружающему миру в 4-м классе изучается раздел «Человек и природа». Главной темой этого раздела, безусловно, является тема «Родной край – часть великой России». При изучении этой темы обучающиеся знакомятся с картой родного края, с полезными ископаемыми, с поверхностью и водоёмами Вологодской области. Дети изучают растительный и животный мир края, узнают о заповедных местах нашей области. Школьники посильно участвуют в охране природы родного края.
В результате изучения этой темы обучающиеся получат возможность научиться:
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым.
Пояснительная записка
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Воспитанию этого чувства способствует такой школьный предмет, как окружающий мир. На уроках окружающего мира обучающиеся учатся экологической культуре через формирование ответственного отношения к природе. Важно научить младших школьников чувствовать и понимать, что природа – это огромная ценность как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а также источник восстановления его сил и здоровья, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средство духовного развития личности. Младший школьник накапливает знания об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают глобальный характер. Поэтому в курс школьной программы необходимо включать эколого-краеведческий материал. Формирование экологической культуры является необходимым компонентом основных направлений воспитания. Эколого-краеведческий принцип позволяет показать роль человека в освоении и развитии родного края, обращение к личному опыту детей, подготовки обучающихся к жизни.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системнодеятельностный подход (СДП). СДП включает в себя базовые образовательные технологии:
1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;
2) проектная деятельность;
3) уровневая дифференциация;
4) информационно-коммуникационные технологии.
Основным дидактическим принципом системнодеятельностного подхода является принцип деятельности. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Он понимает и принимает систему норм учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности.№
Урок – проект предполагает работу в группах. В каждой группе выбираются «экспериментаторы», которые отвечают за выполнение практического задания, «иллюстраторы» оформляют задание, «аналитики» формулируют выводы, «исследователи» применяют результаты деятельности всех членов группы и представляют свою часть проекта.
_________________________
№Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1.
Раздел: «Родной край – часть великой России».
Тема: «Водоёмы родного края».
Технология: урок-проект.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Формулирование темы.
3. Подготовительный этап. Обдумывание проекта.
4. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.
5. Самоанализ проектной деятельности.
6. Итог урока.
7. Вывод.
8. Домашнее задание.
Цель: знакомство с естественными и искусственными водоёмами Вологодской области, со значением водоёмов и их охраной.
Задачи: научить анализировать, рассуждать, делать выводы, формировать умение работать со справочной литературой; развивать познавательный интерес, сотрудничество в группе; воспитывать бережное отношении к природе своего края.
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; справочная литература; карта Вологодской области; клей, фломастеры.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Распределение обучающихся в группах:
«Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».
- Знакомство с планом работы в группах (1 слайд):
1. Обсуждение задания (коллективно).
2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»).
3. Оформление задания («иллюстраторы»).
4. Формирование выводов («аналитики»).
5. Применение результатов («исследователи»).
II. Формулирование темы и целей урока.
- Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку (2 слайд):
Много рек, озёр, морей
Он в себя вобрал.
Ты подумай и ответь,
Что за великан? (океан)
- Каким словом можно объединить слова река, озеро, море, океан?
(Всё это водоёмы).
- Я предлагаю вам принять участие в проекте «Водоёмы нашего края» (3 слайд). Обсудим цели урока: узнать новые сведения о водоёмах; сформулировать правила поведения у водоёма; узнать, что делает человек для охраны водоёмов в нашем крае.
III. Подготовительный этап. Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма».
- Какие разделы проекта мы выделим? (Предложения детей).
Основные разделы проекта появляются на 3 слайде:
1. Виды водоёмов.
2. Значение водоёмов и их охрана.
3. Экологические проблемы водоёмов.
IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.
Задания первой группе по разделу «Виды водоёмов».
- Вологодская область многоводна. Среди лесов, полей, лугов голубеют многочисленные блюдца озёр. Сверкает на солнце спокойная гладь рек. Среди кустарников петляют звонкие ручейки. Пробиваются из земных недр родники. Много воды скапливается и в болотах.
- Задание «Экспериментаторам»: разделить водоёмы на две группы по их происхождению.
Составление таблицы
Водоёмы
Естественные
Искусственные
Река
Озеро
Море
Океан
Ручеёк
Канал
Водохранилища
Пруд
- Задание «Аналитикам». Эта группа работает с картой Вологодской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.
