Рабочая программа для студентов 2 курса СПО по предмету Основы социологии и политологии


Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_____________ Т.В. Писарева
«___» _____________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Орехово-Зуевский железнодорожный техникум
имени В.И. Бондаренко»
____________ С.С. Парамонов
«___» _____________ 2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
Основы социологии и политологии
Рассмотрено и рекомендована к утверждению
на заседании ПЦК
протокол №____ от «___» _______ 2016 г.
Председатель комиссии ______________
Председатель комиссии ______________
Разработчик:
Ф.И.О.
Гордеева Елена Константиновна, преподаватель истории и обществознания
г. Орехово-Зуево
Содержание
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины
Условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Учебно-методические материалы
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
«Основы социологии и политологии»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствие с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
Цели и задачи учебной дисциплины - требование к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать основные положения Конституции Российской Федерации;
уметь применять полученные социологические и политологические знания для определения алгоритма поведения в социальных ситуациях и политическом процессе в современной России.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.
максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 часов, в том числе:
60 часов обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося,
самостоятельная работа обучающегося –18 часов
теоретические занятия - 60 часов;
практические занятия – не предусмотрены.
2.Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60
В том числе: теоретические занятия 60
Самостоятельная работа обучающегося (всего): 18
-работа с текстом учебника, конспектом для подготовки ответов на контрольные вопросы, выработки умений применять полученные знания; 5
-подготовка к выполнению практических заданий к практическим занятиям; 5
-закрепления и систематизация знаний при подготовке к повторительно-обобщающимся занятиям по разделам учебной дисциплины; 4
-работа с источниками социальной информации, текстом конституции РФ рекомендованной литературой для подготовки докладов и рефератов. 4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы социологии и политологии»
Наименование разделов и тем. Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объём часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы социологии 26 Тема 1.1. Социология как
наука. Структура и функции социологии. Содержание учебного материала: Предмет и методы социологии. Специфика социологического метода. Роль и место социологических знаний в освоении основной профессиональной образовательной программы. 2 2
Тема 1.2. История социологии. Развитие социологии в России Содержание учебного материала: Основные этапы развития социологии. Возникновение социологической науки. Историческая и научная роль О. Конта. Позитивизм и негативизм в социологии. Ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии 19 –начала 20 вв.
2 2
Тема 1.3. Социальные отношения. Социальное взаимодействие. Содержание учебного материала: Зарождение, формирование и развитие социальных отношений. Социальное действие и взаимодействие. Понятие социальных институтов и институализация.
Виды и функции социальных институтов. 2 2
Тема 1.4. Социальные конфликты. Роль социальных конфликтов. Содержание учебного материала: Социальные конфликты: сущность, типы, основные причины и способы их
разрешения. 2 2
Тема 1.5. Социализация личности. Социальный контроль. Содержание учебного материал Человек, индивид, личность. Социализация личности. Социологический подход в понимании закономерностей функционирования и развития личности. Социальные статусы и социальные роли. Социальное поведение и социальный контроль. 2 2
Тема 1.6. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения. Содержание учебного материала Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль, специфика социальных отклонений, теории их объединяющие. Девиации и развитие общества 2 2
Тема 1.7. Личность в обществе.Содержание учебного материала Личность: её социальные статусы и роли. Социальное поведение и социальный контроль. Конституционные личные и социальные права. 2 2
Тема 1.8. Культура общество. Социальные функции культуры.
Содержание учебного материала: Понятие культура. Материальная и духовная культура. Социологическая трактовка культуры. Элементы культуры. Роль культуры в жизни общества. Конституционные культурные права и свободы 2 1
Тема 1.9. Социальные общности. Социальная мобильность
Содержание учебного материала: Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Социальные организации. Этнические общности, важнейшие факторы их образования и
развития. Этнонациональные отношения. Социальная стратификация: понятие, критерии, исторические типы. Бедность и социальное неравенство. Социальная мобильность: сущность и виды. Стратификация современного российского общества. 2 2
Тема 1.10. Семья как социальный институт. Исторические формы брака
Содержание учебного материала: Родство, брак и семья. Жизненный цикл семьи. Функции семьи как социального института и малой группы. Семья и демографическая политика в
современной России 2 1
Тема 1.11. Обществ как социальная система. Содержание учебного материала: Понятие об обществе как социальном институте, его основные признаки и типология. Закономерности функционирования и развития общества 2 1
Тема 1.12.
