Рабочая программа по предметному кружку Занимательная грамматика, 4 класс


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 2 1. Пояснительная записка . Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе - дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно - нра вственного развития и воспитания личности гражданина России, пла - нируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу в 4 классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучен ием предметов художест венно - эстетического профиля». 1.1 . Рабочая п рограмма по кружку «Занимательная грамматика» разработана для учащихся 4Д класса, музыкаль ный профиль общеобразовательной школы. Направление программы : интеллектуальное и общекультурное Тип программы: образовательный 1.2. Цель программы: расширение знаний программы курса «Русский язык» используя нетрадиционную и внеурочную формы рабо т ы, применение умений и навыков в нестандартных ситуациях. 1.3. Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год (на 2014 - 2015 учебный год) 1.4. Основные принципы отбора материала П рограмма разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на фо рмирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретен - ных знаний и умений в практической деятел ьности и повседневной жизни. Программа разработана в соответствии с принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным прин ципом прочности . С очетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности обеспе чивает устойчивость орфо графического навыка, и организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к я зыковым проблемам. Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить и закрепить те знания, которые важны при изучении русского языка. 1.5. Ожидаемые результаты  Учащиеся должны: - Уметь применять знания с уроков русского языка на практ ике и в нестандартных ситуациях. – Уметь составлять и записывать словосочетания, предложения и тексты различног о характера . - Уметь решать речевые и языковые задачи. - Знать правила написания слов и предложений и применять их для проверки. - Различать орфограммы слов, части слова, части речи. 1. 6. Контроль и оценка результатов. Формы контроля : Стартовый, поз воляющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: - прогностический , то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный , то есть контрол ь за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; 3 - рефлексивный , контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату , который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах - публичные выступления ребёнка; - сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказ ов и т.д. - решение теоретических и практических задач; - знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время) Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных во зможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио . 1.7. Специфика класса . В классе обу чается 21 учащий ся: По исследованиям на начало учебного года в 4 классе, учащиеся показали следующий результат:  высокий уровень школьной мотивации у 7 учащихся, что составляет 33,33 %, средни й уровень мотивации - у 12 учащихся - 57,14 %, низки й уровень мотивации - 2 ученика - 9,52 %. Учащиеся 4Д класса с пособны адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудо любием, старанием - 14 чел овек, 67 %.  Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу - 18 человек, 86 %  Умеют контролировать свою деятельность по результату : на среднем уровне - 57 % , на низком уровне - 19 % , на высоком - 24 % .  Учащиеся умеют осуществл ять причинно - следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом инт еллекта на среднем уровне - 57%, у 1 9% у чащихся – уровень ниже среднего, на низком уровне - 24%  Учащиеся 4 Д класса имеют средний уровень работоспосо бности. 1.8. Художественно - эстетическая направленность. Данная программа у читывает особенности учащихся 4Д класса. Класс имеет музыкаль ное направл ение. Дети активны, любят пе ть, заниматься творчеством . Рабочая программа построена с учетом художественно - эстетического направления школы. Эстетическое образование и воспитание связаны с формированием способности адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Большое в нимание на занятиях кружка уделяется созданию условий для получения удивления, а значит урок (занятие) – это творческий процесс постижения нового. Технологически урок (занятие) выстраивается по схемам: впечатление – понимание – принятие; переживание - о тношение - освоение; осмысление – обобщение. Художественно - эстетическое направление рассматривается через внеклассную работу по предмету « русский язык» . Р ассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность испо льзования речевых форм, обогащение устной и письменной речи учащихся фразеологическими оборотами и видами устного народного творчества; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству . 4 Эстетическая направленность п редмета выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность. Рассмотрение произведений русского и совр еменного искусства в музыкаль ном классе позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу и историю; развивать патриотические чувства, видеть и любить прекрасное в окружающем ми ре. Произведения искусства позволяют ввести ребенка в мир новых образов, которые он прежде не видел или заставляют увидеть знакомое совсем по - иному, с иной точки зрения. 2. Общая характеристика 2.1 . В основу программы легла нормативно - пра вовая база: Закон РФ «Об образовании», федеральная программа развития образования, национальная доктрина образования в России, концепция модернизации российского образования. В данной программе за основу были взяты теоретические и методическ ие идеи про граммы кружка «Мой могучий русский язык» , изложенные в научных и науч но - методических работах Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А. , Журжиной Ш.