Рабочая программа по математике Реальная математика (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 33» городского округа Самара
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №__1__
от _26.08.2016__
Председатель МО
И.Е.Чурбанова________
ПРИНЯТА
решением
педагогического совета
протокол № 1
от 31.08.2016 г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №33 Е.В.Подкорытников
____________________
Приказ №256 от 1.09 2016
Рабочая программа предпрофильного курса по математике
«Реальная математика»
Предмет: математика
Класс: 9 б
Уровень обучения: основной общий
Учитель: Чубукова Наталья Ивановна
Срок реализации программы, учебный год:2 полугодие 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего в год 18 час; в неделю 1 час
Рабочая программа составлена на основе: Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7-9 классы: пособие учителей общеобразов. учреждений / Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011.
Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М. : Просвещение, 2009
Рабочую программу составила Чубукова Наталья Ивановна
Самара, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профильного курса по математике «Реальная математика» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.
Предлагаемый профильный курс «Реальная математика» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному, социально-экономическому и техническому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
СВЕДЕНИЯ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ
Планирование составлено на основе (указать программу, ее реквизиты)
-закона РФ “ Об Образовании”,
- государственного образовательного стандарта,
- государственной программы по математике для 5 – 11 классов,
- содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики (авт. Г.М.Кузнецова), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2009
-Рабочая программа элективного курса по предмету «Математика» в 9 классе разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 18 часов.
Подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время на индивидуальных и групповых занятиях. Для качественной подготовки к экзамену выделен час на развивающий курс, который позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Цель курса: подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по математике.
Задачи:
1. Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
2. Расширить знания по отдельным темам математики 5-9 классов;
3. Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами. 4.формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни, повышение уровня их математической культуры,
подготовка учащихся к итоговой аттестации по окончанию 9 класса в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами,
5. продолжению образования в старших классах
6. формировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
7. сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
способствовать профориентации.
Учебный процесс курса предусматривает следующие методы и формы работы:
изложение нового материала учителем в форме лекции;
дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности;
самостоятельная работа с учебной литературой; индивидуальные консультации.
Общая характеристика учебного курса.
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Текстовые задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на государственной аттестации по математике. Они вызывают трудности у многих учащихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном курсе математике.
Данная программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к процессу школьного математического образования:
содержательность;
увлекательность;
доступность;
развитие интеллекта;
связь с общечеловеческой культурой.
Отличительной особенностью данной программы является то, что перечисленные задачи определяют необходимость добиваться получения обучающимися знаний, систематизировать уже имеющиеся знания, необходимые для достижения обязательного уровня образования и их дальнейшего развития. Кроме того, предусматривается, что в процессе обучения учащиеся постоянно приобретают и накапливают умения рассуждать, обобщать, доказывать, систематизировать. Особую роль данная программа уделяет привитию навыков самостоятельности в рассуждениях, в поисках способов решения задач, развитию способностей к самообразованию, к созданию и разрешению проблемных ситуаций, рефлексии, самоанализу собственной деятельности.
Предлагаемый профильный курс «Реальная математика» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному, социально-экономическому и техническому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса отводится 18 часов.
Содержание курса позволяет ученику любого уровня обученности активно включаться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Поэтому при изучении акцент делается не столько на получение дополнительных знаний, сколько на развитие способности обучающихся приобретать эти знания самостоятельно, на развитие их творческой деятельности. Творческий подход лежит в основе всех форм работы с обучающимися, на занятиях курса «Реальная математика». Курс служит средством предпрофильной подготовки в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся, развивает навыки принятия оптимальных решений и тренирует восприятие. Задачи , предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем курса
Всего часов
1
Вводное занятие
1
2
Задачи на движение
2
3
Задачи на совместную работу
2
4
Задачи на сплавы, смеси, растворы. Задачи на концентрацию
2
5
Задачи на дроби и проценты
1
6
Решение задач на все виды. Практико-ориентированные задачи
2
7
Задачи практического применения с геометрическим содержанием
1
8
Задачи с физическим содержанием
1
9
Рациональные методы решения задач
1
10
Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ
3
11
Обобщающее занятие, инструкция ОГЭ
2
итого
18
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Текстовые задачи и техника их решения (1 час)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом (по действиям). Решение текстовой задачи методом составления схемы. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи.
Задачи на движение (2 часа)
Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу.
Задачи на работу (2 часа)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.
Задачи на смеси, сплавы и растворы.
Задачи на концентрацию (2 часа)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля»), и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели.
Задачи на изменение концентрации растворов. Выявление общей закономерности изменения той или иной величины в результате многократно повторяющейся операции. Задачи на разбавление.
Задачи на дроби и проценты (1 час)
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы и т.д.)
Решение задач на все виды. Практико-ориентированные задачи (2 часа)
Задачи практического применения с геометрическим содержанием (1 час)
Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
Задачи с физическим содержанием (1 час)
Формула из физики. Методика решения задач с физическим содержанием.
Рациональные методы решения задач (1 час) Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.
Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ (3 часа)
Обобщающее занятие, инструкция ОГЭ (2часа)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО курса.
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий; прикидка границ результатов.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Учебный процесс организован в следующих формах:
практические занятия, на которых изучается новый материал, рассматриваются различные приемы и способы выполнения заданий, формируются навыки работы в конкретной среде;
самостоятельная работа под руководством учителя, при которой полученные навыки должны быть использованы для выполнения творческой работы на свободную тему;
коллективное обсуждение выполненных работ;
групповые и индивидуальные проекты;
защита проектов. По окончании курса учащимся ставится зачет/незачет.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации ( сдачи экзамена по математике в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачета и тестирования.
