Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»по темеПасха
«Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры»
урок по теме «ПАСХА»
Учитель начальных классов
Кудрявцева О.А.
Цель: формирование у учащихся представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных христиан.
Задачи:
познакомить учащихся с православным праздником - Пасха, с его традициями и обычаями;
раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;
воспитывать уважительное отношение к народным традициям, праздникам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности рабочих мест.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
(На слайде картинка Храма с колокольным звоном, крашеные яйца в корзинке)
– Кто сможет назвать тему урока? (Пасха)– Каковы цели и задачи урока? (Познакомимся с православным праздником – Пасха, узнаем, почему символом Пасхи являются крашеные яйца, узнаем, в какие игры играли дети на Пасху). – Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресение. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день весёлых игр, первых хороводов, качания на качелях. Нередко его называли Зелёные Святки.Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему Пасху называют «праздником – праздников и торжеством из торжеств», вспомним, как наши предки готовились к этому радостному событию.
3. Формирование новых знаний
– Что предшествует празднику Пасха? (Великий пост или его ещё называют Строгий)– Почему его так называют? (Долго длится, верующие люди ограничивают себя в еде)– Только ли воздержание в пище является отличительной чертой поста? (Скромность в поведении, ношение скромной одежды, тишина, духовное очищение) – Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти. Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы, победа Добра над Злом.– Неделю перед Пасхой называют Страстной Седмицей. Каждый день на Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас мы узнаем, чем наши предки занимались на страстной неделе.
Ученик. В понедельник в доме мыли окна и выбрасывали старые, ненужные вещи. Во вторник закупали продукты для Пасхи, делали различные лечебные настои. Среда – это день стирки и уборки. Четверг в народных традициях называют чистым, завершали уборку в доме. В четверг утром пекли куличи, днём красили яйца, вечером делали пасху. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. В Великую пятницу в храмах из алтаря выносят плащаницу. А самый тихий день – Страстная суббота. День, когда Спаситель был в гробу. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи. Великая суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь в церкви служится пасхальная заутреня. Ровно в полночь провозглашается: «Христос воскресе!» и все откликаются: «Воистину воскресе!»
Ученик:
Повсюду благовест гудит,Из всех церквей народ валит.Заря глядит уже с небес...Христос Воскрес! Христос Воскрес!С полей уж снят покров снегов,И реки рвутся из оков,И зеленее ближний лес...Христос Воскрес! Христос Воскрес!Вот просыпается земля,И одеваются поля,Весна идет, полна чудес!Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Ученик:
Христос Воскрес! Скворцы поют,И, пробудясь, ликуют степи.В снегах, журча, ручьи бегутИ с звонким смехом быстро рвутЗимою скованные цепи.Еще задумчив темный лес,Не веря счастью пробужденья.Проснись! Пой песню Воскресенья –Христос Воскрес!
Христос Воскрес! В любви лучахИсчезнет скорби мрачный холод,Пусть радость царствует в сердцахИ тех, кто стар, и тех, кто молод!Заветом благостных НебесЗвучит нам песня Воскресенья,Любви, и счастья, и прощенья, –Христос Воскрес!
После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.
И сейчас ребята расскажут нам о главных блюдах пасхального стола.
Ученик.
Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать неделю и не зачерстветь.
Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.
Учитель. Отличительной чертой Пасхального стола являются крашеные яйца. Посмотрите, они покрашены в красный цвет. Послушайте придание о первом крашеном яйце.
В рассветной дымке таяла долина, Над облаками золотился крест.Пришла к царю Мария Магдалина,Весть принесла: «Иисус Христос воскрес!»– Нет, женщина, тебе я не поверю!Фантазии и вымыслу есть мера, –Мысль оживила властное лицо.– Как не поверю я, что белое яйцо,Тобою принесённое мне в дар,Вдруг станет красным,Вспыхнет, как пожар!Царь замолчал, но с этими словамиСвеченье разлилось над головами,Стеснилось и замедлилось дыханье,Казалось, где-то музыка звучит.Яйца коснулись тёплые лучи,Оно зажглось в лучах, затрепеталоИ, словно Кровь Христова, алым стало!
Учитель. Существуют различные способы украшения пасхальных яиц: покраска, оплетение бисером, роспись красками.
Ученик. Яйца, окрашенные одним цветом, называются крашенками. Традиционным красителем является луковая шелуха. Она безвредна и является самым доступным средством, при этом получаются самые разные оттенки: от золотистого до красно-оранжевого. Цвет яиц зависит от времени варки.
Ученик. Если на общем цветном фоне пасхального яйца обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапинка. Для окрашивания яиц «в крапинку» необходимо мокрые яйца обвалять в сухом рисе, завернуть в марлю и отварить в луковой шелухе. Там, где был рис, остаются пятна и разводы, а это и есть отличительный признак крапинок.
Ученик. Писанки – это настоящие произведения народного творчества. Их писали на сыром курином яйце. Самые распространённые орнаменты на писанках – это солнечные знаки, растительные мотивы и бесконечники. Особое значение имеет и цвет писанки. Белый цвет – цвет чистоты и божественного начала; голубой – цвет Богородицы и духовного знания; зелёный – символизирует здоровье и жизнь; бордовый или коричневый – принадлежность к земле; синий – связь с небом и ночью, а чёрный цвет символизирует неизвестность и бесконечность.
Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла , хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62. Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой-либо сюрприз – живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов.
4. Физкультминутка.
– В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество у каждого игрока. И сейчас мы поиграем в старинные игры.
1. «Раскручивание яиц»
По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
2. «Катание яиц».
По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель.
3. «Сталкивание яиц»
По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.
5. Творческое задание .
– А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего занятия. Сегодня мы будем работать по группам. Первая группа будет рисовать пасхальную открытку, а вторая – придумает и выполнит роспись пасхального яйца.
Подведение итогов работы творческих групп, оформление пасхального уголка.
6. Рефлексия
– Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут так же как и Иисус).– Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (Христос воскресе. Воистину воскресе).– В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на колокольню и поупражняться в колокольном звоне.
Храм Господний озарёнСолнцем золотистым. Льётся колокольный звон – Звон пасхальный чистый.Зажигает лица онРадостью сердечной. Ведь поёт пасхальный звонНам о жизни вечной.
7. Домашнее задание
спросить у родителей, бабушек, дедушек, как они справляли праздник в детстве, сравнить с современным праздником.
Список литературы:
1. А.В. Кураев «Основы православной культуры. 4-5 класс. Москва. Просвещение 2013г.2. Православный церковный словарь библейских и христианских символов, терминов и понятий. Российский Остеон-фонд. Москва. Амрита – Русь, 2008г.3. Онуфриева И, Миронова Е. Пасхальные сюрпризы. К.Фаберже. Юный художник 1990г.4. Танкеев И. Обычаи и традиции русского народа. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 1999г.5. Власов И.А., Степанова Т.В., Чекова И.В. Разработка урока по курсу «Истоки» «Пасха – Светлое Христово Воскресение»6. http://www.troyrebenok.ru/pasha-sttml стихи о Пасхе
15