Создание единого воспитательного пространства школы


Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе одаренных детей, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (представление практического опыта по обновлению подходов к воспитанию в соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации)
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодится в жизни тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С. Я. Маршак
 В концептуальном методологическом плане воспитание для педагогов нашей школы есть целенаправленное управление процессом развития личности. В методико-практическом плане - это обеспечение благоприятных условий для наиболее эффективного, наиболее полноценного и динамичного развития растущей личности. Исходя из своего практического опыта заместителя директора по воспитательной работе, считаю, что: только в процессе разносторонней социально значимой деятельности возможно полноценное развитие личности. Если в конкретном классе, в конкретной школе не организуется полезная обществу деятельность, не планируются и не реализуются нужные людям, школе, городу, обществу дела, то в этом коллективе никогда не будет воспитан полноценный гражданин, человек с активной жизненной позицией. Я понимаю, что в своих теоретических воспитательных размышлениях нам нельзя возноситься в заоблачные дали. Дети наши живут здесь и сейчас. Они в меру реалистичны, в меру романтичны. И это обстоятельство следует всегда учитывать педагогу при выстраивании определенной системы воспитательной работы.
Цель своей профессиональной управленческой деятельности я вижу в создании единого воспитательного пространства школы, обеспечивающего последовательное, динамическое, педагогически прогнозируемое продвижение к относительно новым, творческим по своему духу, инновационным воспитательным результатам. Достичь такой многоплановой цели, на мой взгляд, можно через постановку следующих организационно-методических задач:
1.    Создание системы непрерывного наращивания профессионального и методического мастерства учителей, повышения воспитательного профессионализма у школьных педагогов дополнительного образования, а также классных руководителей и педагогов-организаторов.
2.    Создание в школе интегративного учебно-воспитательного пространства, отвечающего современным, предельно высоким государственным требованиям к структуре, условиям и результатам воспитания.
3.    Создание механизма диагностики результативности организуемого воспитательного процесса, обеспечивающего адекватную оценку достигнутой степени эффективности воспитательной деятельности всего школьного педагогического коллектива.
4. Проведение мониторинга деятельности классных руководителей для повышения воспитательного профессионализма.
5.    Повышение творческой активности всех участников целостного образовательного процесса, вовлечение их в непрерывно совершенствуемую, содержательно постоянно обновляемую жизнедеятельность школы.
6.    Отработка механизма взаимодействия всех социально-педагогических служб и общественности в масштабе функционирования единой воспитательной системы школы.
Выдвигая к решению задачу построения концептуально единого - учебного и воспитательного - процесса, соответствующую самым современным нормативно-регламентирующим требованиям, я сконцентрировала свои управленческие усилия на координации деятельности классных руководителей школы, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования. В результате совместной работы нам удалось создать некий контур подходящей для нас сквозной целевой воспитательной программы, включающей в себя, во-первых, все накопленные в школе воспитательные традиции, а, во-вторых, учитывающей существующие потребности и интересы обучающихся.
Такая поисково-исследовательская деятельности дала нам возможность создать следующий научно-методической аппарат:
1.    Концепция и программа развития системы воспитательной работы школы «Школа радости, успеха и сотрудничества» (на период с 2006 по 2011 год),
2.    Концепция и программа развития школы «Личностный рост» (на период с 2011 по 2016 год).
3.    Описание примерной компетентностной модели становления и развития личности выпускника основной и средней школы.
Значительное внимание в своей управленческой деятельности я уделяю планированию воспитательной работы школы. Планирование строится на анализе наличного состояния системы воспитательной деятельности, фиксации достигнутого уровня воспитанности учащихся, выявлении допущенных в воспитательной работе ошибок и понимании причин их возникновения. Только на основе разнопланового анализа достигнутых результатов воспитательной работы в нашей школе формулируются цели и задачи на предстоящий период. В ходе планирования предусматриваются и те узловые моменты, в которых в самой ближайшей перспективе нам предстоит совершить определенный «инновационный прорыв».
К настоящему времени в нашей школе уже фактически созданы благоприятные условия для разностороннего развития личности ребенка в учебной и во внеурочной работе. Объективно, на четкой диагностической основе подтверждаются и успехи в деле воспитания. Все это результат того, что на протяжении последних пяти лет воспитательная работа нашей школы основывалась на реализации последовательного гуманистического подхода к личности ученика-воспитанника, исходном признании его индивидуальности, уникальности и самоценности.
Гуманистический подход, воплощаемый нами на практике, находил свое теоретико-методическое отражение в содержании пятилетних по своему хронологическому объему Концепции и программы развития нашей воспитательной системы: «Школа радости, успеха и сотрудничества». Концепция и программа были приняты на школьном педагогическом совете еще в 2006 году. Своеобразными преемниками выступили последующие наши концепция и программа «Личностный рост», которые мы реализуем ныне (приложение 1).
