Разъяснения по реализации Индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов (ИПРА)
Разъяснения по реализации
Индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов
(ИПРА)
Люльчук Н.И.
методист-дефектолог
отдел практической психологии
ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика»
Новый Уренгой
2016
Приказом Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г. утвержден новый порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида, ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Новая форма ИПРА предусматривает комплекс мер по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в разных сферах деятельности:
в сфере социальной защиты населения
в сфере охраны здоровья
в сфере образования
в области физической культуры и спорта и т.д.
В сфере образования наша задача, это психолого-педагогическая реабилитация и абилитация ребенка-инвалида.
Реабилитация, также как и абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, но реабилитация - это восстановление утраченных возможностей и способностей, а абилитация - развитие потенциальных возможностей детей. Таким образом, в сфере образования нас в большей мере будет касаться именно абилитация детей-инвалидов.
Для того, чтобы гарантировать обеспечение необходимой помощи каждому ребенку-инвалиду, чтобы ни один из них не выпал из поля зрения соответствующих потребностям ребенка-инвалида структур, с 01.01.2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 723н, который утверждает формы и порядок предоставления информации об исполнении мероприятий, предписанных индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
Это значит, что теперь при прохождении ребенком медико-социальной экспертизы (МСЭ) и установлении ему статуса «ребенок-инвалид» составляется Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), предписывающая обеспечение ему необходимых мероприятий психолого-педагогической реабилитации и абилитации:
- рекомендации по условиям организации обучения (нуждается /не нуждается);
- необходимость оказания психологической помощи в ОО (нуждается /не нуждается);
- необходимость оказания помощи в профориентации в ОО (нуждается /не нуждается).
Кроме того, указываются виды помощи, необходимые ребенку-инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению услуги. Например, помощь ребенку-инвалиду, нуждающемуся в кресле-коляске, сопровождение ребенка-инвалида, обеспечение допуска собаки-проводника, предоставление услуги с использованием жестового русского языка, обеспечение допуска сурдопереводчика, оказание помощи в уяснении порядка предоставления и получения образовательной услуги, в оформлении документов и иные виды помощи.
ИПРА из ФКУ ГБ МСЭ поступает в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), которое в свою очередь, в течение 3 дней направляет (на бумажном носителе) выписку из ИПРА в Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой. В течение 3-х рабочих дней Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой передает выписку в ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика» в отдел практической психологии, где выписка ИПРА регистрируется в журнале учета сведений по разработке и реализации перечня реабилитационных и абилитационных мероприятий детей-инвалидов, далее в течение 10 рабочих дней со дня поступления выписки из департамента образования ЯНАО - ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика» отдел практической психологии разрабатывает и направляет на утверждение в Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой проект приказа с перечнем реабилитационных и абилитационных мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. В течение 3-х дней с даты утверждения приказ Департамента образования Администрации г. Новый Уренгой с приложением «Перечня психолого-педагогических мероприятий» направляет в конкретную образовательную организацию, которую посещает ребенок-инвалид и законному представителю ребенка-инвалида по месту жительства и вручает ему лично (под роспись).
Уведомление бюро МСЭ о выполненных (не выполненных) мероприятиях по психолого-педагогической реабилитации и абилитации будет осуществляться в обратном порядке: образовательная организация – Департамент образования г. Новый Уренгой (ОПП) – департамент образования ЯНАО.
Эта работа будет осуществляться постоянно, круглогодично. Это еще раз подтверждает необходимость назначить в образовательной организации ответственного за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (завуч по инклюзии), который будет осуществлять координацию деятельности всех участников образовательных отношений.
Каким образом будет осуществляться взаимодействие Департамента образования и подведомственных организаций?
Департамент образования г. Новый Уренгой:
Во-первых, направляет выписку в Отдел практической психологии, где осуществляется регистрация информации из выписок ИПРА.
Во-вторых, организует взаимодействие с родителями ребенка-инвалида.
В-третьих, организует взаимодействие с образовательными учреждениями и направляет Приказ + ИПРА для организации обучения (обучения и воспитания для ДОО) ребенка-инвалида с учетом его особых образовательных потребностей, где кроме необходимых ребенку психолого-педагогических мероприятий будут указаны сроки их исполнения и срок предоставления отчета по результатам проведенных мероприятий.
По результатам этой работы Департамент образования г. Новый Уренгой (Отдел практической психологии, ММЦ МАУ ДО «МУК «Эврика») осуществляет контроль выполнения образовательной организацией предписанных рекомендаций.
В течение 60 дней с даты исполнения рекомендованных мероприятий, но не позднее 45дней до окончания срока действия ИПРА Департамент образования г. Новый Уренгой направляет в департамент образования ЯНАО отчет о реализации перечня психолого-педагогических мероприятий ИПРА.
Образовательная организация:
- назначает ответственное лицо за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (статус – не ниже Зам. директора по УВР/МВР);
- исполняет мероприятия по психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида:
На каждого ребенка-инвалида создается дело, где хранятся все документы, касающиеся организации обучения (выписка из ИПРА, заключение ПМПК, медицинские справки об организации обучения на дому, о наличии противопоказаний к тому или иному виду деятельности, индивидуальный учебный план, индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения, индивидуальное расписание, отказы родителей от предоставления тех или иных услуг и т.д.). Необходимо обеспечить конфиденциальность вышеупомянутых документов в соответствии с законом о защите персональных данных, т.е. хранить только в сейфе, при обмене информацией пользоваться защищенными каналами связи или осуществлять передачу информации на бумажных носителях;
- организует работу ПМП консилиума, который разрабатывает индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ (может включать диагностические процедуры, консультирование родителей, индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия коррекционно-развивающей направленности);
* при необходимости привлекает дополнительные ресурсы для реализации мероприятий, рекомендованных ИПРА;
- обеспечивает выполнение и контроль мероприятий (документация ОО должна отражать выполнение предписанных ИПРА мероприятий:
коррекционный раздел основных образовательных программ,
адаптированные образовательные программы, учебные планы, в т.ч. индивидуальные, классный журнал, журналы проведения индивидуальных и групповых занятий;
журнал проведенных консультаций, индивидуальные планы сопровождения и пр.).