Доклад на ШМО Формирование медиакомпетентности и медиакультуры школьников
«Формирование медиакомпетентности и медиакультуры школьников»
( Доклад на ШМО, 29.10.2014) Миронюк С.Н.
В соответствии с Концепцией внедрения медиаобразования в Украине и России перед современной школой поставлена задача максимального раскрытия и развития потенциала каждой личности, формирования стремления к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации. Реализация этого требует нестандартных программ, обеспечения индивидуального подхода, использования системы компетентностно-ориентированного обучения и воспитания.
Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить ребенка понимать ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощь технических средств можно только освоив медиатехнологии.
В современной социокультурной ситуации в России все большее влияние и распространение приобретает медиакультура, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) интенсивно распространяется по всему миру.
Видео, CD-ROMы, DVD, Интернет предоставляют учащимся возможность индивидуального общения с экраном. Они могут выбрать интересующую их кассету (диск, сайт), и, к примеру, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же материал на разных языках. Что позволяет, не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и (в случае с персональным компьютером) в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи. Уже сегодня созданы компьютерные игры с объемным изображением и звуком, рассчитанные не только на развлечение, но и на развитие памяти, реакции, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения.
Сегодня медиа – комплексное средство освоения человеком окружающего мира. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа), активизации знаний, полученных в процессе изучения русского языка и литературы. К сожалению, в большинстве современных российских школ этот потенциал до сих пор остается нереализованным.
За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния медиа на школьную аудиторию. Их авторы в целом сходятся во мнении, что наряду с поп-музыкой и спортом общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест. При этом медиакультура (к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета), органично вобравшая в себя черты русского языка, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает более широким спектром воздействия.
Особое место в молодежной аудитории принадлежит учащимся средних общеобразовательных школ. От того, насколько развитой будет индивидуальность учителя, его сознание, самостоятельное мышление, умение интегрировать медиаобразование с образовательным процессом, во многом зависит эффективность обучения в школах. И здесь роль и место медиакультуры становятся все более важным и весомым, как в смысле развития творческих способностей личности, так и формирования восприятия и критического мышления школьников.
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, овладевать способами общения на основе невербальных форм» [Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555].Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности на материале и с помощью средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.
Следовательно, актуальность введения изучения факультативного курса определяется настоятельной необходимостью изучения школьниками истории медиакультуры, что далее станет основой для обретения ими исторических, теоретических представлений о медиаобразовании, как об эффективном средстве развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.
Цель факультативного курса: историко-искусствоведческий, культурологический анализ развития Российской медиакультуры с точки зрения его использования в процессе медиаобразования школьной аудитории. Оценить возможности медиаобразования в подготовке учащихся к безопасному и эффективному взаимодействию с современными масс-медиа. Формировать умения школьников защищаться от потенциально вредных эффектов медиа.
Задачи факультативного курса:
- определение понятия «медиа» и «медиакультура»; анализ основных терминов медиакультуры;
- характеристика основных этапов исторического развития медиакультуры в России;
- изучение творчества выдающихся отечественных мастеров медиакультуры;
- изучение и анализ конкретных медиатекстов (статей, фильмов, радио/телепередач, интернетных сайтов и т.д.).
- Внедрение элементов медиаграмотности в учебные дисциплины, проведение факультативных занятий, организация кружковой работы с учащимися (указываются классы).
- Улучшение качества подготовки учителей к занятиям через самообразование и овладение медиатехнологиями;
- Формирование критического мышления учащихся их умения работать с информацией в медиапространстве;
- Разработка и апробирпование учебных Программ для спецкурса, факультатива, кружка, видеоклуба и т.д.;
- Целенаправленная подготовка учащихся к умелому и безопасному использованию информационно-коммуникационных технологий;
- Формирование медиакультуры школьников, активизация поиска и творческой деятельности школьников через средства массовой коммуникации, готовность и размещение собственных медиатекстов.
Методы: анализ литературы по медиакультуре (печатной и аудиовизуальной) в различные периоды, связь теоретических и практических концепций, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий.
Место факультативного курса в учебном плане школы: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Русский язык», «Мировая художественная культура», «Литература», «История» и др.
После полноценного изучения данного курса школьники будут четко представлять себе:
- ключевые понятия курса («медиа», «медиакультура», «экранные искусства» и др.);
- основные этапы исторического развития медиакультуры в России;
- главные черты базовых этапов исторического развития медиакультуры в различные периоды и в разных социокультурных условиях;
- современную ситуацию в области развития медиакультуры;
- потенциальные возможности изучения истории медиакультуры для медиаобразования.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня понимания школьниками социокультурного, экономического и политического контекста функционирования медиа и умения использовать их для углубления знаний школьников;
- Сформировать у учащихся аудиовизуальную культуру восприятия медиатекстов;
- Развитие коммуникативных способностей, фантазии, креативности, логического мышления и навыков критического восприятия медиатекстов;
- Разработка авторских учебных Программ по медиаобразованию, интегрированных уроков по данному направлению, методических рекомендаций, создание видеотеки;
- Создание научно-методической базы медиаобразования.