В ходе инновационного обновления системы воспитательной работы нашей школы мы стремимся создавать самые благоприятные условия для удовлетворения социально-значимых запросов и потребностей всех участников целостного воспитательного процесса. Воспитание социально активной личности - личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность. Гуманистическое отношение к миру является для нас стратегическим целевым ориентиром на обозначенный в разработанной концепции промежуток времени. Но развитие всех субъектов воспитательного процесса - своеобразное условие эффективного развития обучающихся. Все должно иметь взаимосвязь и взаимообусловленность (приложение 2).
Мы понимали, что успешное создание единого воспитательного пространства в нашей школе станет принципиально возможным только с опорой на реально достигнутую к настоящему времени общую атмосферу радости, оптимизма, успеха и сотрудничества. Но сегодня на повестку дня выдвинулись и другие, более сложные проблемы социального бытия личности, касающиеся и наших воспитанников. Это - воспитание гражданина, человека, семьянина, работника. Данные приоритетные воспитательные задачи входят в состав обязательных структурных компонентов практически любых целевых проектов, выступающих, говоря современным языком академической педагогики, ключевыми направлениями системы динамически выстроенных направлений воспитательной деятельности.
В процессе реализации поставленных инновационно-творческих задач, связанных с совершенствованием системы воспитательной деятельности педагогического коллектива школы, активное участие принимает большинство учителей, родителей, учащихся. Наиболее педагогически продуктивными видами деятельности учащихся нашей школы становятся сегодня интеллектуально-творческие формы деятельности: факультативные занятия, творческие исследовательские работы, интеллектуальные конкурсы, соревнования, олимпиады разного уровня по различным предметам. Немаловажную роль в общей системе инновационного поиска более совершенных форм и методов работы играет спортивная, а также трудовая и общественно-полезная деятельность.
Организация всех видов творчески ориентированной воспитательной деятельности с обучающимися в нашей школе всегда основывается на диагностических данных. Для изучения эффективности воспитательной системы мы используем такие известные методики, как анкетирование, методику ценностно-ориентированного единства коллектива, методику изучения социализированности личности учащихся (М. И. Рожков), методику определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе, а также тест «Размышление о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова).
На наш взгляд, единое воспитательное пространство современной школы совершенно невозможно создать без взаимосвязи моновозрастных (одновозрастных) и поливозрастных (разновозрастных) коллективов.
Одновозрастные ценностно-смысловые взаимоотношения дети осваивают, прежде всего, объединяясь в классные коллективы. Классные руководители нашей школы большое внимание в своей работе уделяют формированию здоровых межличностных отношений в классных коллективах. Они способствуют появлению внутриклассных традиций, проводят разнообразные культурные мероприятия (совместные походы, экскурсии на природу, посещения театра и т. д.).
Разновозрастные группы детских объединений представлены школьными детскими общественными организациями. В таких объединениях воспитательно-значимые взаимоотношения выстраиваются в процессе проведения общешкольных, межшкольных массовых мероприятий. В летний период эту задачу выполняют разновозрастные трудовые детские объединения.
В реализации ключевых идей нашей концепции «Личностный рост» используется программно-целевой подход. Наиболее полно отражают логику выстраивания основных направлений реализации концепции такие проекты, как «Здоровым быть модно», «Я - гражданин России», «Будущий успех рождается сегодня!», «Красота спасет мир», «Олимпиец», «Мой выбор – будущее России!», «Мы вместе», «Взаимодействие семьи и школы. Психолого-педагогическое просвещение родителей».
(приложение 3).
По многочисленным независимым экспертным оценкам к числу «сильных» сторон в разработке и реализации модели создания единого воспитательного пространства нашей школы относятся следующие:
Развитие сети дополнительного образования
Нами ведется регулярная работа по таким направлениям: художественно-эстетическое, техническое, естественно-биологическое, туристическое, социально-педагогическое и физкультурно-спортивное. Обучение в коллективах дополнительного образования осуществляется по типовым и модифицированным программам. Мы разрабатываем авторские образовательные модели и технологии. В школе на сегодняшний день работают 22 детских творческих объединения. Поддерживается постоянная связь с учреждениями дополнительного образования, расположенными на территории муниципального образования: музыкальной школой, ДЮСШ, Центром детского творчества, Спортивным комплексом «Лидер», художественной школой.
Положительный воспитательный опыт, оформленный в виде устойчивых традиций школьного сообщества.
Все мероприятия, приобретшие к настоящему времени силу традиции, включены нами в годовой круг общешкольных праздников и мероприятий.
I четверть
·      Праздник «Здравствуй, школа!»;
·      Осенняя ярмарка (5 – 11 классы);
. Осенний вернисаж (1 – 4 классы);
·      День Учителя;
·      Посвящение в пятиклассники.
II четверть
·      Международный День толерантности. Фестиваль народов Мира;
·      День матери. Конкурс «Супер мама»;
·      Акция милосердия «Дарите радость людям»;
·      Новогодние дискотеки, бал.
III четверть
·        Смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества (5-7 кл.);
. Конкурс военной и патриотической песни (8 – 11 кл.)
·        «Посвящение женщине» к празднику 8 марта.
IV четверть
. Музыкально-поэтический марафон «Пусть всегда будет солнце»
· День здоровья;
· Последний звонок (9, 11 кл.);
. Церемония награждения отличников, спортсменов, активистов;
· Праздник «До свидания, школа! Здравствуй, лето!» (4 кл.);
 