Социальное неравенствоСодержание учебного материала: Четыре измерительных линейки стратификации. Неравенство и способы его измерении. Бедность: понятие, масштабы. Российская Федерация - социальное государство 2 2
Тема 1.13. Социальные процессы. Социальные изменения
Содержание учебного материала: Общество как динамическая система. Общественный прогресс и регресс. Функциональные, процессуальные, мотивационные изменения. Эволюционные и революционные формы развития. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 1:
- работа с конспектом, текстом учебного пособия Кравченко А. И. «Основы социологии и политологии», текстом Конституции Российской Федерации для подготовки ответов на контрольные вопросы и практические задания;
- подготовка к практическим занятиям №1 «Личность в обществе» и №2 «Социальное неравенство - основа стратификации»;
- закрепление и систематизация знаний при подготовке к повторительно-обобщающему занятию по разделу 1 «Основы социологии»;
- работа с источниками социальной информации, рекомендованной литературой, конспектом для выработки умений применять полученные знания для овладения
общими компетенциями;
- углубление знаний при подготовке докладов и рефератов по предложенной тематике: 1) Возникновение социологии как науки О. Конт-родоначальник социологии.
2) Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности.
3) Социальный статус личности, статусные права и обязанности.
4) Процесс социализации, его этапы и стадии.
5) Культура и общество.
6) Социальные институты, их роль в развитии общества.
7) Социальные общности и группы в современном обществе.
8) Общество как социальная система.
9) Семья как социальный институт и малая группа.
10) Социальное неравенство и стратификация 9 Раздел 2. Основы политологии 34 Тема 2.1. Предмет политологии. История политологии Содержание учебного материала: Предмет политологии, её функции и методы. Основные этапы развития политологии, её место и роль в системе социально-гуманитарного знания. 2 2
Тема 2.2. Политика и экономика. Модернизация экономики России
Содержание учебного материала: Политика как концентрированное выражение экономики. Экономическая политика: сущность и значение. Проблемы взаимодействия экономики и политики. Социально-экономические отношения в России. 2 2
Тема 2.3. Человек в политике. Политическое сознание. Содержание учебного материала: Этнополитическое пространство Российской Федерации. Социальные, этнонациональные и конфессиональные группы в политике. Сущность политических интересов личности. 2 2
Тема 2.4. Политическая жизнь. Политическая система общества Содержание учебного материала: Сущность, содержание понятия «политическая жизнь общества». Политическая система общества: понятие, структура, типы. Реформы политической системы в России: причины, сущность. 2 2
Тема 2.5. Политическая власть. Политические режимы Содержание учебного материала: Политическая власть и властные отношения. Исторические типы и формы власти. Разделение власти и её основные формы. Политические режимы и их типология. Проблемы становления демократии в России в начале XXI века. 2 2
Тема 2.6. Государство и общество
Содержание учебного материала: Государство - фундаментальный институт политической системы. Функции государства. Форме государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое государство и гражданское
общество. 2 2
Тема 2.7. Правовое государство. Гражданское общество Содержание учебного материала: Понятие государства и его основные типы.
