«Традиционные промыслы Казахстана и России»

Урок изобразительного искусства (4 класс)
Парахина М.Н.
Учитель ИЗО и черчения КГУ «СОШ №82»
Тема: «Традиционные промыслы Казахстана и России»
Цель урока: Формирование понятия «Народные промыслы» разновидностями народных промыслов - керамика.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с керамическими промыслами Казахстана и России;
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его применении, об образном языке декоративного
искусства.
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и
промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку произведениям искусства, развивать фантазию и
воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Для педагога: Мультимедийная доска, компьютер, музыкальная подборка мелодий, набор керамических изделий.
Для учащихся: Индивидуальные карточки, краски, кисти, шаблоны.
1.Мобилизационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. (Слайд 1)

2. Постановка цели урока

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об искусстве. Выделим особенности некоторых видов и выполним практическую работу по украшению формы.
Ребята, у меня к вам такой вопрос: Что мы имеем в виду, когда говорим «ИСКУССТВО»?
(Слайд 1)
(Ответы учащихся)
Иску
·cство образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
3. Актуализация усвоения знаний учащихся.
(Слайд 2)
Работа с кластером. Ромашка на доске.
В одном лепестке – живопись, в другом – скульптура, и т.д. архитектура, графика, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) дизайн и др.- это всё – ВИДЫ ИСКУССТВА.
Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира, заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.
(Слайд 3)
В искусстве есть виды, которые называют пластические, пространственные, визуальные, видимые, изящные
Они воспринимаются зрением,
существуют в пространстве,
не изменяются во времени
говорят на своём языке(пояснить)

Это все - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА.

(Слайд 4)
Люди всегда стремились украсить свою жизнь. Уже во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.
(Слайд 5 ) И каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:
(Слайд 6)
Живопись - когда украшали скалы росписями – говорит цветом на плоскости
Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины – говорит на языке объёмов и форм,
Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем - линией и пятном на плоскости
Архитектура –строительство красивых зданий.- пространство и объем.
Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков - язык объёма, и цвета, и линий, и пространства.
4. Углубление теоретических знаний
Остановимся на одном из видов ИЗО искусства, который включает в себя многие языкиДПИ
(Слайд 6) + клик
ДПИ.
Название ДПИ - от французского декор – украшение. Люди любят украшать вещи и окружать себя красивыми вещами. В мире много мест, где люди с давних пор занимались каким-то прикладным искусством. Секреты народного мастерства передавались умельцами из поколения в поколение.
«Слово Мастеру»
Прекрасен мир. История стара.
И на глазах истории веками
Незнающими устали руками
Все в мире создавали мастера.
Сказать спасибо мастеру пора.
Он мыслью, клал на камень камень.
И строил мир, надежный как гора.
Он был весьма искусен и силен,
И опытом предчувствия умен,
И чувством совершенства наделен,
И красотой гармонии отмечен.
Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей.
Среди множества видов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве которых сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений – это ДЕКОРАТИВНЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
(Слайд 7)
Тульские (из села Филимонова)
Дымковские (за рекой Вяткой),
Копчегайская керамика
резьба по дереву - Богородск, Семеново, Городец и др.
И многие другие:
Красочные шали из Павловского Посада
Кружева тонкие и ажурные из Вологды, Торжка, Ростова
Жостовские подносы, расцветающие волшебными букетами
Хрусталь и уральские самоцветы, фарфор и чеканка, ковроткачество и металлическое кружево-филигрань И многое-многое другое, о чем вам еще только предстоит узнать
Примеры произведений ДПИ слайды
(Слайд 8)- мазаика
Мы рассмотрим один материал, в котором работают народные мастера,
- ГЛИНА. Изделия из глины – КЕРАМИКА. Это слово произошло от Греческого «керамос», что значит глина.
(Слайд 9)
- Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались.
(Слайд 10-11) - Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. - - Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая. Каждый горшок или ваза играли большую роль в жизни человека – его сравнивали с телом человека. Недаром наша кровеносная система тоже называется СОСУДЫ.
Сосуд души нам свыше дан,
должны хранить мы вечно,
наполнен радостью добром ,любовью бесконечной
(Слайд 12)-
- Есть и другая керамика, сделанная из цветной глины, - майолика.
Фаянсовая посуда - из белой глины.
А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.
А глина низких сортов, с добавлениями – шамот.
(Слайд 13)
Из ценной глины была посуда, а из остатков - игрушки детям, которые лепили и раскрашивали везде по-своему.
Главное в декоративном искусстве – трудолюбие. А талант мастеров ОДУХОТВОРЯЕТ мир неживой природы и МИР ВЕЩЕЙ В НАШЕМ ДОМЕ, ДЕЛАЯ ЕГО РАДОСТНЫМ И КРАСИВЫМ.
5.Закрепление изученного материала
Рассмотрим 2 промысла и сравним.
Проверка домашнего задания.- карточки.- доска
Задание: используя карточки с домашним заданием (два промысла Копчагай и Гжель) найти общие черты, приемы работы.
Гжель
Изделия керамических промыслов Московской области. Это подсвечники, часы, белоснежные фарфоровые чайники, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. Роспись ручная.
Посуда , фигурки людей.