Педагогически эффективное использование в школьной воспитательной работе «Технологии коллективных творческих дел» (КТД).
Возглавляя и организуя работу по данному направлению, действуя совместно с педагогом – организатором, для проведения общешкольных массовых тематических дел привлекается большинство учащихся, педагогов и родителей. Всю воспитательную работу в школе я планирую таким образом, чтобы вовлечь в деятельность как можно больше учащихся и родителей, чтобы она была для всех них личностно значима.
С целью стимулирования ребят из разных классов к участию в общественной жизни школы, мы проводим конкурсы «Лучший класс года», «Ученик года» и др.
Коллективные творческие дела, как известно, дают возможность, с одной стороны, вовлечь в их подготовку и проведение большое количество детей и общественность, а с другой стороны - позволяют раскрыть социально-коммуникативные способности практически всех участников. Следует особо подчеркнуть, что технология коллективных творческих дел применяется нами не только внутри единого воспитательного пространства школы, но и в открытой социальной среде - при праздновании юбилеев школы, проведении вечера школьных друзей, новогодних праздников и др. В нашей школе стали традиционными открытые мероприятия: Осенняя ярмарка, «Фестиваль народов Мира», «Супер мама», Церемония награждения отличников, активистов и спортсменов. Все они готовятся и проводятся в формате коллективных творческих дел.
Рост уровня методической подготовленности всего педагогического коллектива, включая педагогов дополнительного образования школы.
Осуществляя работу по «творческому самонастраиванию» нашей собственной системы повышения профессионального методического мастерства педагогических кадров, прежде всего классных руководителей и педагогов дополнительного образования, необходимо ориентироваться на задачу интенсивного перехода российской системы образования на новые образовательные стандарты. Я изучаю имеющийся отечественный и зарубежный опыт по внедрению современных инновационных воспитательных технологий, готовлю пакет поддерживающих программ для серии практико-ориентированных семинаров и тренингов по темам: «Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика», является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения, реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях, театре, центре детского творчества и др.;
«Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы», предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций, их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области;
«Инновации и современные педагогические технологии в системе работы по развитию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья», проведения такого семинара – обмен опытом среди педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обученияи воспитания. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Составляю развернутые методические рекомендации по совершенствованию содержания воспитательной работы, реализую такие рекомендации через координацию деятельности методических объединений классных руководителей, организую творческий обмен мнениями и профессиональными воспитательными достижениями.
Фактически ощутимым результатом нашей поисково-исследовательской работы в данном направлении выступает, по моему мнению, создание теоретически обоснованной программы деятельности школьного методического объединения классных руководителей. Проведение педагогического лектория для родителей - еще одно важное событие в деятельности школы. Все это обеспечивает более эффективное выполнение требований социального и государственного заказа в адрес нашей общеобразовательной школы.
На сегодняшний день в школе увеличилось количество классных руководителей, добровольно участвующих в профессиональных конкурсах различных уровней.
Последовательный рост эффективности воспитательного процесса.
По результатам регулярно проводимого в школе мониторинга в образовательном учреждении заметно повысился уровень воспитанности учащихся. 
Необходимо также отметить, что значительно снизилось количество правонарушений, совершенных учащимися нашей школы.
Конечно, успехи в воспитании у нас имеются. Но время, общество и государство выдвигают перед школой все новые и новые задачи, в том числе и задачу обеспечения готовности учащихся к непрерывному духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе глубокого и ответственного понимания смысла своей жизни, эта задача уже решается нами на программно-целевой основе.
 
