Конспект урока ИЗО по теме: Народные промыслы
Тема: Народные промыслы. Золотая Хохлома
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели: познакомить учащихся с историей создания русской матрёшки, учить различать матрёшек по форме, месту производства, узору; закрепить знания таблицы умножения; содействовать патриотическому воспитанию; развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; закреплять навыки аккуратного рисования гуашью.
Оборудование: изображение японской игрушки - прототипа матрёшки, первой русской матрёшки, различных промыслов матрёшек, деревянные матрёшки, сувениры - матрёшки, кроссворд, таблица умножения, стихи, видео "Хохлома", инвентарь к играм, аудиозапись р.н.п., загадки.I. Орг. момент.
Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке:Карандаш, альбом и краски.Проверили, садитесьИ с усердием трудитесь!
II. Вступительная часть.
- Сегодня у нас необычный урок ИЗО с элементами математики.
- Чтобы узнать, о ком мы будем говорить, вам надо вспомнить таблицу умножения и отгадать слово. Готовы?
- Соберите слово. А поможет загадка.
Алый шёлковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рукаВ деревянные бока.А внутри секреты есть:Может - три, а может, шесть.Разрумянилась немножко.Это русская : (матрёшка)!Правильно, это матрёшка!
III. Актуализация опорных знаний.
Матрёшка на окошкеПод ярким сарафаном,И вся семья в матрёшке.Как в доме деревянном.
Открой - увидишь чудо:Матрёшенька-детёныш.А там ещё! Откуда?А там опять: найдёныш.
Очень любят все матрёшкиРазноцветные одёжки:Всегда расписаны на дивоОчень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,Складные и ладные.Матрёшки всюду славятся.Они нам очень нравятся!
IV. Сообщение темы и постановка целей урока.
- Сегодня разговор пойдёт о старинной русской матрёшке, научимся расписывать её, распознавать по промыслам, познакомимся с новым видом художественной росписи. Поставьте перед собой цели на урок.
V. Основная часть.
- Какое определение слову матрёшка даёт словарь Ожегова? (Матрёшка - полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.)
История создания русской матрёшки.
- Матрёшка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
А сколько ей лет? В 2008 году исполнилось 110 лет, как появилась в России на свет первая матрёшка.
В 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево привезли с острова Хонсю японскую деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Это был старичок Фукуруму со своей семьёй. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Он подготовил эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Ещё одна - с караваем хлеба. Как же сестричка без братика - и он появился в расписной рубахе, последняя - завёрнутый в пелёнки младенец. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Изготовить своё чудо он заказал лучшему мастеру Сергиево-Посада токарю Василию Звёздочкину. Так Фукуруму стал прообразом нашей матрёшки.
Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиево - Посаде.
Вот мы всё - матрёшка, матрёшка: Но ведь у этой куклы и названия-то не было. Пробовали имя Дуняша и Маняша, но что-то не нравилось. Помогла прислуга со старинным именем Матрёна. Так родилась наша русская Матрёшка.
В 1900 году на выставку в городе Париже попала наша русская матрёшка и получила там золотую медаль, а также большие заказы на её изготовление. Так она стала известна всему миру.
Разновидности матрёшек.
- Ребята, а знаете ли вы, что существуют разновидности матрёшек? Постарайтесь запомнить их отличия.
а)Я из Сергиево-Посада. (Загорская)Встрече с вами очень рада,Мне художником дан яркий русский сарафан.Я имею с давних пор на переднике узор.Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
- Они приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она в сарафанчике, кофта с вышивкой, платок завязан узлом, передник с вышитым узором или цветами. В руках обязательно что-то держит. Декоративная роспись, украшающая платок и край фартука, сделана приёмом "тычка".
б)Я из тихого зелёного городка Семёнова.Я в гости к вам пришла.Букет цветов садовых розовых, бардовыхВ подарок принесла.
- В 1922 году появилась семёновская игрушка, которая имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает весь фартук. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком" и малиновый румянец. Колорит росписи сочетает яркие цвета: малиновый, лимонный, зелёный, фиолетовый. Край платка украшен бутонами.
Манера росписи семёновской матрёшки напоминает кистевую роспись золотой хохломы. Ведь центр её и фабрика, где делают матрёшку, находится в городе Семёнове.
в)Наши губки бантикомДа щёчки будто яблоки.С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке.Мы матрёшки вятскиеВсех на свете краше.Расписные, яркиеСарафаны наши.
- Появилась она в 1924 году. Она изображает голубоглазую девушку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо мило и приветливо. Её важная особенность - некоторые детали инструктировали соломкой. Процесс был очень длительный и трудоёмкий, поэтому она стоила дорого и трудно продавалась. Она не получила широкого распространения.
г)А я, подружка из Майдана.Могу я стать звездой экрана.Украшен мой наряд цветамиС сияющими лепесткамиИ ягодами разными,Спелыми и красными.
- Появилась в 1928-1930 годах. Мастера из Полоховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал, заполненный розанами, колокольчиками, яблочками, на двухцветном поле - верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Головка маленькая. Лицо немного грустное, волосы завитками. Характерная особенность - изображение на голове полушалка с цветами.
Хоть внешне матрёшки разные, но у них много общего - все игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Подготовка фона матрёшки.
Нам, конечно, интересноПро матрёшек всё узнать,Но неплохо бы напомнить:Когда мы будем рисовать?
