Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования


Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования
Романова Татьяна Михайловна,
заведующая отделом декоративно-прикладного
и технического творчества МБОУ ДОД
«Центр детского творчества» г. Абакана
Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.
В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что «важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».
В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).
Кроме того, проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на определенных основаниях, среди которых важным является открытый и сетевой характер реализации.
Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:
- формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;
- межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.
Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.
Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности
Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
- анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;
- повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;
- обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
- расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
- расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДОД;
- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;
- совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.
Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское
Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия.
Такая работа активно проводилась в рамках работы базовой площадки ХакИРОиПК в ЦДТ г. Абакана, реализации проекта «Организация индивидуального методического сопровождения педагогов в процессе реализации программ ДОД в условиях перехода на новое содержание образования». Наши педагоги представляли свой опыт, выявляли проблемы и в равноправном партнёрстве с педагогами других УДОД РХ находили пути их решения. В результате авторские программы наших педагогов реализуются педагогами других учреждений ДОД РХ и юга Красноярского края. Это программы «От стандарта к индивидуальности» по конструированию и моделированию одежды – педагог Иванова Л.И., «Руки создают человека» - педагог Черчинский Ю.А., «Калейдоскоп рукоделий» - педагог Ягло С.Г. и др.
     Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети. (размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге,  в общении равных по статусу специалистов и учреждений.
Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.
Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.
Способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических (методические рекомендации по разработке рабочих программ, по организации и проведению конкурсов, выставок ДПИ), кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.
Сетевое взаимодействие даёт эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса (авторские образовательные программы, программы для одаренных детей, ИОМ, Проект по развитию робототехники «Шаг в будущее» - победитель конкурса грантов МОиН РХ и др); добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения  и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.
Модель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие - и проигрывает свои возможные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а создаются по собственной инициативе участников, исходя из потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.
Условия организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:
- материально-техническое и технологическое обеспечение - достаточное оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, высокая скорость Интернет и др.;
- психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;
- разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;
- грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;
- привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;
- отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;
- готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;
- наличие опытных квалифицированных кадров;
- выработка единой цели партнеров;
- активность сторон сетевого взаимодействия;
- мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.
Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.
Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:
- оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);
- получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ);
- расширение круга общения участников образовательного процесса;
- привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;
- расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;
- повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;
- повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;
- возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;
- построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;
- возможность организации рабочих мест для подростков;
- привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);
- рост доверия родителей к учреждению;
- рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;
- формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.
Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.