Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по информатике:Занимательная информатика

муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Ростова


«Рассмотрена» на заседании МО «Утверждаю»
Учителей естественно - Директор школы
Математического курса __________ Е.И. Буянова
Руководитель МО
Елисеева И. Л «_01_» _09_2015 г.

Протокол № 1 от
«_28_»08.2015г



Рабочая программа
По курсу «Интересный мир информатики»
Класс _5_
Учитель Фастов Игорь Николаевич














г.Ростов, 2015
Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в начальной школе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов. Поэтому он может стать основой всего школьного образования для формирования
метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Учебно-методический комплекс:


-методические пособия:

Информатика. 5-7 классы: Материалы к урокам. С.В. Сидорова.
Информатика в школе №4 2008 г. Методические подходы к работе с графическим редактором Paint. Л.Л. Босова.
Информатика. 5-11 класс. Материалы к урокам. А. А. Пышная.
Информатика и образование. №9 2010 г. Использование возможностей графического редактора в курсе «Информатика и ИКТ» в начальной школе. Г.А. Кобелева, Н.Ю. Блохина.






Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, всего в год 35 часов. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.

В настоящее время всё большее распространение получает компьютерная техника. Знания в этой области необходимы практически каждому. Знание основных принципов работы на ЭВМ не только повышает интеллектуальный уровень учащихся, но и стимулирует их к дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и физико-математических дисциплин.
Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях.

Цели:
- развитие творческих способностей учащихся;
- знакомство с различными программами и приложениями;
- формирование навыка работы с информацией, представленной в различных формах;
- воспитание бережного отношения к компьютерной технике.

В процессе занятий учащиеся познакомятся с :
- понятием векторной и растровой графики, их отличительными особенностями;
- что такое текстовый редактор;
- чем отличаются анимация и мультипликация;
- как представляется звук в компьютере;
- этапы и правила создания презентации и слайд-шоу.











Смогут выполнить
- в среде растрового графического редактора Paint (создавать изображения и редактировать их);
- набирать и форматировать текст, вставлять в документ рисунки и художественный текст;
- создавать анимированные изображения, примитивные мультфильмы;
- разрезать и склеивать звуковые файлы, создавать новые;
- создавать интерактивные компьютерные презентации.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.  
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует  требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.



























Планируемые результаты обучения

Предметные образовательные результаты
В результате освоения курса информатики школьники
получат представление:
о понятии «информация» одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
о мировых сетях распространения и обмена информацией,
о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);
будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.




Личностные образовательные результаты

В результате освоения программы «Интересный мир информатики» учащиеся получат:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.






Календарно – тематическое планирование



Дата проведения
Тема занятия
Основные элементы содержания раздела


1
3.09.2015
Организационное занятие. Первоначальные сведения о предмете. Техника безопасности.
Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.





Графический редактор Paint – 9 ч.




2
10.09.2015
Знакомство с программой Paint. Структура окна программы. Инструменты для рисования.
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение масштаба просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операции с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Выполнение практических заданий. 


3
17.09.2015
Первые шаги. Рисование линий.



4
24.09.2015
Геометрические фигуры.



5
1.10.2015
Построение сложного рисунка из геометрических фигур.



6
8.10.2015
Операции с фрагментами в графическом редакторе.



7
15.10.2015
Создание компьютерного рисунка.



8
22.10.2015
Повторяющиеся элементы рисунка. Создание узоров, бордюров, рамок.



9
29.10.2015
Текст. Работа с текстом в графическом редакторе.




10
12.11.2015
Практическая работа «Создай свой шедевр»



11
03.12.2015
Демонстрация своих работ.











Текстовый редактор Word – 10 ч.




12
10.12.2015
Знакомство с программой Word. Структура окна программы.
Создание и редактирование простого текста. Атрибуты текста и шрифта. Атрибуты абзаца. Табуляции. Колонки текста. Эффекты. Маркированный список. Настройка буквицы. Приемы работы с простым текстом. Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков. Обтекание текстом. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объект WordArt. Рисование схем и диаграмм с помощью таблиц Word. Рисование схем и диаграмм с помощью механизма создания "надписей". Выполнение практических заданий


13
17.12.2015
Набор и форматирование текста.



14
24.12.2015
Сохранение файла. Редактирование текста.



15
14.01.2016
Создание таблиц. Списки.



16
21.01.2016
Действия с фрагментами текста.



17
28.01.2016
Графические объекты в Word. Создание схем.



18
04.02.2016
Картинки и художественный текст.



19
03.03.2016
Практическая работа «Мои любимые произведения».



20
10.03.2016
Итоговое занятие.






Power Point – 10 ч.



21
17.03.2016
Основы работы в Power Point. Структура окна программы.
Программные средства для создания презентаций. Структура окна программы Power Point. Этапы и правила создания презентации. Команды для разметки и оформления слайдов. Режимы отображения слайдов. Вставка на слайд мультимедиа файлов (графика, звук, видеофильм и т. д.) Основные интерактивные средства в презентации. Создание презентации по выбранной теме с использованием всего изученного.


22
31.03.2016
Этапы и правила создания презентации.



23
07.04.2016
Разметка слайдов.



24
14.04.2016
Оформление слайдов.





25
21.04.2016
Интерактивные средства в презентации.



26
28.04.2016




27
05.05.2016
Вставка на слайд мультимедиа файлов.



28
12.05.2016
Создание презентации по выбранной теме с использованием всего изученного.



29
19.05.2016




30
26.05.2016
Демонстрация своих работ.



31-35

Актуализация и закрепление полученных знаний





15