Рабочая прграмма по факультативному курсу Прикладная биология10 класс по ФГОС
Пояснительная записка
Рабочая программа по прикладной биологии в 10 классе составлена на основе программы Л.Н.Сухоруковой ( Л.Н.Сухорукова Программы по биологии 10-11 классы М.
«Просвещение» 2009 год).
Выбор программы преподавания прикладной биологии в 10 классе г обусловлен высоким уровнем интеллектуальных притязаний обучающихся и учетом возможной перспективы продолжения образования в ВУЗ- е по естественно –научному направлению.
Цель курса - формировать целостное представление о мире, основанное на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта индивидуальной деятельности, необходимого для осознанного выбора образовательной или профессиональной траектории.
Общая характеристика учебного предмета
Задачи изучения прикладной биологии в школе:
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области цитологии и генетики, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Методической основой изучения курса прикладной биологии является сочетание более глубокого изучения предмета на основе взаимосвязи практических занятий с теоретическими. Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.
Курс «Прикладной биологии» является органичным дополнением к выбранной
учебной программе, давая возможность качественного проведения лабораторных и практических работ, генетического практикума.
В 10 классе в курсе прикладной биологии изучаются разделы молекулярная биология, цитология, биология развития, генетика. На каждом занятии учащиеся занимаются практической индивидуальной деятельностью при выполнении лабораторных и практических работ, решают задачи по молекулярной биологии. Все темы занятий рассматриваются с учетом достижений развития биологии и медицины в Уральском регионе и в Свердловской области (СО). Во втором полугодии проводится генетический практикум по решению генетических задач, тестирование.
Такой подход позволяет обеспечить большую, по сравнению с обычной практикой, дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, сохранив при этом весь объем необходимых знаний, провести комфортно для обучающихся лабораторные, практические, семинарские занятия, дебаты.
Полученные знания и умения, сформированные в процессе изучения данного курса позволяют обучающимся более качественно подготовиться к выбранной области профессиональной деятельности – медицине, исследованиям в области биологии, химии, ветеринарии и психологии.
Многолетняя практика по реализации данного подхода показывает, что такая организация учебной деятельности повышает качество преподавания предмета.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 10 класса и специфики образовательной программы школы. В связи с этим данная программа ориентирована на способных обучающихся с учетом их профессиональной ориентации.
Большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся, как возможности пробудить интерес к предметам естественнонаучного цикла через работу с микроскопом и проведения исследований с последующим написанием исследовательской работы.
Формы организации образовательного процесса.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование), предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки формирования практических умений, обобщающие уроки, семинары, лабораторные работы).
Внедрение современных и инновационных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Так, информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи: стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности; организация индивидуального обучения школьников; наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Основные группы технологий, применяемые на уроках прикладной биологии:
технология объяснительно-иллюстративного обучения
технология личностно - ориентированного обучения
технология исследовательской деятельности
проектная технология
информационные технологии
Механизмы формирования компетентности обучения.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником биологической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используются учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, видеопрезентации, учебные фильмы. В составе практических методов выделяются лабораторные и практические работы, методы работы с карточками, схемами, семинары, дебаты.
Требования к результатам
В результате изучения учебного предмета обучающиеся должны знать:
. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.
. Свойства и функции основных неорганических и органических веществ в клетке
Сущность энергетического и пластического обмена веществ и энергии(на примере фотосинтеза, биосинтеза белков, энергетического обмена углеводов).
4 . Механизм и значение митоза, мейоза, оплодотворения.
Закономерности индивидуального развития.
Типы скрещиваний, законы наследования и их цитологическое обоснование.
Хромосомную теорию наследственности.
Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости; значение мутаций для эволюции и селекции.
В результате изучения биологии на профильном уровне обучающиеся должны уметь:
.Использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера взаимосвязей в природе.
.Обосновывать вред курения, употребления наркотических веществ и алкоголя с позиций генетики и учения об онтогенезе.
.Сравнивать разные типы деления клетки, исходные формы организма с потомством, виды изменчивости, методы селекции.
.Применять знания о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу, приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных.
.Составлять и анализировать родословные схемы. 6.Решать цитологические и генетические задачи.
7.Пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты.
8.Планировать эксперимент, вести наблюдения, работать с литературой, оформлять исследовательский проект, готовить тезисы защиты проекта и защищать проект перед аудиторией.