Функции государства. Правовое государство и его признаки. Гражданское общество. Соотношение правового государства и гражданского общества 2 2
Тема 2.8. Структура политической власти. Механизм государства Содержание учебного материала: Президентская республика. Президент Российской Федерации - глава государства. Политический статус, права и обязанности президента. Парламентская республика. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации. Парламентская республика и её главные отличительные черты. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, функции, характер выборов. 2
2
Тема 2.9. Политические партии. Партийная система России Содержание учебного материала: Политические партии: происхождение, сущность, классификация и место в политической системе общества. Партийные системы: сущность и разновидности. Политические партии и партийная система в Российской Федерации. 2 2
Тема 2.10. Политический процесс. Избирательная система Содержание учебного материала: Политический процесс и его участники. Политический процесс: понятие, участники. Выборы и избирательные системы. Политический процесс в современной России. 2 2
Тема 2.11. Я выбираюСодержание учебного материала: Выборы в органы государственной власти Российской Федерации: функции, принципы, типология. Политическое участие и избирательная система в Российской Федерации. 2 2
Тема 2.12. Политическая культура. Политические коммуникации Содержание учебного материала: Политическая культура: типология, основные элементы и функции. Политическое сознание. Соотношение политической культуры и политического сознания. 2 2
Тема 2.13. Внешняя политика. Международные отношения Содержание учебного материала: Мировая политика и международные отношения. Изменение облика мира на рубеже. ХХ-ХХIвеков. Национально государственные интересы
России в новой геополитической ситуации. 2 2
Тема 2.14. Политические элиты. Политическое лидерство Содержание учебного материала: Концепции элит. Теории элит. Системы рекрутирования. Политический лидер: характерные черты и особенности. 2 2
Тема 2.15. Политические режимы. Современная демократия Содержание учебного материала: Тоталитаризм - крайнее проявление авторитаризма. Виды тоталитаризма. Особенности тоталитаризма. Авторитаризм. Особенности. Виды авторитаризма. Демократический режим. Виды демократии. Современная представительная демократия, ее характерные черты. Условия становления и развития демократических режимов. 2 2
Тема 2.16. Политическая идеология. Политический плюрализм Содержание учебного материала: Понятие политической идеологии. Свойства идеологии и ее функции. Типы идеологий. 2 2
Тема 2.17. Политическая модернизация Содержание учебного материала: Сущность политической модернизации. Противоречия политической модернизации. 1 2
Итоговое занятие Содержание учебного материала: Политическая власть и политические режимы. Субъекты политики. Политические отношения и процессы в современной России. Роль политологии в освоении основной профессиональной образовательной программы. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 2:
- работа с конспектом, текстом учебного пособия Кравченко А. И. «Основы социологии и политологии» текстом Конституции Российской Федерации для подготовке ответов на контрольные вопросы и практические задания;
-подготовка к практическим занятиям №3 «Государство и общество» и №4 «Я - выбираю»
- закрепление и систематизация знаний при подготовке заданий к повторительно-обобщающему занятию по разделу 2 «Основы политологии»;
- работа с источниками социальной информации, рекомендованной литературой, конспектом для выработки умений применять полученные знания для овладения общими компетенциями;
-углубление знаний при подготовке докладов и рефератов по предложенной
тематике:
1) Создание социально-ориентированной экономики - основы современной политической деятельности.
2) Этнополитические конфликты: сущность, пути разрешения.
3) Политическая система общества и её структурные элементы.
4) Социально - экономические основы политики.
5) Политическая власть и политические режимы.
б) Государство - фундаментальный институт политической системы
7) Правовое государство и гражданское общество.
8) Президент и парламент в структуре политической власти.
9) Политические партии и партийные системы.
10) Политическая культура, политическое сознание и поведение.
11) Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешения. 9 Всего 78 Уровень освоение учебного материала:ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Календарно-тематическое планирование

п/п
Дата проведения урока Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы На уроках Лаборат.и практич. Тип урока Вид урока Способ контроля усвоения Самостоятельная работа
Студентов Уровень освоения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
I семестр 1. Раздел 1.
Основы социологии Объем часов – 26 часа 22 4 9 часов
- работа с конспектом, текстом учебного пособия Кравченко А. И. «Основы социологии и политологии», текстом Конституции Российской Федерации для подготовки ответов на контрольные вопросы и практические задания; 2. Тема 1.1.