Критерии оценки развития творческой активности учащихся:
способность генерировать новые идеи;
способность осваивать новые информационные технологии;
обладание визуальной культурой и художественным вкусом.
Темы для исследовательской и творческой деятельности учащихся
1.Задачи из повседневной жизни
2.Задачи практической направленности
3.Нужны ли проценты в жизни?
4.Старинные задачи
5.Классификация текстовых задач
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
Алгоритмы решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений.
Способы решения систем уравнений.
Виды текстовых задач и способы их решения.
Уметь:
Определять тип текстовой задачи.
Составлять и решать математическую модель реальной ситуации.
Работать с математической моделью, в которой содержится несколько переменных, а также с моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.
Применять полученные математические знания решения задач в повседневной жизни.
Использовать дополнительную литературу.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме зачета по темам «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы». По теме «Разные задачи» обучающиеся должны выполнить домашнюю контрольную работу. По итогам всего курса проводится творческий отчёт обучающихся в виде конференции, где ребята защищают свои проекты, над которыми они работали в течение
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Перечень используемой литературы
В.Н. Студенецкая, З.С. Гребнева. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. Часть 1,2. – Волгоград: «Учитель», 2003г.
М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002г.
Ю.В. Садовничий. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»).
М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.
Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1976г.
Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 – 11 классов. – М.: Сантакс - Пресс, 1996г.
Г.Н. Тимофеев Математика для поступающих в вузы. Учебное пособие.– Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2001г.
Н.И. Попов, А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003г.
А. Тоом Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
Литература для учащихся.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗЫ - М.: «ОНИКС 21 век», 2001.
Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2002.
Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнений 1,2 часть. - Омск: ОмИПРКО, 1998
Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение 2007.
Перечень интернет-ресурсов.
www.pms.ru/programmyi/15.html сайт школы А.Н.Колмогорова.
http://1september.ru материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».
Календарно-тематическое планирование
Учитель: Чубукова Н.И. 9-б класс.
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом
КУ – комбинированный урок
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПЗУ – урок применения знаний и умений
КЗУ – контроль умений и знаний
ФО – фронтальный опрос
КР – контрольная работа
ИК – индивидуальный контроль
№ п/п
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Формы контроля
Сроки
Требования к уровню подготовки
План
Факт
1.
1.
Вводное занятие
КУ
ФО
17н
Познакомить с программой
2.
2.
Задачи на движение. Движение по течению и против течения. Задачи на совместное движение.
КУ
ФО
18н
Знать: типы задач на движения
Уметь: развивать навыки выполнения тестовых заданий, решать основные задачи на движение
3.
3.
Задачи на движение
Задачи на закон сложения скоростей. Графический способ решения задач на движение
КУ
ФО
19н
Знать: типы задач на движения
Уметь: развивать навыки выполнения тестовых заданий, решать основные задачи на движение
4.
4.
Задачи на совместную работу
КУ
ПР
20н
Знать: содержание задач на совместную работу, основные понятия, применяемых при решении таких задач
Уметь: систематизировать знания учащихся по темам: работа, производительность, решать основные задачи на совместную работу
5.
5.
Задачи на совместную работу. Решение задач.
УПЗУ
ПР
21н
Знать: содержание задач на совместную работу. Введение основных понятий, применяемых при решении таких задач.
Уметь: систематизировать знания учащихся по темам: работа, производительность, решать основные задачи на совместную работу
6.
6.
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
КУ
ПР
22н
Знать: характеристику задач, формулу зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»)
Уметь: решать задачи на сплавы, смеси, растворы
7.
7.
Задачи на концентрацию
КУ
ПР
23н
Знать: задачи на концентрацию вещества, процентное содержание вещества, количество вещества
Уметь: решать задачи на концентрацию
8.
8.
Задачи на дроби и проценты
КУ
ПР
24н
Знать: задачи на проценты, развивать навыки выполнения тестовых заданий
Уметь: решать задачи на проценты
9.
9.
Решение задач на все виды.
УОСЗ
ИЗ
25н
Знать: текстовые задачи
Уметь: решать основные практико-ориентированные задачи
10.
10.
Практико-ориентированные задачи
КУ
ИЗ
26н
Знать: текстовые задачи
Уметь: решать основные практико-ориентированные задачи
11.
11.
Задачи практического применения с геометрическим содержанием
КУ
ПР
27н
Знать: различные типы задач на осевую и центральную симметрию, навыки выполнения тестовых заданий
Уметь: составлять математические модели реальных ситуаций
12.
12.
Задачи с физическим содержанием
КУ
ИЗ
28н
Знать: различные типы задач с физическим содержанием, навыки выполнения тестовых заданий
Уметь: решать основные задачи с физическим содержанием
13.
13.
Рациональные методы решения задач
КУ
ФО
29н
Знать: различные типы задач по комбинаторике и статистике, навыки выполнения тестовых заданий
Уметь :решать основные задачи по комбинаторика и статистика
14.
14.
Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ
УОСЗ
ПР
30н
Знать: текстовые задачи
Уметь: решать основные задачи
15.
15.
Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ
КУ
ПР
31н
Знать: текстовые задачи
Уметь: решать основные задачи
16.
16.
Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ
УПЗУ
ПР
32н
Знать: текстовые задачи
Уметь: решать основные задачи
17.
17.
Обобщающее занятие, инструкция ГИА
УПЗУ
ПР
33н
Знать: текстовые задачи
Уметь: решать основные задачи
18.
18.
Обобщающее занятие, инструкция ГИА
УПЗУ
ПР
34н
Знать: текстовые задачи
Уметь: решать основные задачи
15