Статья Готов ли ребенок к школе
Готов ли ребёнок к школе?
Уважаемые родители ваш ребёнок скоро пойдёт в школу, ему уже исполнилось пять лет. Скоро в школу. Многие из вас начинают беспокоиться о том, как лучше подготовить его к дальнейшему обучению. Готовность у ребёнка должна быть: 1. интеллектуальная;
2. психологическая;
Чтобы проверить, готов ли ребёнок к школе, нужно:
-определить уровень знаний и умений ребёнка;
-найти «слабые звенья» в цепи развития и обучения; -выставить индивидуальную программу занятий
-отметить склонности и способности ребёнка;
-правильно организовать общение.
Основные правила организации занятия с ребёнком.
Стремитесь сделать каждое занятие интересным для ребёнка, играйте с ним.
Не превращайте занятия с ребёнком в школьные уроки.
Поддерживайте на каждом занятии доброжелательную атмосферу.
Чаще хвалите ребёнка, относитесь к нему с уважением.
На не успехи реагируйте сдержанно. Вселяйте в ребёнка уверенность своим поведением и высказываниями.
Доверяйте ребёнку! Предоставляйте ему возможность действовать самостоятельно, свободно высказывать свои мысли, оценивать ситуацию и результаты конкретных заданий.
Находите и сравнивайте положительные результаты ребёнка с его предыдущими результатами, а не с достижениями других детей.
Обращайтесь за помощью к специалистам, если возникают сомнения относительно развития и поведения ребёнка.
Развитие речи и подготовка к обучению чтению.
На шестом году жизни ребёнок должен в большей степени, чем это было
раньше, управлять своим поведением. Он должен быть внимательным и работоспособным. И тогда с ребёнком можно проводить каждый день по 2-3 занятия длительностью 25 минут. Малыш должен, не отвлекаясь, слушать задание взрослого, задавать вопросы, выполнять многие задания самостоятельно, хорошо, если у ребёнка возникает интерес к выполнению сложных заданий.
В общении с другими людьми ребёнок активен в любой интересной для него совместной деятельности. В отношении со взрослыми он должен стремится к взаимопониманию ( и этому надо учить ребёнка), к получению одобрения себя, своих возможностей и достижений.
В этом возрасте отношения с детьми строятся на основе личных симпатий, которые становятся более устойчивыми и глубокими. Чаще всего дети относятся к своим ровесникам более критично, чем к себе.
Необходимо обратить внимание на развитие фонематического слуха и научить ребёнка элементарному звуковому анализу слов.
Ребёнок начинает пользоваться грамматическим строем языка более свободно.
В этот период в активном словаре ребёнка имеются слова всех частей речи. Он уже чётко ориентируется в видовых и родовых понятиях.
Ваш ребёнок, поступающий в школу, должен:
1.Запоминать и выполнять задание по словесной инструкции;
2.Внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы.
3.Оценивать свою работу, используя рассуждения и объяснения.
4. Согласовывать слова в роде, числе, падеже в словосочетаниях и предложениях.
5.Составлять рассказы по серии картинок.
6.Пересказывать небольшие сказки, рассказы.
7.Правильно произносить все звуки родного языка.
8.называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове: начало, конец, середина.
9.Делить поток речи на предложения.
10.Самостоятельно читать слоги, слова и простые предложения.
Развитие умственных способностей и подготовка к обучению математики и окружающему миру.
Ребёнок должен:
1.Различать и называть фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник .многоугольник.
2. Чертить без линейки прямую и кривую линии.
3.Осознанно считать предметы в пределах десяти, со сменой направления счёта.
4.Знать цифры от 0 до 9.
5.Понимать понятия: целое, половина, часть.
6.Знать части суток: утро, день, вечер, ночь.
7.Знать названия и характеристики времён года.
8.Знать названия и последовательность дней недели и месяцев.
Развитие социальных навыков и умений
Ребёнок должен:
1.Знать сведения о своей семье:
-своё имя и фамилию,
-домашний адрес, номер домашнего телефона,
-имя и отчество родителей.
2. Правила дорожного движения:
-различать проезжую часть, тротуар,
-понимать значение сигналов светофора,
-переходить улицу в специальных местах (пешеходных переходах),
-не играть на проезжей части дороги.
3.Правила безопасности:
-не разговаривать с посторонними людьми,
-не входить в лифт с незнакомыми людьми,
-не открывать дверь чужим людям,
-не играть со спичками,
4. Правила культуры поведения:
-первым здороваться со знакомыми взрослыми,
-вежливо прощаться,
-благодарить за оказанную помощь.
-в общественных местах говорить тихо, не привлекая к себе внимание,
-уметь вежливо обратиться с просьбой, вопросом к другим людям,
-соблюдать чистоту дома и в общественных местах.
Психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе являются важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, управление своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со сверстниками и взрослыми взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Прежде всего, у ребёнка должно быть желание учиться.
Ребёнок может хотеть в школу потому, что его сверстники туда идут, потому, что родители хотят видеть ребёнка в школе и т. д.
Стремление овладевать знаниями при этом, жертвуя прогулками и играми, является внутренней позицией ребёнка, его готовностью к школе.
И если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями , попытайтесь прожить с ребёнком его школьную жизнь. А начните со следующего:
-расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе,
-на доступных примерах покажите своему ребёнку важность приобретаемых знаний,
- воспитывайте управляемость своим поведением,
-проявляйте интерес к будущим занятиям в школе,
-не говорите , что в школе неинтересно и кто- то из знакомых плохо учился и что обучение напрасная трата времени.
Но если случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учёбы, то есть к школьным принадлежностям, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий. Будьте терпеливы и помогайте ребёнку.
Какими качествами должен обладать ребёнок.
Чтобы понять , насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами должен обладать ваш ребёнок. Чтобы успешно учиться в 1 классе. Эти качества можно представить следующим образом:
-внимание , способность к сосредоточению (15-20 минут);
-хорошая память;
-сообразительность;
-любознательность;
-развитое воображение;
-начальные навыки чтения, письма, счёта;
-физическая ловкость;
-волевые качества ( способность выполнять не только привлекательную работу);
-организованность, аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.
Литература.
Соколова Е.И. Готовимся к школе. Москва: «Атберг 98»,2008.
Михайлова Л.С. Как подготовить ребёнка к школе. Волгоград «Братья Гринины»1997.
.