Система оценки достижений обучающихся
В течении учебного года проводится мониторинг достижений обучающихся по различным видам деятельности: лабораторная работа, творческие работы, проекты, практические работы и другие. Вариант системы контроля представлен в таблице.
Четверть формы контроля 1 четверть количество 2 четверть количество 3 четверть количество 4 четверть количество Учебный год Количество
Устный ответ Индивидуально в течении года (по желанию обучающихся или вызову учителем)
Проектная деятельность (индивидуально по желанию обучающегося, результаты оцениваются жюри конкурсов)
Семинары 2 1 3
Лабораторная работа 2 2 1 2 7
Практическая работа (решение генетических задач) 1 4 2 7
Диктант 1 1 2
Тест 1 1 1 1 4
Зачет 1 1
Критерии оценивания лабораторных и практических работ.
Отметка"5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или было допущено два-три недочета;
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или эксперимент проведен не полностью;
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Критерии оценивания устных ответов обучающихся.
Отметка"5"ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка"4":
Знание всего изученного программного материала.
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3":
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка"2":
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Критерии оценивания терминологического диктанта.
Диктант по терминам проводится всегда на 2 варианта, в каждом варианте предложено 10 биологических понятий из изученной темы.
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Отметка «4» ставится при наличии 1-2 ошибок в формулировке понятий
Отметка «3» ставится при наличии 3-4 ошибок в формулировке понятий Отметка «2» ставится, если допущено 5 и более ошибок
Критерии оценивания тестовых работ
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа
около трёх минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропущенные места. «В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …» (3). Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов) (20 с выбором
ответа и 5 со свободным ответом). «4»: 14 + 3 (70 - 75 %) «3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Так как количество заданий в зависимости от темы курса в работах, разное лучше ориентироваться по процентам.
Место предмета (курса) в учебном плане.
Курс биологии 10 класса относится к образовательной области «Естествознание». Согласно действующему базисному учебному плану МАОУ СОШ № 85 программа по прикладной биологии для 10 класса предусматривает обучение предмету в объеме 1 часа в неделю. Изучается 1 учебный год. Годовое количество часов – 35часов. Часы на преподавание прикладной биологии вводятся за счет регионального и школьного компонентов учебного плана.
Содержание учебного курса
(курсивом выделены темы, рассматривающие вопросы, связанные с Уральским регионом, Свердловской областью)
Раздел 1.Цитология 14час
Значение биологии для медицины, сельского хозяйства, промышленности, для познания и охраны природы. Развитие биологии в СО.
Клеточная теория. Современные методы исследования клетки. Достижения цитологии в СО.
Клеточные мембраны. Транспорт веществ через мембрану. Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. Мембранные органоиды клетки. Цитологические исследования на Урале.
Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Коммерческое использование ферментов в промышленности и медицине. Лабораторная работа. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетке.
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Матричные процессы в клетке. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Вирус СПИДа. Современные исследования в области вирусологии на Урале.
Лабораторная работа. Изучение строения растительной, животной и грибной клеток под микроскопом.
Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука.
Лабораторная работа. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетке.
Раздел 2.Биология развития. 4 часа
Митоз. Наблюдение митоза в корешке лука под микроскопом. Амитоз. Нарушения митоза. Мейоз. Нарушения мейоза.
Индивидуальное развитие. Изучение строения гамет и гаметогенеза.Нарушения онтогенеза, профилактика заболеваний в СО.
Лабораторная работа. Наблюдение митоза в корешке лука под микроскопом. Мейоз. Лабораторная работа. Изучение строения гамет и гаметогенеза.
Лабораторнаяработа.Рассматриваниемикропрепаратов,характеризующихэтапы эмбрионального развития.
Раздел 3.Генетика. 15 час
Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Цитологическое обоснование моногибрилного скрещивания, независимого наследования. Полное и неполное сцепление генов. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие неаллельных генов. Наследование групп крови.
Методы изучения наследственности человека. Развитие генетики в СО. Генетика и медицина. Модификационная изменчивость. Влияние факторов среды на организм и здоровье населения СО.
Практическая работа «Составление родословных схем». Лабораторная работа «Фенотипический портрет ребенка». Лабораторная работа «Изучение модификационной изменчивости.
Календарно – тематическое планирование по прикладной биологии – 10 г класс
№ урока, тема урока Дата проведе ния Основное содержание Характеристика видов учебной деятельности
1-2.Семинар. Значение биологии для медицины, сельскогохозяйства, промышленности,для познания и охраны природы. 1-2
неделя сентября Наука,объект исследования, предмет исследования, методы исследования, современные достиженияв развитии биологии Индивидуальные выступления на семинаре
Знатьнауки, изучающими многообразие живых организмов.