- Задание «Иллюстраторам». На схеме реки подписать её части. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найти объяснения слов: исток, устье.
- Задание «Исследователям».
Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Вологодской области. Можно пользоваться справочной литературой «Сказания о Земле Вологодской» С. 59.
План описания реки:
1. Название.
2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному).
3. Где находится исток реки.
4. какое течение: быстрое или медленное.
5. Притоки.
6. Куда впадает река.
7. Растения и животные реки.
8. Использование реки человеком.
9. Как люди влияют на реку.
10. Что люди делают для охраны реки.
Задания второй группе по разделу «Значение водоёмов и их охрана».
- Задание «Экспериментаторам». Собрать «рассыпавшееся» стихотворение о воде.
- Задание «Аналитикам».
- Прочитать текст учебника С. 155 (1, 2, 3 абзацы) и составить модель, показывающую значение водоёмов в природе и жизни людей.
- Задание «Иллюстраторам». Дать название каждой картинке, на которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей.
- Задание «Исследователям». Составить памятку поведения у водоёмов, используя текст учебника С.155-156 (4-7 абзац).
Задания третьей группе по разделу «Экологические проблемы водоёмов».
- Задание «Экспериментаторам». Изучить текст и указать источники загрязнения воды.
1 литр сточных вод приводит в негодность 100литров чистой воды. Завод за минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефти затягивает плёнкой
50 мІ поверхности воды.
- Задание «Аналитикам». Прочитать текст на С. 158 и сделать вывод.
- Задание «Иллюстраторам». Составить экологические знаки, которые можно установить на берегу реки.
- Задание «Исследователям». Записать экологические проблемы водоёмов.
На выполнение заданий в группах даётся 10-15 мин.
1 раздел «Виды водоёмов»
- Испытание первого раздела проекта. Первая группа представляет результаты работы (4-7 слайды). Один ученик рассказывает о реке Вологодской области.
2 раздел «Значение водоёмов и их охрана».
- Испытание второго раздела проекта. Вторая группа представляет результаты работы (8, 9 слайды).
- Вода – самое удивительное и полное тайн вещество.
Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдётся.
За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Столько же ему надо её выпить или съесть, так как вода есть в мясе, овощах, хлебе.
Без воды не растёт урожай на полях, не смогут работать заводы. Знаете ли вы, что для того, чтобы изготовить 1 тонну кирпича, надо израсходовать 2 т воды, а чтобы выплавить 1 т металла, нужно 300т воды?
- Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Модель, показывающая значение водоёмов в природе и жизни людей.
Источник и хранилище Украшение Земли
пресной воды
Дом для животных Использование
и растений Значение водоёмов заводами и фабриками
Водные дороги для Место отдыха
перевозки грузов
Название картинок:
- Дом для животных и растений.
- Место отдыха.
- Водный путь.
- Источник электроэнергии.
Памятка поведения у водоёмов:
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
4. Никогда не ныряй в незнакомом месте!
5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.
3 раздел «Экологические проблемы водоёмов».
Инсценировка «Разноцветная река».
Действующие лица: Ведущий, жёлтая рыбка, красная рыбка, фиолетовая рыбка, чёрная рыбка.
Ведущий: Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная со студёной водой.
К реке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы искупаться; рыбаки - наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
(Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки).
Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот и стала от сточных вод красной. А ты, почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот пришёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела Вот и стала фиолетовой - еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?
Ведущий: Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Как же сохранить воду чистой в реке?
Источники загрязнения реки:
1. Сточные воды заводов.
2. Разлив нефти.
3. Мусор с кораблей.
Экологические знаки прикрепляются к доске. Другой ученик объясняет, что эти знаки обозначают.
V. Самоанализ проектной деятельности.
- Что понравилось, с какими трудностями встретились?
VI. Итог урока.
- Какое значение имеет проект? (Охрана водоёмов, правильное поведение у водоёмов, экономия водных ресурсов).
VII. Вывод (10 слайд).
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них на веки
Студёная и чистая вода.
VI. Домашнее задание (11 слайд).
Литература:
1. Баранов С.Ю., Скупинова Е.А. Сказания о Земле Вологодской. - Вологда: ООО «Учебная литература», 2008.
2. Дик Н.Ф. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы в 3-4-х классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. Программы по учебным предметам. Базисный план
внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч. /
Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1.
4. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.
13PAGE 15
13PAGE 141215