Статья на тему Анимационный проект как одна из форм инновационного обучения

М. В. Яфаева
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №1», г. Иркутска

Анимационный проект как одна из форм
инновационного обучения
Современные образовательные процессы невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но с их развитием большой проблемой современного детства становится оторванность от реального мира, подмена непосредственного, живого общения со сверстниками виртуальным. Разнообразие гаджетов и доступность всевозможных компьютерных игр не способствуют личностному и интеллектуальному росту детей, а порой разрушают понятие системы культурных ценностей, навязывают манеру агрессивного поведения, формируют психологическую зависимость. Отчасти эту проблему можно решить задав новый вектор в формировании интереса детей к информационно-коммуникационным технологиям. Этим вектором может стать деятельность по созданию анимационного фильма.
Анимационный фильм это синтез искусств таких как изобразительное, литературное, музыкальное, театральное. Развитие интересов школьников с учетом этого синтеза называется полихудожественным, потому как дает возможность понять истоки разных областей каждого искусства.
Актуальность данной деятельности подтверждается необходимостью раскрытия творческого потенциала ребенка, значимостью его позитивной социализации и возникновением потребности в постоянном самообразовании в условиях социально-экономической и информационно-технической динамики.
В силу своего полихудожественного содержимого работа над мультфильмом раскрывается как многогранная и широкоаспектная деятельность. Она включает в себя художественную составляющую, основанную на изучении законов композиции, цветоведения, возможностей художественных инструментов и материалов; литературную составляющую, так как поиск сюжета требует глубокого погружения в мир поэзии и прозы, музыкальную составляющую, поскольку звук имеет большое влияние на впечатление, которое оказывает фильм; театральную составляющую в виде основ актерского мастерства, используемых при записи звукового ряда, а также технологическую составляющую в которую входят: знание технологии съемочного процесса, умения обращаться с оборудованием, владение навыками работы в компьютерных программах по монтажу отснятого материала, и умениями осуществлять безопасный и целенаправленный поиск информации в сети Интернет.
Ранее создание мультипликационного фильма было делом очень долгосрочным, трудоемким и требовало владения особыми знаниями и навыками. С появлением компьютерных технологий процесс создания анимации значительно облегчился и стал доступным. При помощи персонального компьютера, планшета либо смартфона можно создавать как рисованные фильмы, так и смонтированные в специальных программах из последовательно отснятых фотографий.
Содержание образовательной программы студии подобрано таким образом, чтобы максимально раскрыть имеющийся у ребенка потенциал. Основы изобразительной грамоты усвоенные через визуальное восприятие и действия моделирования по принципу от общего к частному развивают художественный вкус и расширяют понимание композиционного замысла. Умение найти оригинальную идею и способы ее воплощения вне рамок стереотипов развивается посредством применения инновационных методик по развитию творческого мышления. Обладание пользовательскими ИКТ-умениями немаловажно, но знание компьютерных программ для создания анимации это лишь средство для настоящего творчества человека, главенство в котором имеет идея.
В этой связи основной целью программы является духовно-нравственное, художественно-эстетическое и профессиональное развитие личности в процессе создания анимационного фильма.
Занимаясь анимационным творчеством ребенок погружен в различные виды искусства и деятельности, волен выбирать интересующие его темы и учиться целенаправленному поиску информации, что способствует его самоопределению в будущем. Практическая значимость умения детей создавать анимационный фильм заключается в овладении ребенком универсальными учебными действиями: личностными (самоопределение, внутренняя позиция), регулятивными (целеполагание, самостоятельность, планирование действий), познавательными (реализация проектно-исследовательской деятельности, осуществление поиска информации), коммуникативными (учет разности мнений, аргументация своей позиции в коллективной деятельности, успешная социализация). Но самое важное, что создавая собственный проект ребенок приобретает возможность открыть нам свой внутренний мир, поделиться своими переживаниями, идеями, найти свой путь в нашем динамично меняющемся мире.