Капчагайская керамика
Капчагайский фарфоровый завод был возведен в Капчагае Алматинская область. Выпускает бытовой и сувенирный фарфор. Роспись ручная и машинная.
Цвет – разноцветный.
Национальные мотивы росписи. Посуда , фигурки людей

Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Роспись ручная.
(Слайд 14-15) Расположить элементы росписи в диаграмме доска
(Слайд 16)
3) Работа доска «Бездонный сундучок»
Итак, вы научились отличать друг от друга разные виды росписи. Это несложно, нужно лишь найти ответы на 3 вопроса: что изображено, чем и каким способом?

Практическая работа. На прошлом уроке мы разработали формы - заготовки, которые предстоит расписать. Это вазы.
(Слайд 17)+ клик
Рассматривая примеры изделий декоративно- прикладного искусства мы отмечали, что они все украшены узорами. Украшения это- узоры-орнаменты, элементы растений (веточки ,листочки) пейзажи ит. д. Все эти рисунки что-то объединяет? – они необычные, красочные
(Слайд 18) сказочные – это ВОЛШЕБСТВО.
Вспомните волшебную сказку о волшебном цветке.
(Слайд 19) просмотр отрывка
(Аленький цветочек) в этой сказке цветок символизирует (красоту, мечту, любовь, уважение)
Сегодня мы будем изображать волшебный цветок.
- работа с шаблоном – формой;
(Слайд 20) - композиция росписи (игра «Подбери рисунок»;
(Слайд 21) - последовательность выполнения рисунка цветка;
(Слайд 22) - примеры элементов на доске - элементы украшения
«Создай волшебный цветок»
(Слайд 23) – 2 варианта в цвете
(Слайд24 ) – элементы росписи
(Слайд25 )
Представьте этот цветок в своем сердце и пусть он поведет Вас по дороге творчества.
Верьте в себя! И у Вас все получится.
Работают самостоятельно.
Вся наглядность убирается.
Во время практической работы - целевые обходы:
1)контроль организации рабочего места;
2)контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
Итог урока.
Выставка работ учащихся.
(Слайд26 )
Какая работа понравилась и почему?
Домашнее задание.
Работы наклеить в альбом. В качестве фона использовать цветную бумагу.
(Слайд27 )
Рефлексия.
Что вы узнали?
Чему Вы научились?
Кто почувствовали вдохновение?
Понравился урок? (смайлики)
Что понравилось?
В чем затруднялись?
Где можно использовать свои рисунки?
Уборка рабочих мест.
Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили волшебный цветок в своем сердце, теперь старайтесь сохранить его. (Слайд28 )










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515





Рисунок 3Рисунок 8урок изо Заголовок 115