Урок на тему: Предпосылки объединения русских земель
Урок 22. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
План урока:
Предпосылки и причины объединения русских земель.
Политическая система Руси.
Борьба Москвы и Твери.
Правление Ивана Калиты.
Причины возвышения Москвы.
Задачи:
Образовательные:1.Установить предпосылки и причины объединения русских земель;2.Охарактеризовать политическую систему Руси в период раздробленности;3.Дать оценку внутренней и внешней политики Ивана Калиты;4.Определить причины возвышения Москвы.
Развивающие: 1. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы; 2. Развивать коммуникативные умения; 3. Учить детей делать выбор уровневого задания.
Воспитательная: Формирование сознания учащихся в направлении того, что только единство нашего государства обеспечит ему могущество, процветание, независимость.
Цель: Установить причины и предпосылки объединения русских земель и выяснить, почему именно Москва встала в центре объединения русских земель.
Оборудование урока: учебник, ИКТ, индивидуальные карточки.
Понятия и термины: раздробленность, централизованное государство, «отец», «молодшие братья».
Важные личности: Иван Калита, Даниил Александрович, митрополит Петр.
Основные даты: правление Ивана Калиты (1325-1340), перенос резиденции митрополита в Москву – 1325 г, подавление Иваном Калитой антиордынского восстания в Твери.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). ПУУД: Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества; РУУД: раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы; ЛУУД: высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калитвы; КУУД: дать оценку поведению Ивана Калиты в период тверского восстания 1327 года.
Приемы, формы организации познавательной деятельности на уроке.
Учащиеся должны установить предпосылки и причины объединения русских земель, а также выяснить, почему центром объединения русских земель стала Москва и помнить о том, что только единство нашего государства обеспечит ему могущество.
Тип урока: комбинированный
Формы урока: работа в группах, слово учителя, беседа, самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы и схемы, выполнение опережающего задания по алгоритму.
Методы, используемые на уроке: частично-поисковый, наглядный, коммуникативный, исследовательский.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
Деление детей на 4 группы. Распределение обязанностей в группах. II. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения (7 мин.)
Работа в группах.
Обобщающее повторение по теме «Феодальная раздробленность» по карточкам. Карточки для всех групп одинаковые. Каждой группе предлагается дать ответ на один из вопросов карточки.
Карточка
а) Что такое феодальная раздробленность?
б) Назовите причины феодальной раздробленности.
в) Каковы последствия феодальной раздробленности?
г) Что такое централизованное государство?
III . Изучение нового материала (25 мин.)
Слайд 1 Название темы.
Поставим вопросы к теме. Учащиеся ставят вопросы к изучаемой теме:
- Каковы причины и предпосылки создания единого Русского государства?
- Каковы причины возвышения Москвы?
- Что собой представляла политическая система Руси в XIII веке?
- Что характерно для внутренней и внешней политике Ивана Калиты?
Слайд 2
Исходя из перечисленных вопросов, попытаемся сформулировать проблему урок.
Проблема урока:
Установить причины и предпосылки объединения русских земель и выяснить, почему именно Москва встала в центре объединения русских земель? Слайд 3
Задание для группы №1
Самостоятельное изучение текста учебника, параграф 17, п. 1. Выявление причин объединения русских земель. Слайд 8
Задание для группы №2
Самостоятельное изучение текста учебника, параграф 17, п. 1.
Заполнение таблицы «Какие слои населения выступали за объединение и почему?»
Слои населения Почему выступали за объединение.
Слайд 8
Задание для группы №3
самостоятельное изучение пункта 2 из параграфа 17. Заполнение таблицы. «Политическая система Руси». В таблицу учащиеся вносят информацию к заданной схеме слайд 8
Иерархия князей Их права и компетенции
Группа № 4 «эксперты»
Анализируют выступления 1-3 групп и делают выводы.
Выступление учащихся от групп. Выступление сопровождается проверочным материалом, показываемым на слайдах после ответов учащихся.
Ответы группы № 1 слайд № 9.
Ответы группы № 2 слайд № 10.
Ответы группы № 3 слайд № 11.
Продолжение изучения нового материала
Рассказ учителя по теме «Борьба Москвы и Твери» сопровождается показом слайда презентации (слайд №12).
Выступление по индивидуальному опережающему заданию
«Характеристика личности Ивана Калиты». Выступление сопровождается показом слайда презентации (слайды №13,14).
Работа в группах. Сделать вывод, пользуясь картой и изученным на уроке материалом «Почему именно Москва встала в центре объединения русских земель?» ( слайд №15).
Выступления от групп со своей версией и выводами.
Запись в тетрадях общих выводов по теме «Почему Москва – центр объ-единения русских земель?» (слайд №16).
IV. Закрепление пройденного материала (4мин.)
Назовите:
Предпосылки и причины объединения русских земель.
Слои русского общества, заинтересованные в объединении страны.
Причины возвышения Москвы.
Ответы повторения демонстрируются слайдами № 9, 10, 15,16.
Домашнее задание: Параграф 17, ответить на вопросы с 156. Выполнить задания в рабочей тетради. Слайд 17
Опережающее задание: подготовить сообщение о Дмитрии Донском.