Социология как
наука. Структура и функции социологии Предмет и методы социологии. Специфика социологического метода. Роль и место социологических знаний в освоении основной профессиональной образовательной программы 2 3. Тема 1.2. История социологии. Развитие социологии в России Основные этапы развития социологии. Возникновение социологической науки. Историческая и научная роль О. Конта. Позитивизм и негативизм в социологии. Ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии 19 –начала 20 вв.
2 работа с источниками социальной информации, рекомендованной литературой, конспектом для выработки умений применять полученные знания для овладения общими компетенциями; 2
4. Тема 1.3. Социальные отношения. Социальное взаимодействие Зарождение, формирование и развитие социальных отношений. Социальное действие и взаимодействие. Понятие социальных институтов и институализация.
Виды и функции социальных институтов. 2 2
5. Тема 1.4. Социальные конфликты. Роль социальных конфликтов Социальные конфликты: сущность, типы, основные причины и способы их
разрешения. 2 6. Тема 1.5. Социализация личности. Социальный контроль Человек, индивид, личность. Социализация личности. Социологический подход в понимании закономерностей функционирования и развития личности. Социальные статусы и социальные роли. Социальное поведение и социальный контроль. 2 подготовка докладов и рефератов по предложенной тематике:
1) Возникновение социологии как науки О. Конт-родоначальник социологии.
2) Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности.
3) Социальный статус личности, статусные права и обязанности. 7. Тема 1.6. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль, специфика социальных отклонений, теории их объединяющие. Девиации и развитие общества 2 подготовка к практическим занятиям №1 «Личность в обществе» и №2 «Социальное неравенство - основа стратификации»;
2
8. Тема 1.7.
Личность и общество Личность: её социальные статусы и роли. Социальное поведение и социальный контроль. Конституционные личные и социальные права. 2 9. Тема 1.8. Культура общество. Социальные функции культуры Понятие культура. Материальная и духовная культура. Социологическая трактовка культуры. Элементы культуры. Роль культуры в жизни общества. Конституционные культурные права и свободы 2 2
10. Тема 1.9. Социальные общности. Социальная мобильность
Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Социальные организации. Этнические общности, важнейшие факторы их образования и
развития. Этнонациональные отношения. Социальная стратификация: понятие, критерии, исторические типы. Бедность и социальное неравенство. Социальная мобильность: сущность и виды. Стратификация современного российского общества. 2 Подготовка рефератов по предложенной тематике:
1) Процесс социализации, его этапы и стадии.
2) Культура и общество.
3) Социальные институты, их роль в развитии общества.
4)Социальное неравенство и стратификация 11. Тема 1.10.
Семья как социальный институт. Исторические формы брака Родство, брак и семья. Жизненный цикл семьи. Функции семьи как социального института и малой группы. Семья и демографическая политика в
современной России 2 Подготовка рефератов по предложенной тематике:
1) Социальные общности и группы в современном обществе.
2) Общество как социальная система.
3) Семья как социальный институт и малая группа 12. Тема 1.11. Обществ как социальная система Понятие об обществе как социальном институте, его основные признаки и типология. Закономерности функционирования и развития общества 2 подготовка к практическому занятию №2 «Социальное неравенство - основа стратификации» 13. Тема 1.12.
Социальное неравенство-основа стратификации Четыре измерительных линейки стратификации. Неравенство и способы его измерении. Бедность: понятие, масштабы. Российская Федерация - социальное государство 2 - закрепление и систематизация знаний при подготовке к повторительно-обобщающему занятию по разделу 1 «Основы социологии»; 2
14. Тема 1.13. Социальные процессы. Социальные изменения Общество как динамическая система. Общественный прогресс и регресс. Функциональные, процессуальные, мотивационные изменения. Эволюционные и революционные формы развития. 2 2
15. Раздел 2.