Из методической копилки школы 
Приложение 1
Содержание основных  идей программы развития
Идея развития. Основной смысл педагогического процесса - развитие ученика, его движение к раскрытию своей творческой индивидуальности как в учебно-воспитательном процессе, так и на реализуемых дополнительных образовательных маршрутах. Идея развития включает в себя и профессионально-личностное развитие педагогов, а также педагогически прогнозируемое развитие школы как социально открытой педагогической системы.
Идея одаренности. Каждый ребенок, так или иначе, одарен от природы, поэтому, после того как идея развития в целом станет реальностью в системе учебно-воспитательной работы школы, на приоритетное место может быть поставлена другая задача: деятельностно-практическая помощь ребенку в раскрытии имеющихся у него задатков, склонностей и способностей. А в более далекой перспективе - раскрытие одаренности для обретения возможности более полноценного жизненного самоутверждения и самореализации.
Идея сотрудничества основана на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы.  Совместное бытие детей и взрослых обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах выстраивания коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.
Идея творчества. Творчество в рамках разработанной программы рассматривается нами как универсальный механизм интенсивного развития растущей личности, обеспечивающий ей наиболее рациональный путь вхождения в мир человеческой культуры. В идеале любая школа - это территория культивирования творческого начала в человеке.
 
Приложение 2
 Дифференциация программируемых целевых воспитательных задач инновационной деятельности школы по ступеням школьного образования.
 
В самом широком социально-педагогическом плане наиважнейшей целью инновационной деятельности нашей общеобразовательной школы является создание оптимальных условий для всемерного развития растущей личности. На этой программно-целевой основе выстраивается единое воспитательное пространство школы. В более узком, личностно-психологическом плане в число ведущих целевых задач воспитательной работы мы включаем - формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. На основных ступенях школьного образования дифференциация целевых задач приобретает следующий вид:
 
5-7-е классы:
·формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, Родиной;
·воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем;
·развитие основ истинно человеческой культуры у учащихся, осознание  ими значимости творческой деятельности;
·развитие потребности в изучении истории своей Родины, своего народа, своего города, в целом своей «малой родины».
 
