Авторская программа для занятий в секции по настольному теннису (дополнительное образование)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа № 17 г. Феодосии Республики Крым»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В СЕКЦИИ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Составил:
Богданов Михаил Юрьевич
Учитель физической культуры
2015г.
пояснительная записка
При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для общеобразовательных заведений. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках нашего учебного заведения. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года.
Образовательная программа “настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность. По уровню освоения программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений, организаторских способностей учащихся в процессе освоения этой программы.
Эта программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Не сложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в нашем учебном заведении, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
цель программы:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
задачи:
дать необходимые знания в области спортивной игры – настольный теннис;
научиться регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции, выносливость;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения.
в секцию принимаются учащиеся средней и старшей школы;
учебно-тренировочная нагрузка 1 час в неделю,34 часа в год.
Форма занятий – групповая, игровая, индивидуальная, в парах.
Форма проведения занятий – индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки – основной показатель работы секции по настольному теннису – выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно – качественных показателях: технической, тактической, физической, интегральной, теоретической и физической подготовки.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Учитель секции использует варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебного года 2 – 3 раза.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовки к соревнованиям.
ожидаемые результаты
будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
узнают правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
Знать правила проведения соревнований;
Расширят знания о технических приемах;
Получат новые знания о современном настольном теннисе.
Будут уметь:
Провести специальную разминку для теннисиста
Овладеют основами техники настольного тенниса;
Овладеют основами судейства в теннисе;
Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Освоят тактику игры в настольный теннис;
Будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Освоят накат справа и слева по диагонали;
Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;
Освоят накат справа и слева в один угол стола;
Научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;
топ–спин справа по подставке справа;
Научаться делать топ спин слева по подставке;
Освоят технику топ спин слева по подставке;
Освоят технику топ–спина справа по подрезке справа;
Освоят технику топ–спин слева по подрезке слева;
Будут уметь проводить и судить соревнования в группах младшего возраста.
способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства.
Учебно-методическая литература.
Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с.
Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. Кишинев. Картя Молдановескэ. 1973.
Кондратьева Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах. ФиС. 1979.
Настольный теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/пНазвание темы Время Дата занятия
1 Вводный урок по настольному теннису. Инструктаж
по Т.Б., обзор развития настольного тенниса. 1 2 Гигиена и врачебный контроль ,изучение элементов
Стола, ракетки, изучение плоскостей вращения мяча, изучение хватов, изучение выпадов. 1 3 Передвижениеигрокаприставнымишагами,
совершенствование выпадов, хваток, передвижения, обучение подачи. 1 4 Обучениетехникиподачипрямымударом,
Совершенствование плоскостей вращения мяча, игра-
подача. 1 5 Обучениеподачи«Маятник»,учебнаяиграсэлементами подач. 1 6 Обучение подачи«Веер»,совершенствование техники
Подачи «Маятник»,соревнования в группах. 1 7 Совершенствованиеподачи«Маятник»,«Веер»,
техникаотскокамячавигре,учебнаяиграс изученными элементами. 1 8 Обучение техники«срезка» мяча, совершенствование
Техники срезки в игре. 1 9 Совершенствование техники«срезки» слева, справа,
Игра с применением срезок. 1 10 Учебнаяиграсранееизученнымиэлементами,
Соревнование в группах. 1 11 Совершенствованиетехникидвиженияногами,
Руками в игре, техника подач. 1 12 Совершенствование техники постановки руки в игре,
расстояния до стола, высота отскока мяча. Учебная игра. 1 13 Обучениетехники«наката»вигре,изучение
вращения мяча в«накате». 1 14 Обучениетехники«наката»слева,справа,
Совершенствование техники«наката», применение в игре. 1 15 Занятие по совершенствованию подач, срезок, накатов. 1 16 Учебнаяиграпосовершенствованиюизученныхэлементов в игре теннис. 1 17 Изучение техники вращения мяча и движение руки вЭлементе «подставка». 1 18 Применение «подставки»в игре. 1 19 Изучение техники выполнения «подставки» слева. 1 20 Изучение техники выполнения «подставки» справа 1 21 Занятия по совершенствованию техники элемента
«подставка» слева, справа. 1 22 Совершенствование в группах по качеству элементов
игры. 1 23 Изучение техники элемента «подрезка», движение
руки, ракетки, ног. 1 24 Применение элемента «подрезка» в игре. 1 25 Совершенствованиеэлемента«подрезка»справа,
Слева в отрабатывание на столе. 1 26 Применение элемента «подрезка»в игре. 1 27 Совершенствование изученных элементов в игре. 1 28 Изучение технического приёма «свеча». 1 29 Совершенствование технического приёма «свеча» вигре. 1 30 Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча». 1 31 Учебнаяиградлясовершенствованияучебныхэлементов, изучение элемента «стоп-спин». 1 32 Изучениеэлементов«топ-спин»справа,слева,
Совершенствование приёмов «топ-спина»в игре 1 33 Занятия для совершенствования ранее изученныхэлементов. 1 34 Учебная игра, соревнования среди занимающихся. 1