Понимать проблемы человечества, решение которых зависит от уровня биологических знаний.
Уметь обосновывать значениебиологии,
приводяконкретные примеры.
самостоятельно формулировать проблему и планировать пути ее решения
3-4.Клеточнаятеория.
Современныеметоды
исследованияклетки.
Лабораторнаяработа Изучениестроения растительной, животной и грибной клеток под микроскопом”. 3-4
неделя сентября Клетка, прокариоты, эукариоты. Лабораторная работа
Уметь распознавать эукариотические клетки и датьих
морфофизиологичес-кую характеристику.
Уметь отличать прокариотические клетки отэукариотических; животные клетки от клеток растений и грибов.
Уметь находить основные компоненты клетки (ядро, цитоплазму и оболочку) под световым микроскопом.
5-6.Клеточныемембраны. Транспортвеществчерез 1–2
неделя Плазмолиз, деплазмолиз, Лабораторная работа пониманиеучащимися
мембрану. Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. октября осмос,строение мембраны мембранногохарактера организации клетки.
7-8.Семинар.Мембранные органоиды цитоплазмы. 3–4
неделя октября Клетка, органоиды клетки Индивидуальные выступления на семинаре
Отработатьнавык осуществления характеристики органоидов клетки.
Доказать, что строение органоидов связано с функциями.
9-10.Ферменты, их роль в октябрь- Белок,фермент, Лабораторная работа
процессах ноябрь денатурация Уметьпоказатьна
жизнедеятельности. примере,что
Лабораторнаяработа. упорядоченностьживой
Расщеплениепероксида материивовремени
водородаспомощью проявляетсявчеткой
ферментов,содержащихся согласованности обменных
в клетке”. реакцийвскорости,
последовательности,
сопряженностии
циклическом
11-12.Генетическаяроль ноябрь Генетическийкод, Практическая работа.
нуклеиновыхкислот. матричный синтез, 1.Уметьмоделировать
Матричныепроцессыв экзон,интрон, процесскодирования
клетке.Практическая редупликация, наследственной
работа. Решение задач репарация информации.
2.Уметьмоделировать
этапы синтеза белка.
3.Уметьопределять
структуруДНКпо
структуре молекулы белка.
4.Уметьопределять
структуру молекулы белка
поструктуремолекулы
ДНК.
Обобщить изученный
материал и сделать выводы
13-14.Семинар. декабрь Вирус,фаг, Индивидуальные
Неклеточныеформы бактериофаг, выступления на семинаре
жизни.Вирусы.Вирус вирусология СПИДа.Современные Проанализировать
исследованиявобласти уникальныймеханизм
вирусологии. взаимодействия вируса с
клеткой.
Обобщить изученный
материал и сделать выводы
15-16.Митоз. Лабораторная декабрь Митоз,мейоз, Лабораторная работа
работа Наблюдение митоза в корешке лука под микроскопом.Мейоз.
Лабораторнаяработа. Изучение строения гамет и гаметогенеза. гаметогенез, цитологичес-кие основы наследственно-сти и изменчивости Научиться определять фазы митоза и мейоза, сравнивать гаметы
17-18.Индивидуальное январь Дробление, Лабораторная работа
развитие.Лабораторная бластула, гаструла, Уметь
работа.Рассматривание нейрула, 1.Идентифицировать типы
моделейи бластомеры, дробленияичасти
микропрепаратов, зародышевый бластулы.
характеризующихэтапы листок, 2. Знать строение бластулы
эмбрионального развития. органогенез, и ее особенности у мно-
биогенетический гоклеточных животных.
закон 3. Знать строение гаструлы
и ее особенности у мно-
гоклеточных животных.
4. Знать строение нейрулы.
5. Знать процессы закладки
осевых органов.
19-20.Моногибридное январь - 1и2законы Практическая работа.
скрещивание. февраль Менделя На основании знаний 1 и 2
Практическаяработа. законовМенделя
Решение генетических прогнозировать
задач. проявление нормальных и
патологических признаков
в потомстве Моделировать
генетическиесхемы
наследования признаков.
Решать генетические
задачи; составлять схемы
скрещивания
21-22.Дигибридное февраль 3 закон Менделя Практическая работа.
