Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Занимательная грамматика
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предназначена для обучающихся 4 Г класса МБОУ «СШ № 21».
Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Занимательная грамматика» для учащихся начальных классов, основанная на авторском курсе Т.Н. Соколовой «Речь».
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Занимательная грамматика». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Занимательная грамматика» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Цель курса внеурочной деятельности
Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.
Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решении учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно – следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Воспитательные
Развитие интереса к изучению родного языка
Пробудить у учащихся стремление углублять, систематизировать и расширять свои знания по русскому языку.
4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Основное содержание
Формы организации Виды деятельности
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Игра
Дискуссия
Беседа
Учувствовать в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы»
Участие в игре «Вставь нужную букву и назови звук»
Графика.
Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Игра
Дискуссия
Беседа
Учувствовать в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы»
Участие в игре – викторине
Лексика
Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов.
Игра
Дискуссия
Беседа
Учувствовать в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы»
Состав слова (морфемика)
овладение понятием «родственные слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор слов по составу.
Игра
Дискуссия
Беседа
Практическая работа Учувствовать в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы»
Участие в игре – викторине
Морфология.
Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения. Имя существительное. Местоимение. Глагол. Основные признаки. Имя числительное.
Наречие. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий.
Игра
Дискуссия
Беседа
Практическая работа Учувствовать в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы»
Участие в игре – викторине
Синтаксис.
Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Сложные предложения .Игра
Дискуссия
Беседа
Практическая работа Учувствовать в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы»
Развитие речи.
Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация.
Овладение основными умениями ведения разговора. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Игра
Дискуссия
Беседа
Практическая работа
Проектная деятельность Учувствовать в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы»
Участие в игре – викторине
Текст.
Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Игра
Дискуссия
Беседа
Практическая работа
Проектная деятельность Учувствовать в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы»
Участие в празднике «Я узнал русский язык»
5. Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема занятия
Количество
часов
По плану Факт 1 «В мире безмолвных и неведомых звуков» 1
2 Игра – занятие «Волшебные слова» 1
3 Фразеологические обороты. 1
4 «В глубь веков на Машине времени» 1
5 «К словам – родственникам» 1
6 «К словам – родственникам» 1
7 «Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение» 1
8 «Все ли однородные одного рода» 1
9 Конструирование сложных предложений из простых предложений. 1
10 Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря» 1
11 «О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» 1
12 «В гостях у Омонимов и Антонимов» 1
13 «Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?» 1
14 «Основное об Основах. Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы». 1
15 «Основа плюс морфема, или как делают слова» 1
16 Игра - занятие «Образование слов» 1
17 «Где живут слова и как они находят своё место» 1
18 Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. 1
19 Род имен существительных. Число имен существительных. 1
20 Склонение имен существительных. 1
21 Три склонения имен существительных. 1
22 Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных. 1
23 Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные. 1
24 Местоимение. На своем прямом месте. 1
25 «Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение». 1
26 « На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола. 1
27 Совершенный и несовершенный вид глагола. 1
28 I и II спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. 1
29 Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. 1
30 Глаголы – исключения. 1
31 Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» 1
32 Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. 1
33 Обобщающий урок – КВН «Части речи» 1
34 Я узнал русский язык. 1