Поурочная разработка по русской словесности на тему Илья Муромец и Соловей разбойник
Проблема: Как групповая работа может способствовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков?
Урок 2
Тема: «Илья Муромец и Соловей -разбойник». Основные темы и идеи, художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»: образы, композиция, стиль (использование гипербол, повторов, постоянных эпитетов в изображении героев и событий).
Цель: дать понятие о былинном стихе. Гипербола. Постоянный эпитет. Развивать творческие способности учащихся через стратегии RWCT.
Цель урока Планируемые результаты урока Структура урока (этапы урока) Методы организации урока Формы организации взаимодействия на уроке Педагогические действия (действия учителя) Действия учащихся
личностные метапредметныепредметные Овладение новым знанием, способом действия -получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности;
-уважительно
относиться к иному мнению. -принимать, ставить учебную задачу (с помощью учителя или сверстников);
-использовать знаково-символические средства;
-определять границу применимости того или иного способа действия;
- отделять знание от незнания,
- задавать вопросы, оформлять запросы перед взрослым или сверстниками на поиск недостающих способов действия (информации);
определяются конкретным учебным предметом, рабочей программой учителя 1.Организация начала урока
Нестандартный вход в урок
Каждый ученик при входе получает закрытую карточку с изображением богатырей словесные
фронтальная
организует введение учащихся в урок; мобилизует к совместной деятельности
1. Прием для создания атмосферы сотрудничества – «Комплимент соседу»
демонстрируют эмоциональную готовность к уроку
Взявшись за руки, дети делают комплимент друг другу.
2.Создание ситуации успеха
стимулирования и мотивации интересак учению индивидуальная
Раздает вопросы, дает время на подготовку,
Что такое былина?
Какие виды былин существуют?
О чем рассказывается в героических былинах?
О чем рассказывается в социально- героических былинах?
Расскажите о композиции былины?
Расскажите об особенностях былинного стиха?
В какое время появились былины?
С кем борются герои былин?
Расскажите о пространстве и времени в былинах?
Куда, в какой город съезжались русские богатыри и почему?
какое главное художественное средство создания богатыря?
Чем отличаются былинные герои от сказочных?
Какие качества свойственны Илью Муромцу?
Какие качества свойственны Алеше Поповичу?
Какие качества свойственны Добрыне Никитичу?
Что общего у всех русских богатырей?
Чем отличаются былины от сказки?
Назовите имена врагов, с которыми борются богатыри?
Назовите главных героев социально- бытовых былин? Кто им противостоит?
Что такое палица и сколько она весит?
Какой вес у булатного меча? Находят ответы на вопросы, становятся в два круга, отвечают друг другу на вопросы
3.Тест.Само-оценка Рефлексивный контроль индивидуальная инициирует самооценку выполненных заданий (по выделенным учителем или учениками критериям); демонстрирует удовлетворенность успешностью выполнения учащимися предложенных заданий оценивают степень владения освоенным способом действия (испытывают эмоциональное удовлетворение)
4.Работа по группам
Групповая работа сказитель
художник
литературный критик
хранитель времени
Работают по заданию, проговаривают в группах, выбрать 1 выступающего от группы для озвучивания5.Формулировка учебной задачи в знаковой форме
самостоятельной работы и работы под руководством учителя; проблемные, частично-поисковые групповая, фронтальная Задание в группах:
Выразительное чтение (готовя все)
Назовите свой отрывок
Какие элементы композиции соответствует ваш отрывок
Найти гиперболы, повторы, постоянные эпитеты
Зарисуйте эпизод вашего отрывка. 6.Оформление нового знания, способа действия частично-поисковые, «квазиисследовательские» групповая, фронтальная Эпизод 1 Название эпизода Какому элементы композиции сосответсвует даннный эпизод Герои- против. кто одержит верх? Художественные средства
выдвигают гипотезы;
выявляют новое знание, способ действия;
фиксируют (записывают) открытие знания, способа действий
7.Апробирование открытого знания, способа действия (может этап отстутствовать)практические парная, групповая предлагает практические задания для пробы открытого знания, способа действия
1 группа – с 1по 49
2 группа – с 50 по 80
3 группа – 85 по 100
4 группа - с 105 по 145
5 группа - с 145 до конца решают практические задания
Обратная связь (две звезды+предложение, сэндвич, устный комментарий)
2 звезды + предложение два удачных момента + одно предложение по улучшению работы;
Сэндвич – запись на диктофон 2 удачных моментов+1 предложение по улучшению+1 удачный момент;
устный комментарий – по критериям оценки группы
Выступления групп, остальные группы готовятся к оцениванию по критериям:
1. Критерии для оценивания работы групп:
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
I
II
III
IV
V 2. Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
Для одаренных и талантливых - творческое задание .Синквейн.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные). Описание темы.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
8.Рефлексия.
словесные
фронтальная Участникам предлагается закончить вопросы
осмысливают собственные действия на уроке; проговаривают план действий на следующем уроке
9.Домашнее задание словесные фронтальная сообщает задание на дом или создает ситуацию для формулирования домашнего задания самими учениками;
разъясняет способы выполнения.
составить 15 вопросов по былине «Илья Муромец и Соловей -разбойник»
Составить сравнительную характеристику Ильи Муромца и князя Владимира.
Какие вопросы ты бы задал Илье Муромцу при встрече? формулируют себе задание или задачу на дом (в зависимости от класса), записывают задание в дневники