Планирование курса внеурочной деятельности Занимательная математика 6 класс
Рабочая программа курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана для обучающихся 6-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Курс рассчитан на 34 часа.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.
Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Таким образом, основной целью разработанной внеурочной деятельности является углубление и расширение математических знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач
в направлении личностного развития: (ЛУУД) развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
в предметном направлении: (ПУУД, РУУД) создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, высокой культуры математического мышления; оптимальное развитие математических способностей у учащихся; расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.
коммуникативные УУД : воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу
с коллективной; установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Эффективности реализации программы курса способствует использование различных форм проведения занятий, в частности таких, как:
- эвристическая беседа;
- интеллектуальная игра;
- дискуссии;
- математические состязания, турниры, конкурсы;
- творческие задания.
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру» и др.
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
возможности математического метода и приложений математики;
• разнообразные логические приемы, применяемые при решении задач;
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
• рассуждать и строить логические высказывания при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач .
Материально- техническое и информационно-методическое обеспечение образовательного процессе
внеурочной деятельности по математике в 6 классе
№ п/п Наименование пособий и технических средств Выходные данные (автор, издательство, год издания).
I Печатные пособия:
Методические пособия для учителя
1. Математический кружок. 6 класс.
2. Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности.
3. Математика. 6 класс.
4. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы.
5. Факультативные занятия: Математика после уроков.
6. Математические олимпиады: методика подготовки. А.А.Гусев – М.: Мнемозина, 2013.
Г.М.Киселёва – Волгоград: Учитель, 2013.
И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович – М.Мнемозина, 2011
Ю.В. Лепёхин – Волгоград: Учитель, 2011
Т.С.Безлюдова – Мозырь: Белый Ветер, 2013
А.В. Фарков – М.: ВАКО, 2014
II Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Мультимедиапроектор, экран
Интерактивная доска
DVD проигрыватель III Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/http://www.school.edu.ruhttp://www.fsu.edu.ru–http://www.prosv.ruhttp://www.pish.ruhttp://www.1september.ruhttp://vvvvw.som.fio.ruединая коллекция цифровых образовательных ресурсах
федеральный портал «Российское образование»
российский общеобразовательный Портал
федеральный совет по учебникам МОиН РФ
сайт издательства «Просвещение»
сайт научно-методического журнала «Преподавание математики в школе»
газета «Математика», издательство «Первое сентября»
– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
IV Учебно-практическое и лабораторное оборудование:
Карточки с заданиями. V Демонстрационные пособия:
Портреты выдающихся учёных - математиков.
Демонстрационные таблицы. Учебно – тематический план
№
урока Темы занятий Форма проведения занятий Кол-во часов Результат Универсальные учебные действия
научится получит возможность научиться 1 Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини- доклады. 1 Узнает о месте математики в истории цивилизации и в нашей жизни. Представлять о математике как о методе познания действительности. КУУД: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук.
РУУД: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.
ПУУД: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.
2 Система счисления. Практическая работа 1 Читать, записывать числа различных систем счисления Применять числа из различных систем счисления. КУУД: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
РУУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
ПУУД: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
3 Числа. Чётность и нечётность. Лабораторная работа 1 Решать олимпиадные задачи, связанные с числами. Давать адекватную оценку своей учебной деятельности. КУУД: уметь принимать точку зрения другого.
РУУД: составлять план выполнения задания совместно с учителем.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной задачи.
4 Делимость и остатки. Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини- доклады. 1 Решать оригинальные задачи на числа. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками.
РУУД: определять цель учебной деятельности.
ПУУД: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам.
№
урока Темы занятий Форма проведения занятий Кол-во часов Результат Универсальные учебные действия
научится получит возможность научиться 5 Задачи на взвешивание. Практическая работа 1 Решать задачи на взвешивание. Рассуждать при решении задач. КУУД: отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами.
РУУД: работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства.
ПУУД: передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
6 Задачи на переливание. Практическая работа 1 Решать задачи на переливание. Применять свои знания при решении нетрадиционных задач. КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.
РУУД: определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления.
ПУУД: записывать выводы.
7 Задачи на разрезание. Лабораторная работа 1 Решать олимпиадные задачи на разрезание. Абстрагировать задачу. КУУД: уметь высказывать свою точку зрения и её обосновывать, приводя аргументы.
РУУД: определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления.
ПУУД: передавать содержание в сжатом и развёрнутом виде.
8 Задачи со спичками. Эвристическая беседа 1 Решать нетрадиционные задачи со спичками. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.
РУУД: работать по составленному плану, использовать дополнительные источники информации.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
9 Составление выражений. Эвристическая беседа 1 Составлять выражения к решению задачи. Составлять математическую модель. КУУД: уметь уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.
РУУД: составлять план выполнения заданий совместно с учителем.
№
урока Темы занятий Форма проведения занятий Кол-во часов Результат Универсальные учебные действия
научится получит возможность научиться ПУУД: записывать выводы в виде правил.
10 Головоломки и числовые ребусы. Практическая работа 1 Решать числовые ребусы. Искать дополнительную информацию в Интернете. КУУД: уметь отстаивать свою точку зрения при необходимости.
РУУД: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
ПУУД: преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область.