В. и Костроминой Н.В. 2.2. Цели программы : обеспечить полноценные знания терминологии русского языка , правил и принципов, умение анализировать материал изучаемый на уроках русского языка в 1 - 4 классах , а также сразу выявлять проблемы в знаниях учащихся, над которы ми нужно дополнительно работать; расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по рус скому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. З а дачи программы : научить учащихся самостоятельно - Находить и исправлять ошибки. - Списывать тексты. - Проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слов и перед согласными. - Находить способы проверки безударных гласных в корне слова. - Зна ть словарные слова. Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и пособиям по русскому языку и развитию речи, а дополняет их. Обучающие : - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - совершенствование знаний, умений, н авыков по грамматике русского языка; - пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного з а паса; - совершенствование общего языкового развития учащихся; - углубление и расширение знаний и предст авлений о литературном языке. Воспитывающие : - воспитание культуры обращения с книг ой; - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие : - развивать смекалку и сообразительность; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. 2.3. Общая характеристика учебного процесса. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: 5  занимательность;  научность;  сознательность и активность;  наглядность;  доступность;  связь теории с практикой;  индивидуальный подход к учащимся. Дан ный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и м ного говорят. Формы проведения занятий  практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.  анализ и просмотр текстов;  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:  игровая;  теоретическая;  практическая. Основные методы и технологии : - технологи я разноуровневого обучения; - развивающее обучение; - технология обучения в сотрудничестве; - коммуникативная технология. В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся и осуществления принципов дифференциации и индивидуализации, основными способами обучения являются: разно - уровневое обучение, обучение в сотрудничестве; способы развития критического мышления. Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и пособиям по русскому языку и развитию речи, а дополняет их. 3. О писание места учебного предмета в учебном плане Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 4 классе – 1 ч ас в неделю, 34 учебные недели - 34ч. Содержание курса отвечает требованию к организа ции внеурочной деятельности, соответствует курсу «Русский язык». 4. Ценностные ориентиры содержания кур са Основной целью кружковых занятий является развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету . Расширение знаний по русскому языку спо собствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального са мосознания. 6 Кружковая работа по русскому языку у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем об щей культуры человека. На внеклассных занятиях по русскому языку ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного р ешения коммуникативной задачи. 5. Личностные, метапред метные и предметные результаты освоения курса. 5 .1. Личностными результатами кружковой деятельности учащихся являются следующие умения и качества :  Эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выр азительность речи, стремиться к совершенствованию собственной устной и письменной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к изучению языка; Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, логические и поисковые задания к ним, проблемно - диалогическая технология. Метапредметными результатами кружковой деятельности учащихся является формирование универсальных у чебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  самостоятельно по заданной теме формулировать цели кружковой деятельности;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем или в группе учащихся;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корре ктировать свою деятельность;  в диалоге с учителем и учащимися вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ( составлять план, таблицу, схему);  пользоваться словарями, справочниками;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно - следственные связи;  строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат логические и поисковые задания, проблемно - диалогическая технология. Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами р ечи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы . конс трукций, слов, к совершенствованию своей речи. Предметные: Обучающиеся должны знать: - Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). - Признаки гласных и согласных звуков. - Буквы русского алфавита. - Родственные слова. - Антонимы, многозначные слова. - Системные связи слов. Обучающиеся должны уметь: - Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов. - Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. - Делить слова на слоги. - Подбирать родственные слова. - Объединять слова в группы. - Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными зво нкими и глухими согласными в корне слова и в конце. - Составлять текст по вопросам учителя. - Работать со словарями. - Отгадывать загадк и, ребусы, головоломки, шарады. 6 . Тематическое планирование: Дата № урока Тема Кол. ч а сов Спос обы достижения цели , виды учебной деятельности. 0 1.09 - 06 .09 0 8 .09 - 13 .09 1 - 2 Повторение. Текст. Предложение. Слово. 