Практическая значимость: в результате занятий школьники будут не только обладать запасом знаний по истории медиакультуры, но и уметь использовать эти знания в медиаобразовании.
Знакомясь с опытом европейских стран по реализации медиаобразования, нельзя не заметить, что кинопедагогике там уделяется должное внимание. Школьные программы обязательно предусматривают время для изучения лучших образцов мировой кинематографии, для посещения кинофестивалей, проводятся семинары с кинопросмотрами для старшеклассников, диспуты для разных возрастных групп. Школьникам предлагают снимать собственные фильмы, учат планировать и писать сценарии, конструировать диалоги, распределять роли и задания, работать с камерой. При этом, дети на практике переживают весь многостадийный процесс создания фильма, включая организацию питания для участников и рекламное продвижение конечного продукта – DVD. Более того, учащимся самим доверяют организовывать и проводить школьные кинофестивали. Конечно же, большое значение в медиаобразовательной практике уделяется написанию рецензий. Для этого педагоги вместе с кинематографистами издают специальные брошюры-подсказки, в которых содержится наиболее важная аналитическая информация о фильмах.
Думаю, что межрегиональный конкурс эссе-рецензий-отзывов «По ту сторону экрана» для учащихся базовых школ Всеукраинского эксперимента из Крыма и Запорожской области в определенной мере приблизил нас к реализации прогрессивных европейских образовательных моделей и помог решить некоторые важные кинопедагогические задачи. Наши ребята справились с невероятно сложными заданиями – смогли побывать «по ту сторону экрана» и разгадать припрятанные создателями фильмов глубинные тайны. Эта восхитительная творческая деятельность, безусловно, наделила их знаниями – новыми силами и намерением осознать жизненно важные смыслы этого замечательного мира, в котором, подвергая испытаниям всё новых и новых своих героев, лишь иногда изменяя формы своего проявления, постоянно присутствует борьба света и тьмы.
Результаты недавнего исследования, проведенного в Англии Британским киноинститутом (BFI) вместе с другими организациями в рамках проекта «Кино — грамотность XXI века» (Film — 21st Century Literacy), не оставляют сомнений: интеграция кинематографа в среднее образование — дело полезное.
Немного статистики. Она красноречива. После школьных мероприятий, связанных с кино — от просмотров до съемок фильмов и организации кинофестивалей, — 85 процентов опрошенных учителей стали с большим энтузиазмом относиться к своей работе; 82 процента почувствовали, что им стало легче найти подход к сложным ученикам; абсолютно все выразили желание участвовать в новых проектах, связанных с фильмами.
85 процентов мальчиков и 95 процентов девочек стали получать большее удовольствие от просмотров фильмов после того, как им рассказали об этапах их создания. 85 процентов всех школьников пойдут в кино на те картины, которые ни за что не выбрали бы до участия в проекте. Вопрос: почему в России предложение двух министерств — образования и культуры — о введении в программу российских школ кинофакультатива вызвало дискуссии? Что может быть плохого в том, что школьникам без принудиловки и экзаменов будет предоставлена возможность посмотреть и обсудить сто фильмов с одноклассниками?
А вот некоторые примеры заданий, связанных с киноискусством, которые выполняет обычный голландский школьник:
• напиши рецензию на фильм, который ты посмотрел (для выполнения подобных заданий кинематографисты в сотрудничестве с педагогами готовят брошюры с информацией о фильмах и аналитическими материалами, помогающими детям понять замысел автора);
• сними фильм вместе с группой одноклассников (этот проект занимает несколько месяцев. Сначала школьники учатся планировать, писать сценарий, диалоги, распределять роли и задания в группе, работать с камерой и т.п. Потом они снимают и монтируют фильм, проходя все этапы, включая даже организацию питания на съемках и оформление DVD);• в группе одноклассников организуй кинофестиваль из фильмов, снятых учащимися других классов (лучшие фильмы отправляются на национальный кинофестиваль школьных фильмов).
На «культуру и искусство» выделяется не менее одного часа в неделю, но школы имеют право составлять гибкое расписание, отвечающее требованиям заданий. Например, можно группировать эти часы, чтобы у школьников было достаточно времени на просмотр фильма или непрерывную работу над ним.
Желание и готовность педагогических работников и руководителей к такому роду деятельности – вот главное условие при успешной работе в данном направлении.