- Да, пора приступить к подготовке фона матрёшки. Выполнять работу будем по рядам: 1 ряд - рисует Сергиево-Посадскую (Загорскую) матрёшку, 2 ряд - Семёновскую, а 3 ряд - Полохово-Майданскую. Помните об особенностях каждого вида.
- Что вы использовали для получения контура матрёшки? (Шаблон.)
(Дети готовят лицо, платок, сарафан, фартук.)
Физкультминутка.
Мы весёлые матрёшки, ладушки, ладушки.Хороши у нас одёжки, ладушки, ладушки.Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.
Новости.
- Ребята, а что интересного вы нашли про современных матрёшек?
Оригинальную матрёшку в виде ракеты изготовил семёновский мастер Пчёлкин. Он расписал корпус цветами, а внутри находился космонавт, а в нём ещё два - целый экипаж.
Были сделаны серии матрёшек по мотивам детских сказок: "Репка", "Золотая рыбка", "Конёк - Горбунок". А так же "Снегурочка", "Три медведя", "Маша и медведь", "Курочка Ряба", "Жар-птица", "Теремок", "Гуси-лебеди" и другие.Есть матрёшки, изображающие невесту в подвенечном платье, жениха во фраке. А в них - их родственнички.
Для выставки в Петербурге сергиево-посадские мастера сделали 48-местную матрёшку. Там же позднее 50-ти и 60-ти местные. А самая большая матрёшка выточена семёновскими мастерами. Одна матрёшка вмещает 72 фигурки.
Самая большая матрёшка ростом с первоклассника, а самая маленькая - с горошину.
За целый век появилось много авторских матрёшек, т.е. художник вносил в роспись игрушки свой замысел. Так появились исторические матрёшки с правителями нашей страны, историческими событиями.
Результаты анкеты.
- Интересно, как относятся к матрёшке современные дети, что думают о её назначении. Мы провели анкету в классе и вот её результаты.
1) Знаете ли вы игрушку - Матрёшку? Да - 100%
2) Есть ли у вас дома эта игрушка? Да - 27%
3) Нравится ли вам Матрёшка? Да - 82%, нет - 9%, не знаю - 9%.
4) За что вам нравится матрёшка? Она красивая, деревянная, в неё интересно играть, в ней ещё есть игрушки, разбирается, гордость нашей страны.
5) Какую пользу приносит матрёшка? Счастье , удовольствие, воспоминание о детстве, украшает комнату, радует глаза своими красками, развивает детское мышление, руки, у неё вкусный запах, делает нашу страну знаменитой.
Декоративная роспись кукол.
- Продолжим мы занятие Без толчеи, без спешки.На минутку закройте глаза,Позабудьте заботы, усталость.
Ведь начнутся сейчас чудеса!Нарисуем на платочкахОчень яркие цветочки.
Завитки, листочки,Маленькие точки.Постараемся немножко - Станет радостной матрёшка!
- Какие элементы кистевой росписи лучше использовать для украшения наших матрёшек? (Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, ягоды, целые букеты.)
- Каким номером кисти будем пользоваться?
- Какой цвет гуаши лучше использовать? (Жёлтый, красный, белый, зелёный, синий.)
- Какое геометрическое понятие нам поможет нарисовать правильное лицо? (Симметрия.)
- Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие завитки делайте кончиком кисти, лепестки - короткими толстыми штрихами. Можно использовать ватные палочки для "тычкования".
(Под русскую народную музыку дети расписывают своих матрёшек, не забывая о разновидностях.)
Игры с Матрёшкой.
Вот пять кукол деревянных, Круглолицых и румяных,В разноцветных сарафанах,На столе у нас живут -Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста,А внутри она пуста,Разнимается онаНа две половинки,В ней живёт ещё однаКукла в серединке.
Эту куколку открой - Будет третья во второй.Половинку отвинти,Плотную, притёртую,И сумеешь ты найтиКуколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,Кто в ней прячется внутри.Прячется в ней пятаяКуколка пузатая!Эта кукла меньше всех - Чуть-чуть больше, чем орех!
- Матрёшка - это игрушка. А в глубокой древности игрушки создавались не только ради забавы, но и часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздник и хранили в доме на видном месте.
Игра с числами.
- Рассмотрите внимательно ряд чисел, получившихся после моего рассказа.
Назовите общий признак этих чисел. (Чётные.)
На какие группы разобьёте их? Назовите основание классификации. (3-значные и 4-значные, круглые и некруглые.)
Что объединяет числа 2008 и 1900? (Сумма цифр равна 10, в записи используется два нуля.)
Назовите их соседей: предыдущее и последующее.
Окончание работы.
- Наши матрёшки подсохли, пора оформить детали чёрным фломастером.
- А теперь надо вырезать по контуру, чтобы наши матрёшки смогли поиграть на весёлом лужку.
(Матрёшки прикрепляются на импровизированную лужайку на доске.)
Велика Россия наша,И талантлив наш народ.О Руси родной умельцахНа весь мир молва идёт.
Наша русская матрёшкаНе стареет сотню летВ красоте, в таланте русскомВесь находится секрет.
Итог урока. Самооценка.
- Все хорошо потрудились. Оцените свою работу, глядя на матрёшек. (Дети показывают баночку с красным, зелёным или жёлтым цветом.)
- А теперь, весь урок, своё настроение.
- Поаплодируйте себе - маленьким и талантливым художникам!
Домашнее задание.
- По желанию вы можете сочинить сказку о матрёшках, которая заслушается на литературе.
- Всем большое спасибо!