2 Формирование лингвистической интуиции. Работа в парах по составлению предложений с опорой на пары слов. 15.09 - 20 .09 2 2.09 - 27 .09 3 - 4 Предложение. Словосочетание. Текст. 2 Групповая работа на составление текста из предложений с опорой на установление характера взаимосвязей 29.09 - 04 .10 06.10 - 11 .10 5 - 6 Звуки и буквы . Фонетический разбор слов. 2 Упражнения на формирование умения осуществл ять группировку по нескольким признакам. 13.10 - 18 .10 20.10 - 25 .10 7 - 8 Правописа ние слов с глухими и звонкими согласными в корне. 2 Индивидуальная и парная работа по данной теме, направленная на формирование нового уровня инициативы и самостоятельности. 2 7.10 - 01 . 11 10.11 - 15 .11 9 - 10 Правописание безударных гласных в корне слова. 2 Индивидуальная и парная работа по данной теме, направленная на формирование способности мышления к осуществлению операций обобщающего характера. 17.11 - 22 .11 11 - Сл ова с 2 Коллективная фронтальная работа 8 24.11 - 29 .11 12 непроизносимыми согласными в корне. над данной орфограммой, направленная на формирование логичной, аргументированной речи. 01.12 - 06 .12 08 .12 - 113 .12 13 - 14 Правописание приставок. Предлог и приставка. 2 Упражнения на формирование умения сравнивать, осуществлять группировку по нескольким признакам. 15 .12 - 2 0 .12 22 .10 - 27 .12 15 - 16 Разделительный мягкий и твердый знак . Морфемный анализ слова. 2 Выполнение в парах упражнений поискового характера на правописание разделитель ного ь и ъ знаков. 12 .01 - 17 .01 19 .01 - 24 .01 17 - 18 Служебные части речи. Синтаксис. 2 Индивидуальная самостоятельная работа на развитие воображения, парная работа по решению речевых задач путем анализа заданного образца. 26.01 - 3 1 .0 0 2 .02 - 0 7 .02 19 - 20 Имя с уществительное. Словарные диктанты. 2 Самостоятельная работа по решению логически - поисковых заданий, развитие навыков контроля и самоконтроля. 0 9.02 - 14 .02 16 .02 - 21 .02 24 .02 - 28 .0 2 21 - 22 - 23 - Имя прилагательное. Словарные диктанты. 3 Коллективная и самост оятельная работа на тренировку зрительной памяти. Выполнение в парах упражнений поискового характера. 0 2 .03 - 0 7 .03 0 9.03 - 14 .03 16.03 - 21 .03 24 25 - 26 Глагол. Найди и исправь ошибки. 3 Индивидуальная и парная работа на формирование стремления к размышлению и поиску, развитие чувств уверенности в своих силах. 30.03 - 04 .04 06 .04 - 1 1 .04 1 3 .04 - 1 8 .04 20.04 - 25 .04 27 .04 - 0 2 . 05 04.05 - 0 8 .05 11.05 - 16 .05 27 28 - 29 30 31 - 32 33 Местоимения и наречия. Словарные диктанты. Текс т и его части. Построение и исправление текста. Работа с деформированным текстом. Списывание. 3 2 2 Индивидуальная и парная работа, направленная на поиск закономерностей. Индивидуальная самостоятельная работа на развитие концентрации внимания, парная работа по решению задач путем анализа заданного образца. Самостоятельная работа по решению логически - поисковых заданий, развитие навыков контроля и самоконтроля. Оценка учителя. 18 .05 - 2 3 .05 34 Викторина «Мой могучий русский язык» 1 Групповая работа на нахождение верных решений в нестандартных ситуациях. Итого 34 ч 7 . Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса. 9 7. 1. Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок: Пособие для индивидуальной работы в школе и дома для учащихся 4 класса общеобразова тельных учреждений. Издательский центр «Вентана - Граф», 201 4 .  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках , стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Кон цевая Л. А. Секреты орфографии. Москва. «Просвещение», 1991г.  7. Занимательн ая грамматика. Сост. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Донецк. ПКФ “БАО”,1997г.  8. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “М урзилка”.  9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.  10. В.Т. Голубь, Контроль и учет з наний учащихся. Практическое пособие для начальной школы. Воронеж. 201 4 год. 7.2. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса К техническим средствам обучения относятся:  Интерактивная доска, проектор, телевизор , магнитные доски ;  компью тер ( с выходом в Интернет) . Ноутбуки (мобильный кабинет.) наличие лингвистических словарей; и змерительные приборы.  наличие карточек с играми и заданиями настольные и демонстрационные на магнитных носителях;  наличие дидактических тетрадей, тек стов для работы на занятиях. Слайды, аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие тематике программы. Компьютерные и информационно - коммуникативные средства обучения. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт - дисках. Интегрированная среда для поддержки учебного процесса в начальной школе: Учебное электронное издание «Начальная школа. 1 - 4 классы» - ЗАО Телевизионное объединение «Продюсерский центр. Школа». 2004г Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения предмета, вызывает интерес учащихся. Кроме того, эти средства позволяют разноо бразить виды деятельности учеников на уроке. 7.3. Рекомендуемая литература Словари и справочники : Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому я зыку. Панов Б. Г. «Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка», «Орфограммы в таблицах и схемах», Тихомирова Л. Ф.»Развитие логического мышления детей», «Развитие по знавательных способностей детей», Ушакова О. Д. «Пословицы, стихи и загадки о русском языке», «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», «Орфографический разбор слова», «Почему так говорят», «Орфографический словарь».  Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку.  Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сб орник диктантов и творческих работ. 10 Васильева М.А., Суворова Г.В. Проверочные работы по русскому языку в начальных классах