Конспект урока Решение задач по теме Тепловые явления
Класс 8 Урок № 19 Дата
Тема: Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Решение задач по теме "Тепловые явления"
Цели урока:
систематизация знаний учащихся по теме “Тепловые явления”,
развитие умения правильно оформлять и решать задачи,
воспитание трудолюбия.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя. Учащиеся садятся за парты и поворачиваются друг к другу и говорят слова пожелания друг другу на урок, на день и т.д.
Учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока.
Актуализация знаний учащихся.
1 этап называется “Повторяйка”.
Индивидуальная работа. Физический диктант.
Как обозначается количество теплоты, в каких единицах она измеряется в СИ?
Как обозначается удельная теплоёмкость вещества, в каких единицах она измеряется в СИ?
Запишите формулу количества теплоты, которая затрачивается для нагревания тела или выделяется при охлаждении.
Как обозначается удельная теплота сгорания топлива, в каких единицах она измеряется в СИ?
Запишите формулу количества теплоты, которая выделяется при сгорании топлива.
Как обозначается удельная теплота плавления вещества, в каких единицах она измеряется в СИ?
Запишите формулу количества теплоты, которое затрачивается при плавлении вещества или выделяется при кристаллизации.
Как обозначается удельная теплота парообразования, в каких единицах она измеряется?
Запишите формулу количества теплоты, которое затрачивается при парообразовании или выделяется при конденсации.
Запишите формулу плотности тела
Критерии оценивания физического диктанта.
9-10 - «5» 7-8 - «4» 5-6- «3» ≤4 - «2»
2 этап -«Повтори правила»
на этом этапе даются карточки – задания с неполными данными, которые ребята должны заполнить.
Определения:
______________ – Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
____________ – температура, при которой жидкость кипит.
– пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
Кипение – _______________________________________________.
Критерии оценивания: 8-9 - «5» 6-7 - «4» 5-4- «3» ≤4 - «2» Взаимопроверка.
3 этап - Интересная информация о температуре
Наивысшая температура, переносимая обнаженным человеком-добровольцем, достигла +204,4 градуса Цельсия (США, 1990), а в одежде — +260. Для сравнения, бифштекс поджаривается при температуре 168,8 градуса.
Температура тела верблюда колеблется от 34 градусов Цельсия ночью до 41 градуса в течение дня. Они не начинают потеть, пока температура не превышает 41 градус.
Температура крови у рыб Антарктиды может достигать -1,7 градусов Цельсия.
Самое резкое падение температуры наблюдалось в штате Монтана, США, 23-24 января 1916 г. Температура снизилась с +6.7 С до -48.8, т.е. на 55.5 градусов!
На планете Венера самая горячая поверхность из всех планет Солнечной системы, её средняя температура составляет около 480 °С, что затрудняет исследования путём сбора проб пород поверхности.
Самая высокая температура, созданная человеком, — 510 млн С, что в 30 раз превышает температуру в центре Солнца. Ее получили 27 мая 1994 г. в опытном реакторе Токамак в Принстонской лаборатории плазменной физики (США).
Есть народы, которые живут практически в экстремальных условиях и самых необычных местах, которые, казалось бы, никак не пригодны для жизни. Так есть самый холодный поселок на земле – Оймякон и еще город Верхоянск, что в Якутии (Россия). В этой местности зимой средняя температура опускается до минус 45С0. Это, пожалуй, самая экстремальная температура среды обитания человека. Самый холодный город также расположен в Сибири – Якутск (270 тысяч чел. населения). Зимняя температура там достигает отметки минус 45 С0, ну а летом может подняться до 30-ти С0.
Самая экстремально высокая температура, где работают люди, замечена в золотых шахтах Mponeng в Южной Африке. Температура на уровне около 3 километров под землей составляет плюс 65 градусов Цельсия. Предпринимаются меры для охлаждения шахт, например, используют лед или изолирующие покрытия для стен, чтобы шахтеры могли работать без перегревания.
3. Решение задач
4 Этап “Знайка”.
Настоящие знатоки физики должны уметь решать качественные и расчетные задачи.
(каждой группе дается по одной качественной задачи, ребята обсуждают в группе)
Решение качественных задач
Почему в жару собака высовывает язык?
(Во время жары человек отдаёт лишнее тепло через пот. А у собак железы, которые выделяют пот находятся только на носу и подошвах. Чтобы облегчить себе жизнь в жаркую погоду, собаки открывают рот и высовывают язык. Влага быстро испаряется с поверхности собачьего языка, в результате чего и происходит охлаждение всего организма. Даже в жаркие летние дни собака не перегревается, несмотря на то, что вся покрыта шерстью.)
Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
(три рубашки, т.к. между тремя рубашками есть воздух, который является плохим проводником тепла, а в рубашке тройной толщины его нет)
Решение вычислительных задач.
– Имеется 200 г. свинца при 200С. Какое количество теплоты следует затратить, чтобы довести до точки плавления и расплавить свинец? (Температура плавления свинца 327 0С; удельная теплота плавления свинца 0,25 * 105 Дж/кг)
– На сколько градусов нагреется кусок алюминия массой 2 кг, если ему сообщить такое количество теплоты, какое идет нагревание воды массой 880 г от 00С до 100 0С? При полном сгорании 500г топлива выделилось 22 МДж теплоты. Что это за топливо? (44 МДж/кг)
На сколько градусов нагреются 3 кг воды, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании 10 г спирта, пошла на её нагревание? (21,40)
Сколько спирта надо сжечь, чтобы изменить температуру воды массой 2 кг от 140 до 500 , если вся теплота, выделенная спиртом, пойдёт на нагревание воды? (11 г)
Сколько дров необходимо сжечь для того, чтобы нагреть 50 л воды в железном котле массой 10 кг от 150 до 650 ? Потерями тепла пренебречь.(1,1 кг)
Сколько воды можно нагреть кипятильником от 100 до кипения, сжигая 600г берёзовых дров, если для нагревания воды пошло 25% теплоты, выделившейся при сжигании дров? (4 кг)
В ущелье с высоты 250 м падает камень. Вследствие трения о воздух и удара о землю камень нагревается на 1,5 градуса. Определите удельную теплоёмкость камня, считая, что лишь 50% энергии камня пошло на его нагревание.( 817 Дж/кг*0С)
Смешали 6 кг воды при 420, 4 кг при 720 и 20 кг при 180. Определите температуру смеси. (300С)
В алюминиевый сосуд массой 45 г налили 150 г воды при температуре 200С. В сосуд опустили цилиндр массой 200г, температура которого 950С, при этом температура воды повысилась до 300С. Определите удельную теплоёмкость вещества, из которого изготовлен цилиндр. (516 Дж/кг*0С)
4.Итоги урока. Домашнее задание. п.2-19
5.Рефлексия.
1. Сегодня я узнал….
2. Я на уроке понял…
3. Мне удалось…
Определения:
______________ – Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
____________ – температура, при которой жидкость кипит.
– пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
Кипение – _______________________________________________.
Определения:
______________ – Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
____________ – температура, при которой жидкость кипит.
– пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
9.Кипение – _______________________________________________.
Определения:
______________ – Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
____________ – температура, при которой жидкость кипит.
– пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
9.Кипение – _______________________________________________.
Определения:
______________ – Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
____________ – температура, при которой жидкость кипит.
– пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
9.Кипение – _______________________________________________.
Определения:
______________ – Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
____________ – температура, при которой жидкость кипит.
– пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
9.Кипение – _______________________________________________.