8-9-е классы:
 ·воспитание потребности сознательно строить свою жизнь в обществе, изменяя свой внутренний мир через приобретение опыта трудовой, художественной, общеобразовательной деятельности;
·воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства;
·воспитание уважительного отношения к людям, честно, своим трудом достигшим успеха в жизни;
·развитие творческой активности, инициативности в максимально широком спектре жизненных взаимоотношений.
 
10-11-е классы:
·развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
·формирование развернутого представления о современном человеке как о субъекте выстраивания своей жизни;
·формирование положительного отношения к учению, понимания роли непрерывного обновления интеллектуально-познавательных знаний, умений и навыков на протяжении всей своей жизни;
·расширение представлений о социальном устройстве жизни через формирование сущностных знаний об образе жизни человека и способах его существования;
·формирование и вдумчивое отстаивание своей жизненной позиции;
·приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
 
Приложение 3
 Отбор содержания воспитательной работы по программно-целевому основанию.
Сформулированные в концепции целевые ориентиры дальнейшего развития воспитательной системы школы предопределяют для нас исходное основание для создания пакета соответствующих проектов.
В хронологическом отношении проекты перспектив развития воспитательной системы школы могут быть: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. В отношении масштаба охвата своим содержанием воспитательного пространства школы они могут быть: общешкольного уровня, уровня отдельных ступеней системы школьного образования (начальной, средней, старшей), уровня отдельного классного коллектива или параллелей классов.
По мере выполнения педагогическим коллективом школы того или иного целевого воспитательного проекта (или какой-либо его части, то есть подпроекта) он заменяется другим, более актуальным, более востребованным, а значит и более инновационным по своему духу.
Ниже мы приводим краткую характеристику-аннотацию реализуемых в настоящее время проектов долгосрочного уровня.
 
Проект «Здоровым быть модно»
 
Цель этого проекта состоит в том, чтобы показать ребенку (а одновременно и его родителям, семье) значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для становления и непрерывного развития его интеллектуальных, нравственных и духовных сил, для достойного профессионального и жизненного самоопределения.
 Основные направления реализации проекта:
 1.Сотрудничество с медицинскими работниками, психологами, а также медицинскими учреждениями города для изучения и последующей коррекции с их помощью здоровья обучающихся.
2.Сотрудничество с родителями обучающихся.
3.Организация просветительской работы среди обучающихся по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее.
4.Организация работы по формированию правильного отношения обучающихся к урокам физкультуры, к занятиям спортом.
5.Формирование личностной рефлексии обучающихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своем здоровье). Ожидаемые результаты:
·Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.
·100 %-ное участие учащихся в Днях здоровья.
·Система работы по формированию здорового образа жизни.
·Повышение уровня воспитанности школьников.
 
Проект «Я - гражданин России»
 
Цель проекта: воспитание у обучающихся патриотических чувств, обучение пониманию смысла человеческого существования, формирование у них понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в жизни родной страны.
 Основные направления реализации проекта:
1.Сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, город, район, школу. Формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей.
2.Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3.Развитие стремления знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
4.Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
5.Воспитание интереса обучающегося к самому себе, желания самосовершенствоваться.
6.Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, воспитание уважения и терпимости к обычаям и традициям других народов.
7.Экологическое воспитание обучающихся, воспитание чувства ответственности за будущее планеты Земля, воспитание любви к животным, бережного отношения к природе.
 Ожидаемые результаты:
·Сформированное чувство сострадания и милосердия.
·Учащиеся знают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни.
·Выпускник - патриот своей Родины.
·Повышение уровня воспитанности школьников.
 
Проект «Будущий успех рождается сегодня!»
 
