Презентация проекта Создание единого языкового пространства Детский сад и семья


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ»автор: старший воспитатель –С.В.Зинюхина, координатор: заведующая МБДОУ №29 – Т.А.ПетренкоМайкоп – 2012г.  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Развитие коммуникативных способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития речи детей дошкольного возраста. Педагогический коллектив нашего детского сада работает над проблемой познавательно - речевого развития дошкольников на протяжении многих лет, педагоги имеют определенный опыт применения разнообразных технологий и методик, необходимых для организации образовательного процесса по развитию речи дошкольников. Но многие методики, дидактические пособия, наглядно – иллюстративный материал, которые были рекомендованы к использованию воспитателями, перестали отвечать современным требованиям к организации воспитательно – образовательного процесса, и, в том числе, познавательно – речевому развитию дошкольников. Подводя итоги анализа речевого развития наших воспитанников, педагоги столкнулись с тем, что речь дошкольников недостаточно развита, о чём говорит сравнительный мониторинг речевого развития воспитанников ДОУ за 2010-2011учебный год. Необходимо было решать задачи развития речи детей дошкольного возраста, в том числе: научить не просто говорить, а связно излагать свои мысли, описывать, сочинять, рассказывать, таким образом, педагогический коллектив ДОУ был вовлечен в поиск эффективных методик. Знакомясь с нетрадиционными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, мы пришли к выводу, что применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей, потому что методы и приёмы технологии ТРИЗ и РТВ: мозговой штурм, эмпатия, морфологический анализ, метод фокальных объектов, методика формирования классификационных навыков и т.д., направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей, и, в конечном счете, речи дошкольников. Не секрет, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности детей дошкольного возраста. Таким образом, педагогический коллектив нашего детского сада  направил свою деятельность на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, развитие творческих способностей, а также создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.  ЦЕЛИ ПРОЕКТА: Создание единого языкового пространства «Детский сад и семья», способствующего развитию творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста. Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников, обогащение педагогического опыта и взаимодействия с родителями. ЗАДАЧИ: С педагогами:Разработка и апробация системы перспективного планирования образовательной деятельности по области «Коммуникация», циклов конспектов образовательной деятельности и мероприятий по речевому развитию. Повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ как средства повышения уровня имиджа ДОУ.Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов для обеспечения качества работы по развитию речи и творческих способностей детей дошкольного возраста.С детьми:Повышение эффективности работы по формированию коммуникативных умений и навыков, культуры общения, творческих способностей детей дошкольного возраста. Организация дополнительной работы с детьми, направленной на формирование интереса к родному языку, его истории, культуре, традициям через установление связей с социумом(детская библиотека).С родителями: Разработка механизмов взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих активизации роли родителей в развитии речи и творческих способностей детей дошкольного возраста.Создание условий для активного участия родителей в совместной с детьми речевой и продуктивной деятельности.Среда:Обновление и оптимизация условий создания современной предметно развивающей среды для организации работы по развитию коммуникативных навыков, культуры общения и творческих способностей детей дошкольного возраста.Социум: Взаимодействие с социумом в работе по формированию у дошкольников коммуникативных навыков и творческих способностей (детская библиотека, АРИПК, педагогический колледж, АГУ). Формулировка проблем Способы решения проблем 1 группа: Пассивность педагогов в использовании развивающих возможностей современных педагогических технологий Организация выставок - конкурсов конспектов различных видов НОД, сценариев и т.д.Взаимопосещения различных форм непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация».Разработка диагностических материалов, системы планирования.Создание инициативной группы педагогов.Стимулирование  педагогов.Защита проектов на педагогическом совете.Получение дополнительного образования по проблеме . 2 группа: Недостаточная заинтересованность родителей в совместной деятельности и включение в педагогический процесс МБДОУ. Организация конкурсов и выставок совместных работ по речевому развитию: (конкурс сочинений, детских поздравлений и пожеланий к праздникам, самодельных книжек и т.д.).Диспуты и развлечения на тему: «Говорим правильно».Вовлечение родителей в познавательный процесс по организации речевой среды в ДОУ.Организация обучающих семинаров, консультаций специалистов ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ Ожидаемые результаты ПРОДУКТ ПРОЕКТА:Инновационные педагогические проекты педагогов ДОУ по развитию речи и творческих способностей дошкольников, основанные на принципе интеграции образовательных областей, в соответствии с ФГТ.Система планирования познавательно - речевой деятельности.Обновление и пополнение речевой предметно - развивающей среды.Выпуск газеты для родителей «Учимся сами, учим, играя».Сборник методических рекомендаций для родителей и воспитателей по теме проекта.КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА: Оценка эффективности методической работы МБДОУ по следующим критериям:Научная обоснованность.Системность.Дифференциация.Этапность. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА № Ресурсы Планируемые мероприятия 1. Кадровые создание творческой группы педагогов, в составе которой будут 6 воспитателей дошкольных групп и 2 специалиста, старший воспитатель. Из них: 7 педагогов – с высшей категорией. Стаж работы у 80 % педагогов более 20 лет. Уровень профессионализма достаточно высокий; 2. Научно- методические подбор печатных теоретических материалов по развитию речевой и познавательной деятельности, образовательная область «Коммуникация»;методическое сопровождение проектной деятельности;разработка системы планирования, методических материалов (конспекты, сценарии, картотека схем и моделей, и т.п.);самообразование педагогов,  курсовая подготовка в АРИПК. 3. Организационные организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;разработка Положений о выставках – конкурсах сказок, сочиненных родителями и детьми «Сказки осеннего леса», «Зимняя фантазия» и выставки – конкурса книжек для малышей «Хотим быть здоровыми»; определение критериев эффективности реализации проекта, повышения профессионализма педагогов в организации познавательно - речевой деятельности. 4. Информационные использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;консультации и семинары по педагогическому проектированию;знакомство родителей с проблемой на общем собрании;создание банка методических материалов.Организация работы консультативного пункта «Малышок» (для родителей, воспитывающих детей на дому) по познавательно-речевому развитию 5. Мотивационные разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;организация выставок – конкурсов сказок, сочиненных родителями и детьми «Сказки осеннего леса», «Зимняя фантазия» и выставки – конкурса книжек для малышей «Хотим быть здоровыми»;накопление и обобщение педагогического опыта;повышение квалификационных категорий педагогов. 6. Материально- технические подключение Интернета в МБДОУ, создание сайта МБДОУ;размещение информации и методических материалов на сайте МБДОУ;выпуск газеты МБДОУ №29 «Учимся сами, учим, играя», организация презентаций  по результатам реализации проекта 7. Финансовые материальное поощрение педагогов по результатам выставок-конкурсов;оплата услуг Интернета;приобретение методических материалов по области «Коммуникация» (речевое развитие); ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАI этап – «Подготовительный» II этап – «Основной» III этап – «Заключительный -Организация работы творческой группы » ПЕРСПЕКТИВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА:-Презентация педагогических проектов на городском уровне.-Показ открытых мероприятий в рамках проектной деятельности для педагогов детских садов города.-Публикация методических материалов по теме проекта (критерии, показатели и уровни развития творческих способностей детей дошкольного возраста, диагностический инструментарий по их выявлению, описание передового педагогического опыта МБДОУ №29 по данной проблеме и др.)-Размещение методических материалов на информационном сайте МБДОУ.-Описание опыта работы и выступление на городском и республиканском уровне (конференции, педагогические чтения и т.п.)