Основы политологии Объем часов – 34 часа 30 4 9 часов 2
16. Тема 2.1.
Предмет политологии. История политологии Предмет политологии, её функции и методы. Основные этапы развития политологии, её место и роль в системе социально-гуманитарного знания. 2 2
17. Тема 2.2. Политика и экономика. Модернизация экономики России
Политика как концентрированное выражение экономики. Экономическая политика: сущность и значение. Проблемы взаимодействия экономики и политики. Социально-экономические отношения в России. 2 Подготовка рефератов по предложенной тематике:
1) Создание социально-ориентированной экономики - основы современной политической деятельности.
2) Этнополитические конфликты: сущность, пути разрешения.
3) Политическая система общества и её структурные элементы.
4) Социально - экономические основы политики.
5) Политическая власть и политические режимы.
б) Государство - фундаментальный институт политической системы 18. Тема 2.3.
Человек в политике. Политическое сознание Этнополитическое пространство Российской Федерации. Социальные, этнонациональные и конфессиональные группы в политике. Сущность политических интересов личности. 2 19. Тема 2.4. Политическая жизнь. Политическая система общества Сущность, содержание понятия «политическая жизнь общества». Политическая система общества: понятие, структура, типы. Реформы политической системы в России: причины, сущность. 2 20. Тема 2.5. Политическая власть. Политические режимы Политическая власть и властные отношения. Исторические типы и формы власти. Разделение власти и её основные формы. Политические режимы и их типология. Проблемы становления демократии в России в начале XXI века. 2 -подготовка к практическому занятию №3 «Государство и общество» и №4 «Я - выбираю»
21. Тема 2.6.
Государство и общество Государство - фундаментальный институт политической системы. Функции государства. Форме государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое государство и гражданское
общество. 2 22. Тема 2.7. Правовое государство. Гражданское общество Понятие государства и его основные типы.
Функции государства. Правовое государство и его признаки. Гражданское общество. Соотношение правового государства и гражданского общества 2 2
23. Тема 2.8. Структура политической власти. Механизм государства Президентская республика. Президент Российской Федерации - глава государства. Политический статус, права и обязанности президента. Парламентская республика. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации. Парламентская республика и её главные отличительные черты. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, функции, характер выборов. 2 Подготовка рефератов по предложенной тематике Правовое государство и гражданское общество.
1) Президент и парламент в структуре политической власти.
2) Политические партии и партийные системы.
3) Политическая культура, политическое сознание и поведение.
4) Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешения. 2
24. Тема 2.9. Политические партии. Партийная система России Политические партии: происхождение, сущность, классификация и место в политической системе общества. Партийные системы: сущность и разновидности. Политические партии и партийная система в Российской Федерации. 2 2
25. Тема 2.10. Политический процесс. Избирательная система Политический процесс и его участники. Политический процесс: понятие, участники. Выборы и избирательные системы. Политический процесс в современной России. 2 подготовка к практическому занятию №3 «Государство и общество» и №4 «Я - выбираю»
2
26. Тема 2.11. Практическое занятие №4
тест по теме: «Я выбираю» 2 2
27. Тема 2.12. Политическая культура. Политические коммуникации Политическая культура: типология, основные элементы и функции. Политическое сознание. Соотношение политической культуры и политического сознания. 2 2
28. Тема 2.13. Внешняя политика. Международные отношения Мировая политика и международные отношения. Изменение облика мира на рубеже. ХХ-ХХIвеков. Национально государственные интересы
России в новой геополитической ситуации. 2 2
29. Тема 2.14. Политические элиты. Политическое лидерство Сущность политической модернизации. Противоречия политической модернизации. 2 30. Тема 2.15. Политические режимы. Современная демократия Тоталитаризм - крайнее проявление авторитаризма. Виды тоталитаризма. Особенности тоталитаризма. Авторитаризм. Особенности. Виды авторитаризма. Демократический режим. Виды демократии. Современная представительная демократия, ее характерные черты. Условия становления и развития демократических режимов. 2 2
31. Тема 2.16. Политическая идеология. Политический плюрализм Понятие политической идеологии. Свойства идеологии и ее функции. Типы идеологий. 2 закрепление и систематизация знаний при подготовке заданий к повторительно-обобщающему занятию по разделу 2 «Основы политологии»;
- работа с источниками социальной информации, рекомендованной литературой, конспектом для выработки умений применять полученные знания для овладения общими компетенциями 2
32. Тема 2.17. Политическая модернизация Сущность политической модернизации. Противоречия политической модернизации. 1 33. Итоговое занятие 1 Всего 78 часов 60 18 3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, плакаты, карты, карточки, адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый материал, индивидуальные карты мониторинга учебных знаний).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
История политических учений: учебник для вузов. /Под.общ.ред. О.В.Мартышкина.М., 2014.
Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебные пособие.М.,2015.
Куликов JI.M. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. М.,2012
Мухаев.Р.Г. Политология: учебник для вузов. Издание второе. М.,2012
Основы социологии и политологии. Учебное пособие./Под ред. О.А. Бороноева, М.А.Василика. М.,2013.
Соловьев А.И. Политология: Политологическая теория, Политологические технологии: Учебник для студентов вузов. М.,2013.
Интернет-Ресурсы
1. Http://www.constitution.ru/- официальный сайт Конституции Российской Федерации
2. Http://www. constitution.garant.ru/DOC_1200.thm - материалы, посвященные истории создания действующей Конституции РФ на сайте справочно-правовой системы "Гарант"
3. Http://ww\v.vestnikcivitas.ru/ - Вестник гражданского общества Всероссийская гражданская сеть
4. Http://www.hrights.ru/ - Институт прав человека
5. Http://w\vw.hrol.ni/- Права человека в России
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов осуществляется преподавателем в процессе текущей и промежуточной аттестацией, проведение практических занятий, тестирования, а так же в результате проверки внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Обучающийся должен уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; Индивидуальная самостоятельная работа, практические занятия
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; Внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); Индивидуальная самостоятельная работа
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук; Внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; Индивидуальная самостоятельная работа
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; Индивидуальная самостоятельная работа
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; Самостоятельная работа обучающихся
Обучающийся должен знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; Внеаудиторная самостоятельная работа
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Индивидуальная самостоятельная работа
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
особенности социально- гуманитарного познания. Внеаудиторная самостоятельная работа
Учебно-методические материалы.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Пояснительная записка
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» составлены в соответствии с рабочей программой 2016 года на базе примерной программы, разработанной Федеральным институтом развития образования для профессий СПО для реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования.
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов в помощь преподавателям и студентам, обучающихся по образовательной программе среднего (полного) общего образования.
Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ.
В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня – научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться – это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами и т.д., активному участию в исследовательской работе.
По дисциплине «Основы социологии и политологии» на самостоятельную работу обучающихся отводится 18 часов для специальностей технического профиля.
Методические указания разработаны с учетом требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам студентов, предусмотренным Федеральным государственным образовательным стандартом и ориентированы на достижение следующих целей:
развитие личности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины "Обществознание" обучающийся должен:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В методических указаниях содержатся примерные задания для самостоятельной работы по разделам и темам, рекомендации для студентов по составлению конспекта, написанию реферата и эссе, подготовке доклада, приведен список литературы и нормативных актов для обучающихся, а также предложены критерии оценки для каждого вида работы.
5. 2. РЕФЕРАТ
Реферат – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
5.2.1. Структура реферата
1. Титульный лист (заполняется по единой форме
2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу – обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
5.2.2. Этапы работы над рефератом
Подготовительный этап работы. Формулировка темы
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.
Создание текста. Общие требования к тексту
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.Универсальный план текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы – от реферата до докторской диссертации – строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению. Введение – начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, – т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата. Объем введения – в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.