скрещивание. Решать генетические
Цитологическое задачи; составлять схемы
обоснование независимого скрещивания
наследования.Решение генетических задач. Наоснованиизнаний3
законаМенделя
прогнозировать
проявление нормальных и
патологических признаков
в потомстве Моделировать
генетическиесхемы
наследования признаков.
23-24.Полное и неполное февраль Сцеплениегенов, Практическая работа.
сцеплениегенов. - март морганида,закон Решать генетические
Практическаяработа. Моргана, задачи; составлять схемы
Решениегенетических расстояниемежду скрещивания
задач. генами Научитьсяопределять
сцепленное наследование,
количество кроссоверных и некроссоверных гамет, расстояние между генами порезультатам гибридизации
25-26.Наследование сцепленноесполом. Практическаяработа. Решениегенетических задач. март Генетикапола, гомогаметный пол, гетерогамет-ный пол. Практическая работа. Решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания Сформироватьнавык решениязадачпотеме сцепленноесполом наследование.
27-28.Взаимодействие неаллельныхгенов. Наследование групп крови. Практическаяработа. Решениегенетических задач. апрель Комплементарност ь,эпистаз,
полимерия, плейотропия, множественный аллелизм Практическая работа. Уметьсоставлять генетическуюсхему наследованияполау человека и животных.
29-30.Методы изучения наследственности человека. Практическаяработа. Составление родословных схем. апрель Методыизучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый и т.д. Практическая работа. Научитьсясоставлятьи анализировать родословныесхемыдля выявленияхарактера наследования нормальных ипатологических признаков.
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
31-32.Лабораторная работа.
«Фенотипическийпортрет ребенка». апрель
- май Законы наследственности и изменчивости Лабораторная работа Смоделировать генетическиесхемы наследованияпризнаков приразличныхформах взаимодействия генов.
33.Модификационная изменчивость.
Лабораторнаяработа Изучение модификационной изменчивости. май Изменчивость, генотип,фенотип, вариационный ряд, вариационная кривая,норма реакции Лабораторная работа Овладетьметодами статистическогоанализа модификационной изменчивости (построение вариационногоряда, построениевариационной кривой).
Объяснять: отрицательное влияниеалкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародышачеловека; влияние мутагенов на организм человека.
34.Зачетноезанятие.
Клеточныйуровень
организацииживой материи. май Клетка, органоиды клетки Тестовая работа Обобщить изученный
материал и сделать выводы
35.Резервное время. май Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература:
Прикладная биология. 10 класс. Методические разработки для учащихся. Корягина Т.М. 2010 г.
Сухорукова Л. Н. Кучменко В.С. Общая биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений :профил. уровень изд – во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2009.-224 с
Дидактические материалы:
Биология. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. авт. – сост. А. В. Пименов. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 160 с.
Заяц Р.Г. Биология. Тестовые задания с решениями. – Минск6. Букмастер, 2013. – 464 с.
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10 – 11 классы./ -М.: Аквариум, 1998.-240 с.
Методические материалы:
Кулев А.В. Общая биология. 10 класс: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 224 с.
Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии. Общая биология. - М.:Просвещение.1989.
Сухорукова Л. Н. Биология. Методические рекомендации. 10 класс: пособие для учителейобщеобразоват.учреждений.,изд–во«Просвещение».–М.:
«Просвещение», 2010. – 112 с.
Интернет ресурсы: 1.Презентации к урокам.
Презентации к урокам УЭП А.В.Пименова. «Учебники» мультимедийные презентации , УЭП А.В.Пименова.
3.Видеоматериалы: Строение клетки, Мейоз, митоз, оплодотворение у растений и животных, индивидуальное развитие организма; способы бесполого размножения, удвоение молекул ДНК
Медиа СD от "Кирилла и Мефодия"http://edu.km.rиЭлектронные образовательные ресурсы www.school-coollection.edu.ru www. school.edu.ru
сайт дрофа
сайт просвещение
Перечень оборудования и технических средств обучения
Муляжи (сборные и разборные) органов:
Клетка
Синтез белка
ДНК
Деление клетки – митоз, мейоз
Перекрест хромосом
Микропрепараты по общей биологии.
Гербарий по морфологии и биологии растений.
Гербарий культурных растений
Набор муляжей плодов гибридных полиплоидных растений и исходные формы. таблицы по общей биологии:
Прокариотическая клетка
Вирусы
Эукариотическая клетка
Белки и ферменты
Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ)
Хромосомы (Гомеостаз)
Митоз
Микроскопы
Натуральные объекты: гербарный материал, комнатные растения.