Развитие медиакомпетентности неслышащих школьников в процессе работы над школьной газетой Поговорим?!

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»



















Развитие медиакомпетентности неслышащих школьников в процессе работы над школьной газетой «Поговорим?!».






Марченко Елена Николаевна,
учитель индивидуальной слуховой работы












п. Вычегодский, 2015

Выпуск школьного периодического издания является частью системы школьного медиаобразования, цель которого подготовка новых поколений к жизни в современных информационно-коммуникационных условиях, к восприятию новой информации, её пониманию и критическому анализу.
Издание газеты помогает школьникам не только проследить весь технологический процесс газетного производства, но и принять непосредственное участие в создании медийного продукта на всех его этапах от момента проектирования до публикации и критического осмысления результатов. Выпуск школьной газеты, выполняющей функцию своеобразного общественного контролера, является также одним из первых опытов участия детей в демократическом самоуправлении школы, в реализации их права на свободу слова.
Выпуск школьной газеты способствует первичному освоению соответствующих методов работы, формированию навыков планирования при участии в подготовке и выпуске номера газеты.

В результате выпуска учебной газеты школьники получают базовые представления о профессии современного журналиста. Они знакомятся с существующими методами работы журналиста, приобретают первичные навыки по сбору, обработке и распространению информации, изучают основные правила создания газетных материалов разных объемов и жанров, а также этапы организации выпуска газетного номера.




В лист профессиональных компетенций, приобретаемых школьником во время издания газеты входят:
планирование;
работа с источниками информации (использование разнообразных методов ее сбора, селекции и проверки);
умение находить важные и злободневные темы;
оперативно и в срок готовить журналистские материалы;
использование адекватных языковых и других изобразительно-выразительных средств и принятых в прессе форматов, стандартов и технологических требований;
редактирование и внесение корректорской правки;
анализ номера газеты на редакционной летучке.


Важной составляющей обучения является оперативность выполнения редакционных заданий. Макетирование номеров школьных газет осуществляют школьники, а верстку номера – преподаватель или школьник, освоивший пакет профессиональных компьютерных программ.
Проектирование школьной газеты надо начинается с формулировки ее миссии. Зачем существует эта газета? Кому она нужна? Каких целей она может/должна достичь? Из ответа на эти вопросы и складывается представление о миссии, предназначении конкретной школьной газеты. В формулировке миссии газеты участвуют представители всех основных подразделений школы, а не только администрация или энтузиасты-учителя со своими учениками. Определяется творческая группа, в которую входят:
ученики, заинтересованные в работе над газетными выпусками;
учителя, отвечающие за выпуск газеты; педагог-организатор;
директор школы или представители школьной администрации.
Контроль над окончательным вариантом формулировки миссии остаётся за руководителем школы.
Какую нишу займет газета, кто будет ее читателем и что этот читатель ждет от газеты? Эти вопросы не праздные, и редакция должна на них ответить. Школьная газета обязана отвечать на информационные потребности своей аудитории, даже если она и не очень велика и ее интересы в принципе предсказуемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васильева Л. А. Делаем новости! – М., 2002.
2.Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М., 2008.
3.Гуревич С. М. Номер газеты. – М., 2002.
4.Кулеева Л., Михайлов С. Основы дизайна. – М., 2002.
5.Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.
6.Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста. – М., 2007.
7.Ситников В. П. Издательское дело. Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. – М., 2002.