Заключение – последняя часть реферата. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части – пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, а также источников, нормативных актов.
5.2.3. Требования к оформлению реферата
Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт 12-14, интервал – 1 или 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
5.2.4. Критерии оценки реферата
– знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;
– правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
– всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
– использование литературных источников;
– культура письменного изложения материала;
– культура оформления материалов работы.
Методические рекомендации по составлению конспектов:
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Задания для самостоятельной работы студентов
РАЗДЕЛ 1. Основы социологии – 9 часов
работа с конспектом, текстом учебного пособия Кравченко А. И. «Основы социологии и политологии», текстом Конституции Российской Федерации для подготовки ответов на контрольные вопросы и практические задания;
подготовка к практическим занятиям №1 «Личность в обществе» и №2 «Социальное неравенство - основа стратификации»;
закрепление и систематизация знаний при подготовке к повторительно-обобщающему занятию по разделу 1 «Основы социологии»;
работа с источниками социальной информации, рекомендованной литературой, конспектом для выработки умений применять полученные знания для овладения общими компетенциями;
углубление знаний при подготовке докладов и рефератов по предложенной тематике:
1) Возникновение социологии как науки О. Конт-родоначальник социологии.
2) Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности.
3) Социальный статус личности, статусные права и обязанности.
4) Процесс социализации, его этапы и стадии.
5) Культура и общество.
6) Социальные институты, их роль в развитии общества.
7) Социальные общности и группы в современном обществе.
8) Общество как социальная система.
9) Семья как социальный институт и малая группа.
10) Социальное неравенство и стратификация
Литература
Конституция РФ
Учебное пособие Кравченко А. И. «Основы социологии и политологии»
Интернет-ресурсы
РАЗДЕЛ 2. Основы политологии – 9 часов
работа с конспектом, текстом учебного пособия Кравченко А. И. «Основы социологии и политологии» текстом Конституции Российской Федерации для подготовки ответов на контрольные вопросы и практические задания;
подготовка к практическим занятиям №3 «Государство и общество» и №4 «Я - выбираю»
закрепление и систематизация знаний при подготовке заданий к повторительно-обобщающему занятию по разделу 2 «Основы политологии»;
работа с источниками социальной информации, рекомендованной литературой, конспектом для выработки умений применять полученные знания для овладения общими компетенциями;
углубление знаний при подготовке докладов и рефератов по предложенной тематике:
1) Создание социально-ориентированной экономики - основы современной политической деятельности.
2) Этнополитические конфликты: сущность, пути разрешения.
3) Политическая система общества и её структурные элементы.
4) Социально - экономические основы политики.
5) Политическая власть и политические режимы.
б) Государство - фундаментальный институт политической системы
7) Правовое государство и гражданское общество.
8) Президент и парламент в структуре политической власти.
9) Политические партии и партийные системы.
10) Политическая культура, политическое сознание и поведение.
11) Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешения.
Вопросы к итоговому зачету
Социология как наука. Структура и функции социологии.
История социологии. Развитие социологии в России
Социальные отношения. Социальное взаимодействие
Социальные конфликты. Роль социальных конфликтов
Социализация личности. Социальный контроль
Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения
Культура общество. Социальные функции культуры
Социальные общности. Социальная мобильность
Семья как социальный институт. Исторические формы брака
Обществ как социальная система
Социальные процессы. Социальные изменения
Предмет политологии. История политологии
Политика и экономика. Модернизация экономики России
Человек в политике. Политическое сознание
Политическая жизнь. Политическая система общества
Политическая власть. Политические режимы
Правовое государство. Гражданское общество
Структура политической власти. Механизм государства
Политические партии. Партийная система России
Политический процесс. Избирательная система
Политическая идеология. Политический плюрализм
Внешняя политика. Международные отношения
Политические элиты. Политическое лидерство
Политические режимы. Современная демократия
Политическая модернизация
Политическая культура. Политические коммуникации