Конспект урока по математике Закрепление письменных приемов сложения и вычитания




Конспект урока по математике во 2 классе







Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания

Подготовила Косырева Елена Викторовна, учитель начальных классов филиала МОУ «Чулковская СОШ» «Секиринская ООШ»








2015 г.





Тема: «Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания».

Цель: Закрепление письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток и выработка умений по их применению.
Задачи:
образовательная: повторить изученные приёмы вычитания и сложения двузначных чисел, основанные на поразрядном вычитании и сложении;
развивающая:
а) развитие собственно – психологических умений: умение слушать, адекватно воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное;
б) развитие учебно – интеллектуальных умений: сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать гипотезу;
в) развитие организационно - познавательных умений: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, умение сотрудничать;
воспитательная: воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельность, ответственность за свои поступки, расширять кругозор, словарный запас, воображение.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Методы:
- словесные (беседа, словесно – проблемный метод);
- наглядные (методы иллюстрации: слайдов, плакатов, схем);
- практические методы (решение задач, примеров);
- проблемно – поисковые (решение проблемы в виде мозговой атаки);
- метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления).

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Система приёмов учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, графическая регистрация связей построением структурно – логических схем, развивающие логические задачи, использующиеся в качестве тренировочных упражнений.

Оборудование: макет глобуса, компьютер, проектор, плакаты, дидактический раздаточный материал, слайды.








Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
Я предлагаю вам сегодня работать под девизом:
«Хочешь альпинистом стать - иди в горы.
Хочешь умным быть - учись думать и мыслить».


- Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к знаниям. Вы любите преодолевать трудности? Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Давайте послушаем себя. Позволит ли ваше настроение преодолеть трудности на нашем уроке? У вас на парте лежат «солнышко» и «тучка». Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение.
- Все ваше хорошее настроение я обозначу «солнышком», а не очень хорошее - «тучкой». Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся его исправить.
II. Актуализация знаний

Учитель: сегодня у нас необычный урок. Мы будем познавать, измерять, исчислять, путешествую по нашей планете Земля. Я приглашаю в путешествие всех, кто настойчив, кто не боится цифр и вычислений.

(На экране изображение Земли – вид из космоса.)

- А вот она и наша планета Земля. Такой её видят космонавты из космоса, такой (показываю на глобус) вы видите Землю на уроках в школе.
- И сегодня вам будет предложено много интересных заданий, после выполнения которых наша планета превратится в цветущий сад.

- Мы отправляемся в наше путешествие, а на пути выполним задания.

III. Определение темы урока
- Первое задание, которое поможет назвать тему урока.
35
33
73
14
23

Письменные
сложения
приёмы
и
вычитания.




- Посмотрите на ряд чисел.
- Что это за числа? (двузначные числа)
- Почему они двузначные?
- Прочитайте их.
- Расположите числа в порядке убывания (один ученик работает у доски).
- Назовите такое двузначное число, в котором количество десятков равно количеству единиц. (33)
- Назовите такие числа, в которых количество десятков больше количества единиц. (73, 40)
- Назовите такие числа, в которых количество десятков меньше количества единиц. (35, 14, 23)
- Назовите число, в котором сумма цифр равна 10. (73)
- Назовите цифру, которая чаще всего повторяется в этом ряду.

-Вы смогли ответить на все мои вопросы. Пришло время открыть эти карточки. Прочитайте тему урока. (Ученики называют тему урока, учитель определяет цель урока.)

Вы успешно справились с заданием. Молодцы! Вот и появился первый цветок. (На макет глобуса прикрепляется цветок, сделанный из бумаги.)

IV. Закрепление знаний
а) устный счёт.

Отправляемся в путешествие.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Задача на внимание.
- Сколько в лесу растёт хвойных деревьев, если там 19 елей, 7 осин и 3 сосны. (22 дерева)
- Осина за день поглощает 60 л воды, а берёза на 30 л меньше. Сколько литров воды поглощает берёза? (на 30 литров) А сколько вместе? (90 литров)
- Долго растёт ель – 35 лет и только тогда начинают появляться на ней плоды, а кедр даёт плоды, когда ему исполняется 100 лет. На сколько позже появляются плоды у кедра, чем у ели? (на 65 лет)
- Кедр растёт в нашей стране (показ слайда). Посмотрите.

Вы решили все устные задачи, распустился ещё один цветок.

- Продолжаем устную работу.
Постоянным жителем зимних хвойных лесов является одна маленькая птичка. А кто она, вы узнаете, если выполните правильно следующее задание.
- Прочитайте. Что значит уменьшить на 4?
-Уменьши на 4: 29 75 40 33 18
(Дети по одному выходят к доске и пишут мелом результат, подставляют магнитные буквы по ключворду)
25 71 36 29 14 ключворд:
к л ё с т 14-т
25-к 36-ё
29-с 71-л

(Показ слайда)

- Посмотрите на эту птичку. Чем она необычна? Она единственная, кто выводит птенцов в самые сильные январские морозы, потому, что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек.

-Молодцы! И снова распустился прекрасный цветок.

б) решение задач

- Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Как мы можем заботиться о птицах? А хотите узнать, чем питается, например, кукушка?
- Кукушка съедает за день 62 кузнечика и 24 гусеницы бабочки капустницы. Сколько всего насекомых съедает кукушка за день? (86 насекомых)

- Подскажите, как быстрее найти значение данного выражения: 62+24 (нужно записать его столбиком, так чтобы десятки были под десятками, а единицы под единицами).
- Кто хочет пойти к доске и объяснить решение данного выражения? (один ученик идёт к доске, на доске прочерчены клетки)

в) составление алгоритма решения примеров
(каждая часть вывешивается на доску в виде солнечных лучей).
- Итак, что же мы проговаривали сначала? (Пишу)
- Затем: Складываю единицы (а если это пример на вычитание?) Вычитаю единицы
- Потом: Складываю / Вычитаю десятки
- Читаю ответ
- Вот вы сами составили алгоритм письменного сложения и вычитания.

