Рабочая программа по дисциплине Основы социологии и политологии для ППССЗ по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 96 часов
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Камский государственный автомеханический техникум им. Л. Б. Васильева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.09 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена СПО
по специальности
190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Набережные Челны, 2016
На заседании ПЦК УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №____ Заместитель директора по УР
«____»__________________ 20___г. И.Г.Заббарова «____»_____________ 20__г.
Подпись ПЦК расшифровка подписи Составитель: Нурутдинов Л. Р.,
преподаватель I квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.09 Основы социологии и политологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.09 Основы социологии и политологии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
1.2. Место дисциплины в структуре программы
Учебная дисциплина ОГСЭ.09 Основы социологии и политологии относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
В результате изучения дисциплины формируются компетенции, такие как:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины согласно ФГОС студент должен уметь:
- ориентироваться в структуре общества, представлять основные социальные и политические процессы и тенденции развития общества;
- анализировать актуальную информацию о социальных и политических объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;- выявлять взаимосвязь социальных, экономических, политических и духовных процессов, происходящих в современном обществе.
В результате изучения учебной дисциплины согласно ФГОС студент должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных и политических институтов;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных и политических норм, механизмы правового регулирования;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: 64
лабораторные занятия -
практические занятия -
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа студентов
в том числе 32
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы социологии и политологии
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия студентов, самостоятельная работа Кол-во часовУровень освоения
Вводная часть Вводное занятие 2 Раздел 1. Основы социологии 50 Теоретические занятия
Предмет, объект, задачи, методы социологии 2 1
История социологии 2 1
Ведущие социологи и их идеи 4 1
Современные научные проблемы в социологии 4 1
Общество. Типы обществ. Общественные отношения 4 2
Социализация личности 2 2
Социальная стратификация 4 2
Социальные нормы 2 2
Девиантное поведение. Социальный контроль 4 2
Социальные институты. Институт семьи 2 2
Социальные изменения 2 2
Социальная мобильность 2 2
Практические занятия
- Самостоятельная работа
Эволюция, революция, реформы – 4 ч.
Форма работы: заполнение схем
Элементы культуры: язык, ценности, нормы – 4 ч.
Форма работы: сообщения, презентации
Роль социальных конфликтов в современном мире – 4 ч.
Форма работы: работа со СМИ, доклады
Семья как социальный институт – 4 ч.
Форма работы: сообщения 16 Раздел 2. Основы политологии 42 Теоретические занятия
Предмет, объект, задачи, методы политологии 2 1
Политика 2 2
Политическая власть 4 2
Политические режимы 4 1
Политическая система 4 2
Государство и общество 2 2
Политические партии 4 2
Политическое сознание 2 2
Политическая культура 2 2
Практические занятия
- Самостоятельная работа
Политические идеи Древнего мира и средневековья – 4 ч.
Форма работы: сообщения, презентации
Современные политические системы – 4 ч.
Форма работы: заполнение таблиц
Основные политические партии современной России – 4 ч.
Форма работы: работа со СМИ, заполнение таблицы, презентации
Роль личности в политике на исторических примерах – 4 ч.
Форма работы: сообщения, презентации, доклады, эссе 16 Итоговый контроль Дифференцированный зачёт по дисциплине 2 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 64
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: легко перемещаемые в пространстве столы, стулья, доска, раздаточный материал по изучаемым темам.
Технические средства обучения: ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – № 237. – 1993. – 25 декабря.
Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. – 1995. – 5 апреля.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод: подписана 4 ноября 1950 года; ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ; вступила в силу для России 5 мая 1998 года // Бюллетень международных договоров. – № 7. – 1998. – С. 3-18, 20-35.
Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года; ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 18 сентября 1973 года № 4812-VIII; вступил в силу для Союза Советских Социалистических Республик 23 марта 1976 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – № 12. – 1994.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года; ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 18 сентября 1973 года № 4812-VIII; вступил в силу для Союза Советских Социалистических Республик 3 января 1976 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – № 12. – 1994.Гражданский кодекс Российской Федерации №51-ФЗ от 30 ноября 1994 года. URL: http://base.garant.ru/10164072
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года. URL: http://base.garant.ru/12125267
Трудовой кодекс N 197-ФЗ от 30.12.2001. URL: HYPERLINK "http://base.garant.ru/12125268" http://base.garant.ru/12125268
Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 года. URL: http://base.garant.ru/10108000
Конституция Республики Татарстан: принята Верховным Советом Республики Татарстан 6 ноября 1992 года // Ведомости Верховного Совета Республики Татарстан. – № 9-10. – 1992. – Ст. 166.
Основная литература
Глотов Н.Н. Общая социология: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. заведений. М.; Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с.
Демидов Н. М., Основы социологии и политологии: учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2012 – 208 с. URL: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_18264.pdf (дата обращения: 15.08.2015).
Дополнительная литература
Грязнова А. Г. Политология.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,
2010.-396с.
Кернаценский М. В. и др. Основы социологии и политологии: Уч. пособ. для СПО. – М.: Инфра – М, 2004. -192 с.
Козырев Г.И. Основы социологии и политологии / Г.И. Козырев. – М.: «Форум», 2009. – 240 с.
Козырев Г. И. Политология.- М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2010.-368с.
Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М.: «Проспект»,2010. – 400 с.
Политология / под ред. В.Ю. Бемского, А.М. Сацуты. – М.: «Проспект», 2009. – 245 с.
Самыгин С. И., Верещагин А. В., Денисенко И. Ф. Основы социологии и политологии: Уч. пособ. для СПО (гуманитарных и медицинских специальностей). – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 480 с.
Фельдман Д.М. Политология конфликта : учеб. пособие / Д.М. Фельдман. – М.: «Стратегия», 2008. – 26 с.
Фролов С.С. Основы социологии / С.С. Фролов. – М.: Юрист, 2007. - 256 с.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М., 2007. – 132 с.
Интернет-ресурсы
Всем, кто учится. .http://www.alleng.ruВЦИОМ www.wciom.ru
Информационно-правовая система Гарант. www.garant.ruИнформационно-правовая система Консультант Плюс. www.consultant.ruЛевада-Центр www.levada-centr.ruПолит.ру www.polit.ruЭлектронная библиотека www.ecsoc.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения Ориентироваться в структуре общества, представлять основные социальные и политические процессы и тенденции развития общества; Отчет по самостоятельной работе, зачеты по практическим занятиям;
Анализировать актуальную информацию о социальных и политических объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; Работа с различными видами СМИ, составление памяток и словарей социально-политических терминов.
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;Работа с различными типами таблиц, схем. Развитие навыков публичных выступление.
Выявлять взаимосвязь социальных, экономических, политических и духовных процессов, происходящих в современном обществе. Оценка по результатам формализованного наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе выполнения практических работ.
Знания Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; Сообщения, презентации
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных и политических институтов; Устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы, зачеты по практическим занятиям.
Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; Устный опрос, тестирование
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных и политических норм, механизмы правового регулирования; Устный опрос, тестирование
О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; Тестирование, отчет по самостоятельной работе, зачеты по практическим занятиям;
Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Устный опрос, дифференцированный зачет.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 - 100 5 отлично
70 - 89 4 хорошо
50 - 69 3 удовлетворительно
49 и менее 2 неудовлетворительно
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является дифференцированный зачёт в устной форме.