Цель проекта: интеграция личности ребенка с обществом, формулируемая самими детьми как перспектива интересной жизни, достигающаяся путем реализации интересов детей и формирования потребности в самосовершенствовании, самореализации и готовности к выполнению различных функций в обществе.
 Основные направления реализации проекта:
1.На основе диагностики индивидуальных задатков и способностей обучающихся совместно с педагогами определить методы, приемы, формы работы.
2. Изучать и влиять на кругозор обучающихся, их познавательный интерес, увлечения и использовать результаты изучения при организации учебной и воспитательной работы.
3.Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для более сконцентрированного развития интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся.
 Ожидаемые результаты:
·Призовые места в районных и областных конкурсах, олимпиадах.
·Охват учащихся кружковой деятельностью - до 70 % учащихся.
·Повышение уровня воспитанности школьников.
 
Проект «Красота спасет мир»
 Цель проекта: способствовать развитию творческой личности обучающихся в процессе культурно-досуговой деятельности.
 Основные направления реализации проекта:
1.Изучение индивидуальных интересов и потребностей обучающихся во внеурочной деятельности.
2. Использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей обучающихся.
3.Развитие творческих способностей через участие во внеурочной деятельности.
 Ожидаемые результаты:
·Повышение уровня активности участия учащихся в жизнедеятельности школы.
·Повышение культурного уровня учащихся.
·Охват учащихся кружковой деятельностью - до 70 %.
·Повышение уровня воспитанности школьников.
 
Проект «Олимпиец»
 Цель проекта: овладение основами физической культуры учащимися, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.
 Основные направления реализации проекта:
·Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
·Развитие двигательных способностей.
·Приобретение необходимых знаний в области физической культуры.
·Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься.
 Ожидаемые результаты:
·Повышение активности участия учащихся в спортивной деятельности школы.
·Успешное участие в спортивных соревнованиях. Призовые места в районных и областных соревнованиях.
·Охват учащихся спортивной деятельностью - до 70 %.
·Повышение уровня воспитанности школьников.
 
Проект «Мой выбор – будущее России!»
Цель проекта: оказать помощь в выборе профессии с учетом интересов, склонностей учащихся, а также потребностей государства в профессии.
 Основные направления реализации проекта:
· Ознакомить школьников с разнообразием профессий.
·На основе диагностики выявить способности, склонности, интересы учащихся, их ценностные ориентации и профессиональные намерения.
 Ожидаемые результаты:
· Осознанный выбор профиля, экзаменов, профессии.
· Повышение уровня воспитанности школьников.
Проект «Мы вместе»
 Цель проекта: передача опыта ответственности от старших к младшим, формирование опыта ответственности за собственное поведение, за последствия своих действий; формирование активной жизненной позиции.
 Основные направления реализации проекта:
·Найти сферы полезной для школы и личностно значимой для самих обучающихся деятельности.
·Сделать эти сферы совместной деятельности эмоционально насыщенными и интересными.
·Осуществлять своевременную психолого-педагогическую поддержку и помощь детям в достижении ими поставленных целей и задач совместной деятельности.
 Ожидаемые результаты:
· Повышение уровня общественной активности учащихся.
· 100 %-ное участие учащихся в общешкольных делах.
· Повышение уровня воспитанности школьников.
 
Проект «Взаимодействие семьи и школы. Психолого-педагогическое просвещение родителей»
 Цель проекта: включение в воспитательный процесс школы родительской общественности.
 Основные направления реализации проекта:
1.Привлечение родителей к совместной работе во внеурочное время.
2.Работа с социально неблагополучными семьями.
3.Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек.
 Ожидаемые результаты:
·Сформированное чувство чести рода, семьи.
·Осознание учащимися ответственности перед своей семьей.
·Рост числа посещений родительских собраний до 70 %
·Повышение уровня воспитанности школьников и родителей.
 
 
Критерии эффективности воспитательного процесса:
Для исследования эффективности воспитательной работы мы выделили следующие критерии:
1.    Социализированность личности учащегося.
2.    Развитие креативных способностей учащегося.
3.    Сформированность нравственной направленности личности учащегося.
4.    Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
5.    Уровень развития классных коллективов.
6.    Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения.
7.    Уровень развития самоуправления в школьном и классном коллективах.