Статья Как подготовить учащихся к успешной сдаче ЕНТ
Общеобразовательная школа №4 города Сарани Карагандинской области
«Как подготовить учащихся к успешной сдаче ЕНТ по биологии?»
(из опыта работы)
ЛЕПЕХОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
преподаватель биологии
Как подготовить учащихся к успешной сдаче ЕНТ по биологии?
ЕНТ- одна из форм аттестации и готовиться к экзамену нужно в ходе обычного процесса обучения. Вопросы, включенные в ЕНТ, можно предлагать в течение всего учебного года для контроля знаний и обучения учащихся. Нет нужды переходить только на тестовую форму контроля знаний и умений. Независимо от того, решит учащийся сдавать экзамен по биологии или нет, обучать надо предмету, основам науки, а не материалу, выносимому на проверку.
Важно помнить, что экзамен по биологии - это экзамен по выбору и потому совсем не все выпускники будут его сдавать. Это обстоятельство создает определенные трудности для учителя, ибо подготовка выпускников к аттестации и систематическое изучение курса с остальными учащимися класса - это разные задачи.
Учитель, занимающийся подготовкой к ЕНТ, должен учитывать следующие существенные условия успешности результатов подготовки:
1. Необходимо точно знать список ВУЗов и конкретных специальностей, для поступления на которые требуется сдача биологии.
2. Необходимо знать специфику требований, к сдаче биологии на ЕНТ.
3. Необходимо рационально организовать систематическую подготовку к экзамену, начиная с первого полугодия 11-го класса.
Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену следует готовиться по учебникам за основную и среднюю школу, указанным в перечне инструктивно- методического письма.
Основной задачей учителя является так подготовить учащихся психологически и содержательно, чтобы обеспечить получение максимально высокого балла.
Введение ЕНТ в определенной мере стимулировало выпуск множества дополнительных учебных пособий и дидактических материалов, нехватка которых постоянно ощущается учителями. Ориентироваться в них, может быть, и сложно, однако выбрать книги, удовлетворяющие требованиям вполне реально. Главное, что эти пособия позволяют организовать усвоение учебного материала в соответствии с представлениями о целях, методах и результатах обучения.
Целенаправленная работа по подготовке учащихся к экзаменам требует от учителя знания и понимания типологии и структуры учебных заданий, наиболее часто применяемых в школьной практике.
Экзаменационные и тренировочные материалы в полном объеме включают все типы вопросов и заданий, а, следовательно, могут быть полезны не только при подготовке к экзаменам, но и в течение всех лет обучения в школе. Учитель может использовать их на уроках, творчески модифицируя задания, но при этом сохраняя их дидактическую систему.
Желательно начать подготовку к ЕНТ уже в сентябре. Однако трудности, связанные с систематическим изучением материала со всем классом и целенаправленной подготовкой отдельных учащихся, позволяют посоветовать начать подготовку к экзаменам не позднее, чем сразу же после зимних каникул в 11-м классе. В начале же года следует заранее выяснить, кто из учащихся уверенно выбирает биологию для аттестации, и предложить им план систематической подготовки к экзамену.
Необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека. Дело в том, что в экзаменационной работе этот материал рассматривается с общебиологической точки зрения. Не следует начинать работу с вариантов экзаменационных работ, т.к. в них материал распределен вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии.
Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников или учебных пособий. Это позволит включить практически весь учебный материал за основную и старшую школы. При этом вопросы биологии рассматриваются на общебиологическом уровне.
Значительную часть времени следует уделить самостоятельной подготовке учащихся. Такую подготовку можно организовать наиболее экономным и эффективным способом. В качестве такого способа можно создать для ребят и с их участием целенаправленные блоки, системы заданий, которые позволят им быстрее и продуктивнее усвоить материал.
Во-первых, необходимо проанализировать крупные блоки курса с целью выявления основного содержания, подвергаемого проверке. Затем выделить наиболее существенные понятия курса и темы, которые в определенной мере поглощают частные понятия. Включение данного понятия, его отдельных признаков в контекст разных заданий помогает более полноценному усвоению этого понятия, а следовательно, и операциям с ним. Например, понятие «органоиды клетки» является общим по отношению к понятиям «ядро», «митохондрии», «лизосомы» и т.д. следовательно, при подготовке к экзамену необходимо предлагать учащимся такие вопросы и задания, которые бы позволили выявить:
- существенные признаки понятия «органоиды»;
- взаимосвязи строения и функций органоидов;
- их связь с процессами жизнедеятельности клеток.
Работая с понятиями, можно предложить схему, по которой можно эффективно усвоить необходимые знания:
Определение понятия
Выявление существенных признаков понятия
Выявление связи данного понятия с другими понятиями
Определение границ применимости данного понятия.
Нетрудно заметить, что эти схемы можно использовать, как для обучения и самообразования, так и для контроля и самоконтроля, а также они пригодны в ежедневной практике обучения.
Содержание экзаменационных материалов требует от учащихся усвоения не только конкретных биологических знаний, но и ряда общеучебных умений:
- анализа, сравнения, обобщения;
- аргументированного изложения собственной идеи;
- выдвижения контраргументов.
Сформированность этих умений в процессе изучения материала и его повторения позволит ученику осмыслить наиболее общие биологические явления и закономерности и при этом не забывать про частности, про детали.
При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего рекомендуют следующий план:
Познакомьтесь со структурой экзаменационных работ прошлых лет.
Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
Наиболее экономно сгруппируйте учебный материал.
Выберите не более трех учебных пособий, по которым следует заниматься.
определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять экзаменационный материал.
Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, начиная с первого раздела и заканчивая последним. И только потом следует перейти к тренировочным тестам.
Необходимо проработать варианты тестовых заданий прошлых лет (как можно большее количество).
Список используемой литературы:
Лернер Г.И. Единый Государственный экзамен.2004.Биология.Тренировочные тесты/Г.И.Лернер.-М.: Изд-во Эксмо, 2004.-96с.
Единый Государственный экзамен: Биология: Методика подготовки/Г.И.Лернер.- М.: Просвещение, Эксмо, 2005.- 176с
15