Особенности логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта


ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенность логопедической с детьми с нарушением интеллекта обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребёнка с нарушением интеллекта, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Можно выделить следующие особенности логопедической работы с детьми нарушением интеллекта.
В связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,- обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука" тщательно анализируется с точки зрения его слухового (сравнение с неречевым звуком), зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие; например, уточняется, что при произношении одних звуков участвует голос, а при произношении других — нет. В процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове. Сравниваются слова по их звуковой структуре, по наличию в них отрабатываемых звуков. Широко используется сравнение графических схем слов, нахождение в схемах одного или другого звуков.
С учетом характера нарушений речи логопедическая работа для детей с нарушением интеллекта должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
В процессе логопедической работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане, Формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам.
Материализация действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциации звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.
Выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.
Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению.
В логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.
Особенностями логопедической работы с данной категорией детей являются максимальное включение анализатора, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя.
В процессе логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.
Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка с нарушением интеллекта. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой предметов письма, чтения, развития речи, русского языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.
Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы.
В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с нарушением интеллекта очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.
Характерной для логопедической работы с данной категорией детей является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
Усвоенные на логопедических занятиях правильные речевые навыки у детей с нарушением интеллекта исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т.д.).
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Особенностью логопедической работы с данной категорией детей является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем — на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения у детей с нарушением интеллекта.
При проведении логопедических занятий необходимоясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этимцели занятия должны быть изложены ребёнку с нарушением интеллектаконкретно, в доступной форме.
Для эффективного усвоения правильных речевых навыковдетьми с нарушением интеллекта необходим определённый, не очень быстрый темп.
Следует поддерживать у ребёнка с нарушением интеллекта интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
В связи с тем, что нарушение речи у данной категории детей носят стойкий характер, логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
Несформированность контроля, слабость волевых процессову детей с нарушением интеллекта обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, родителей.
Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта должна занимать важное место в процессе коррекции нарушений развития детей данной категории