И снова распустился цветок.

V. Физкультминутка

Вот и солнышко просыпаясь, посылает на Землю лучики тепла.
Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)

Вы хорошо справились и с этими упражнениями. Цветок.
VI. Работа с дидактическим раздаточным материалом
(Самостоятельная работа в парах.)

-Но не только солнце дарит жизнь, но и вода. Продолжаем наше путешествие.
Облака, облака, облака кудрявые, целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.

(Карточки в форме облаков)

- Вот, что принесли нам облака. Это карточки с заданиями, которые вы будете выполнять в парах.
- Прочитайте задание. На какие две группы можно разделить данные выражения? (Сложение и вычитание.)
- Договоритесь между собой, кто какую группу примеров будет выполнять.
- С чего вы начнёте выполнять вычисления? Работаем по алгоритму.
№1 №2
82+15=97 73+21=94
57-23=34 67-24=43
17+32=49 47-35=12

- Как называется выражение, в котором стоит знак «+».
- Как называется выражение, в котором стоит знак «-»
- Проверим ответы.
Облака не только летают по небу, но заботятся о деревьях и цветах. Как они это делают? (дают им воду, необходимую для жизни)
Открываю на доске два облака:
№1- ответы примеров на сложение:
- Назовите самый большой ответ, который получился, самый маленький, оставшийся (вывешиваю капли с ответами).
№2- ответы примеров на вычитание:
-Кто первый выполнит, записывает ответы маркером в каплях.

Дополнительная индивидуальная работа.
Ребусы.

_ 68 ** _75 68-34=34
** 52 ** 34+52=86
34 86 33 75-42=33

6* _*8 3* 62+34=96
*4 2* *3 48-22=26
96 26 49 36+13=49

2* _*7 46 26+12=38
12 45 ** 87-45=42
*8 4* 59 46+13=59

Молодцы! Вы все справились с этим заданием, и усвоили изученные приёмы вычитания и сложения. Распустился ещё один цветок.

- Все капельки словно ожили. Посмотрите, какой у нас весёлый получился дождик! Всё живое на Земле нуждается в воде.
- На Земле много разных рек: больших и маленьких (слайды), все они куда-то бегут и впадают в моря и океаны.
- Продолжаем наше путешествие дальше.

VII. Решение задачи с комментированием
- Одним из необыкновенных обитателей морей и океанов является кит (слайды). Всего насчитывают около 30 видов китов. Все киты разных размеров. Давайте узнаем длину одного из них и решим задачу.
- Длина туловища кита 14 метров, а длина его головы на 6 метров короче. Какова общая длина кита?
-Прочитайте вопрос задачи.
-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) Почему? (Неизвестно какова длина головы.)
- Можем это узнать? (Да) Каким действием? (Вычитанием) Почему? (Потому что столько же, да на 6 меньше). Запишем первое действие. (Один ученик работает у доски).
1)14-6=8(м )- длина головы.
- Можем теперь ответить на вопрос задачи? ( Да) Каким действием? (Сложением) Почему? (Находим сколько вместе) Запишем:
2)14+8=22(м) - общая длина кита.
-Запишите решение задачи выражением. Кто записал по другому?
(Один ученик у доски)
(14-6)+14=22(м)
- Ответили мы на вопрос задачи? (Да) Как запишем ответ? ( На доске записывает ученик)
- Теперь вы знаете, что кит может быть длиной 22 метра. Вот такой он большой.

С решением задачи вы справились. На нашем глобусе появляется цветок.

Решение задач (Самостоятельная работа)
- Итак, что же на Земле самое прекрасное? Пение птиц? Шум волн? Бездонная голубизна неба? Нет на Земле ничего прекраснее и поэтичнее цветов.
- Что это за цветы?
- Решите самостоятельно задачи о цветах, записывая решение в столбик.

Задачи: В парке посадили пионы и розы. Всего 35 цветов, из них 12 пионов. Сколько роз посадили в парке? (23 розы)
В саду росли тюльпаны, когда сорвали 15 тюльпанов, то их осталось 13. Сколько тюльпанов расло в саду? (28 тюльпанов)
Проверка: дети отвечают устно.
- Эти цветы можно вырастить на школьной клумбе, которая имеет вот такую форму. (Показываю форму клумбы) Назовите из каких фигур она состоит?
- Выполните задание.
1. Сосчитайте из скольких треугольников состоит данная фигура.
2. Из скольких прямоугольников состоит данная фигура.
-Покажите на рисунке.

Я вижу, что и самостоятельно вы умеете работать.
Поэтому расцвёл снова цветок.

VIII. Рефлексия.
- Наше путешествие подходит к концу. И я предлагаю вам совершить прогулку по цветочной поляне.
(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.)

- Посмотрите на цветы. Вы видите, что они не простые, а с заданиями.
- Кто уже догадался, что это за задания? (Круговые примеры.)
- Ваша задача найти цветок с ответом 24. При этом читать выражения разными способами и записывать их столбиком.

32-11 +16 -25 +33 -21

Молодцы, у вас неплохо получилось. Распустился цветок.
- Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Показали хорошие математические знания, поэтому расцвела наша планета яркими цветами. Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь смекалка и сообразительность. Удачи вам!
- Помните, что учиться, всегда пригодиться.




йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс