Проект Водоемы. Практические работы
ГБОУ города Москвы «ШКОЛА 1741»
Денисова И. А. учитель начальных классов,
Понырова Е. В. Учитель начальных классов.
Лузакова Н. М. педагог-организатор,
Проект
Водоемы. Практические работы.
Главная цель: доказать необходимость очистных сооружений на производстве.
Задачи:
Уточнить знания учащихся о водоемах, и на какие группы их разделяют.
Уточнить знания о природных сообществах водоемов.
Закрепить знания учащихся о роли живых организмов в природном сообществе.
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Продолжать формировать чувство бережного отношения к природе.
Учить детей работать с приборами из переносной лаборатории «Фильтрация воды».
Совершенствовать конструктивные навыки.
Продолжительность – 1 урок в неделю в течение учебного года.
Предметные области, затронутые в проекте: окружающий мир, литературное чтение, информатика, легоконструирование.
.
Ресурсы: переносная лаборатория «Фильтрация воды». Золотой фонд российских энциклопедий (электронная версия), интернет, школьная библиотека.
Оборудование: плакаты с изображением разных водоемов, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, сканер, электронный микроскоп. Разные виды конструктора Лего.
Руководитель Лузакова Н. М. педагог-организатор.
Участники: Денисова И.А. учитель начальных классов, Понырова Екатерина Владимировна учитель начальных классов, ученики 4-го класса.
Организация деятельности: групповая и фронтальная работа учащихся, два учителя в классе.
Раздаточный материал: приборы для фильтрации воды из переносной лаборатории Корнельсон; наборы крупного легоконструктора 2 цвета (по выбору учащихся); 2 крупных полиэтиленовых пакета, клеенки на столы, тряпочки, бумажные салфетки, ножницы, бросовый материал.
Организация классного пространства: один ученик за партой (фронтальная организация деятельности); по 2-3 человека за 2 сдвинутыми партами, стоя (при работе с конструктором).
Система оценивания, подведение итогов этого проекта: традиционная система оценивания за полноту и своевременность выполнения работы.
Итог, результат проекта для детей: ученики научились вести исследовательскую работу, в результате этой работы был собран материал о разных видах водоемов, обобщены и закреплены знания о роли живых организмов в природном сообществе, о значении чистой воды для всех живых организмов. Учащимися были изготовлены схемы-рисунки в программе Логомиры «Круговорот воды в природе», «Жизнь реки», «Откуда вода попадает к нам в дом». Из легоконструктора был создан плакат «Не загрязняйте воду!». Очищенная с помощью фильтров вода была использована для проращивания семян. Ростки фасоли были высажены в грунт, за ними ведется наблюдение и уход.
Дети научились собирать материал из разных источников, в том числе используя сеть интернета, проводить опыты с помощью приборов из лаборатории «Фильтрация воды», фотографировать результаты опытов и поделки из Лего, переносить на компьютер; создавать презентации в программе Power Point. Защищать свои проекты.
Аннотация проекта: Проект рассчитан на учеников 4 классов. На уроках по окружающему миру и литературному чтению, а так же во внеурочное время, учащимся были даны знания о водоемах, природных сообществах, о роли живых организмов в природном сообществе, о роли воды для живого организма. Было решено изучить, какие водоемы есть в нашем районе. С этой целью посетили речку Очаковку. После наблюдения пришли к выводу, что загрязненность реки мешает ее обитателям. Стали думать, как им можно помочь. Провели опыты по очистке воды. Сделали плакат из легоконструктора «Не загрязняйте воду!» Школьники подготовили сообщения на темы: «Значение воды для растений и животных»; «Значение воды для человека»; «Источники загрязнения воды»; «Вода – созидатель»; «Вода – разрушитель»; «Водные ресурсы земли»; «Пресная и соленая вода»; «Как сберечь воду?». Начали составлять презентацию в программе Power Point. Часть этой презентации была показана во время защиты проектов.
План, ход проекта:
I-й этап – ознакомительный.
Показать необходимость беречь воду (уроки по окружающему миру и литературному чтению; просмотр документального фильма о красоте водного мира в режиме Онлайн; слайд-фильма «Водоемы»).
II-й этап – поисково-исследовательская деятельность.
Постановка цели о проведении опыта по очистке воды.
Сбор информации о воде.
Выступление учащихся с докладами.
III-й этап – практическая деятельность.
Конструирование плаката из Лего « Не загрязняйте воду!».
Проведение опыта по очистке воды с использованием легоконструктора и приборов из лаборатории «Фильтрация воды».
Проращивание семян фасоли. Наблюдение за ростом фасоли и уход за растениями.
Составление презентации в программе Power Point.
IV-й этап – защита проектов.
Вопросы, которые рассматривались:
Что входит в понятие «Природные сообщества»?
Какие водоемы бывают и как сделать так, чтобы водоемы оставались чистыми?
На какие две большие группы можно разделить водоемы?
Как загрязненная вода влияет на семена и растения?
Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего?
Что еще может и чего не может отфильтровать почва?
Почему необходимы очистные сооружения на предприятиях?
Как человек может помочь воде?
15