11 Обратный ход. Практическая работа 1 Решать задачи нетрадиционного характера. Решать задачи «с конца». КУУД: уметь понимать точку зрения другого, слушать друг друга.
РУУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
ПУУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников.
12 Числовые неравенства. Эвристическая беседа 1 Решать олимпиадные задачи с составлением неравенств. Составлять математическую модель. КУУД: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.
РУУД: составлять план решения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи.
13 Интересные свойства чисел. Эвристическая беседа 1 Применять признаки делимости на 4 и на 7. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: уметь слушать других, принять другую точку зрения, изменить свою точку зрения.
РУУД: работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
№
урока Темы занятий Форма проведения занятий Кол-во часов Результат Универсальные учебные действия
научится получит возможность научиться 14 Соревнование. Математическая регата. Игра. Выполнение творческих заданий 1 Использовать различные приёмы для решения нестандартных задач. Выделять наиболее заметные достижения в изучении предмета. КУУД: уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.
РУУД: понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
15 «Много» или «мало». Эвристическая беседа 1 Решать олимпиадные задачи. Использовать дополнительную литературу. КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.
РУУД: работать по составленному плану.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
16 Путь и движение. Эвристическая беседа 1 Решать задачи на движение нестандартного характера. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения заданий. КУУД: уметь принимать точку зрения другого.
РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.
17 Соревнование. «Кто больше». Игра. Выполнение творческих заданий 1 Решать нетрадиционные задачи на числа. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.
РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.
ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
18 Принцип Дирихле. Эвристическая беседа
1 Решать задачи с использованием принципа Дирихле. Использовать дополнительную литературу. КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.
РУУД: составлять план выполнения заданий совместно с учителем.
ПУУД: записывать выводы в виде правил.
№
урока Темы занятий Форма проведения занятий Кол-во часов Результат Универсальные учебные действия
научится получит возможность научиться 19 Логические задачи. Практическая работа 1 Использовать различные приёмы для решения нестандартных задач. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
20 Комбинаторные задачи. Эвристическая беседа 1 Решать задачи, используя метод полного перебора вариантов. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: уметь высказывать точку зрения, пытаясь её обосновать, приводя аргументы.
РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные источники для получения информации.
ПУУД: записывать выводы.
21 Роль Л.Эйлера в развитии математики. Круги Эйлера. Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини- доклады. 1 Решать задачи с использованием кругов Эйлера. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения заданий. КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.
РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств её достижения.
ПУУД: передавать содержание е в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
22 Лингвистические задачи. Эвристическая беседа 1 Решать лингвистические задачи. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
23 Графы. Эвристическая беседа. 1 Решать задачи с использованием графов. Использовать дополнительную литературу. КУУД: уметь отстаивать точку зрения, аргументируя её.
РУУД: использовать основные и дополнительные средства получения информации.
ПУУД: записывать выводы в виде правил.
№
урока Темы занятий Форма проведения занятий Кол-во часов Результат Универсальные учебные действия
научится получит возможность научиться 24 Игры. Игра. Выполнение творческих заданий 1 Использовать различные приёмы для решения нестандартных задач. Выделять наиболее заметные достижения в изучении предмета. КУУД: уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.
РУУД: понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
25 Задачи на уравнивание. Эвристическая беседа 1 Решать олимпиадные задачи. Использовать дополнительную литературу. КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.
РУУД: работать по составленному плану.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
26 Задачи на части. Эвристическая беседа 1 Решать задачи на части различными способами. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения заданий. КУУД: уметь принимать точку зрения другого.
РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
ПУУД: передавать содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.
27 Составление уравнений. Эвристическая беседа 1 Составлять математическую модель. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.
РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.
ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
28 Обходы. Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини- доклады. 1 Решать олимпиадные задачи. Использовать дополнительную литературу. КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.
РУУД: составлять план выполнения заданий совместно с учителем.
ПУУД: записывать выводы в виде правил.
№
урока Темы занятий Форма проведения занятий Кол-во часов Результат Универсальные учебные действия
научится получит возможность научиться 29 Суммы и среднее арифметическое. Практическая работа 1 Находить среднее в задачах. Делать прикидку результата. КУУД: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.
РУУД: работать по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства информации.
ПУУД: сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников.
30 Старинные русские занимательные задачи. Эвристическая беседа 1 Решать старинные задачи. Использовать дополнительную литературу. КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.
РУУД: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
31 Части и проценты. Лабораторная работа 1 Решать задачи на проценты нестандартного характера. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения заданий. КУУД: уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.
РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения.
ПУУД: записывать выводы в виде правил.
32 Твой друг – компьютер. Эвристическая беседа 1 Решать нетрадиционные задачи на числа. Составлять «цепочку рассуждений». КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.
РУУД: понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
33 Соревнование. Математическая регата. Урок –соревнова-
ние 1 Решать нестандартные задачи. Использовать дополнительную литературу. КУУД: уметь понимать точку зрения другого.
№
урока Темы занятий Форма проведения занятий Кол-во часов Результат Универсальные учебные действия
научится получит возможность научиться РУУД: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения
.ПУУД: передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
34 Соревнование. Математическая карусель Игра. Выполнение творческих заданий 1 Решать олимпиадные задачи. Использовать дополнительную литературу. КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.
РУУД: работать по составленному плану.
ПУУД: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.