Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
МДОБУ детский сад № 7 г. Нефтекамска всего четыре года. В момент его открытия перед коллективом ДОО встала проблема: с нуля создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО - деятельности, учителя-логопеда) учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников детского сада, а именно, - показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
Особое внимание было уделено эстетическому оформлению помещений. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.
Понимая всю важность задачи по созданию развивающей среды, мы начали с повышения квалификации педагогов в данном вопросе. Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
В ходе создания предметно – пространственной развивающей среды педагоги выступили в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада.
Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести «изюминку» в интерьер каждого помещения.
Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: ручной труд, конструирование, рисование, экспериментирование, театрально-игровая деятельность.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Подобраны материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды и украшения; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Следует помнить, что предметно-развивающая среда, где ребенок проводит много времени, – это не только помещения дошкольного учреждения. В летний период развивающим пространством становится территория детского сада, стараниями педагогов оснащенная различными "экологическими объектами", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.
Так, было обыграно название нашего детского сада – «Маленькая страна»: вся территория ДОО – это наша страна, а значит, в ней должны быть жители, населенные пункты, знаменитые места, и т.д.
Отсюда появились названия групп – жителей страны: Умники, Крепыши, Почемучки, и т.д. В каждой группе эти названия как – то реализуются, например, картинки на шкафчиках и кроватках в виде героев – человечков.
На территории детского сада имеется Поляна загадок, где живет Корней Корнеевич, дед – лесовик, задания от которого обыгрывают воспитатели в работе с детьми. Здесь же заложена метеостанция, посажены разные виды декоративных кустарников.
В Деревеньке мы попытались создать образ сельской жизни: поставили мельницу, маленькую деревянную телегу, поселили кошек, уток, поросят. А встречают детей сказочные Дед и Бабушка.
Сразу при входе на территорию ДОО можно попасть в Лесное царство – в этом уголке посадили при поддержке родителей много разных лиственных и хвойных деревьев, а также кустарников. В этом году здесь обитали герои сказки «Колобок».
На территории Автогородка имеются выносные дорожные знаки, детские автомобили, нанесена разметка, в течение года здесь проводились тематические развлечения по ПДД, моделировались правильные и неправильные дорожные ситуации. На зиму Автогородок превращается в Сказочный лабиринт.
Еще одно место, активно используемое воспитателями для работы с детьми, - наш Огород, помимо грядок, включающий в себя мини-поле злаковых культур и фитоогород – фитоцидный зеленый кабинет под открытым небом. Здесь также имеется герой – садовод и его верный пес Дружок.
По мнению педагогов, дошкольное учреждение для маленьких детей должно быть настоящим цветущим садом. Поэтому на территории нашлось место для множества цветочных клумб и композиций. Альпийская горка с маленьким искусственным водоемом украшает заднюю часть территории детского сада.