Инклюзия в профессиональном образовании.
Инклюзия в профессиональном образовании.
О.В.Доронина, М.И.МасоловаГБПОУ СПО НО»Арзамасский медицинский колледж» Лукояновский филиал.
Аннотация: Статья посвящена существующей на сегодняшний день проблеме введения инклюзии в систему образования, где рассматриваются вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в системе оптимального условия реализации инклюзивного образования. Также в статье обращается внимание на развитие профессиональной компетентности педагогов как условие реализации инклюзии в колледже.
Ключевые слова: инклюзия, медико – социальная экспертиза, интеграция, инвалиды, профессиональное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. В последнее время наблюдается проблема отношений общества к людям с ограниченными возможностями. В самом начале 90-х годов отношение к инвалидам было враждебно, если могли увидеть таких людей, то редко. И только с первой гуманитарной помощью были получены инвалидные коляски, и люди с ограниченными возможностями появились на улице. В настоящее время ситуация изменилась мы научились понимать и принимать права инвалидов, но мы не всегда можем понять сколько проблем и трудностей они встречают на своем жизненном пути. Поэтому проблема инклюзивного образования стоит особо остро и не перестает быть актуальной, особенно в профессиональном образовании. Проанализировав отечественное инклюзивное образование нельзя не отметить важность принятых государственных программ и планов. В реализацию были подписаны и введены комплексные планы по развитию инклюзивного образования до 2017 года, государственная программа «Доступная среда», также Стратегия развития воспитания до 2025 года. Для обучающихся с ОВЗ утвержден федеральный государственный образовательный стандарт. Были приняты профессиональные стандарты социальной сферы для процесса инклюзии, определено направление всего педагогического образования страны. Если подойти к этому реально, то на практике для достижения прописанных требований и стандартов существует ряд не соответствия и разрыв между целями и достижениями. Сложившаяся на данный момент образовательная практика меняется медленно, уход от проблемы становится заметнее. Поэтому создается лишь иллюзия инклюзии в образовании. Сложнейший транзитивный период, все возможные споры в профессиональном и родительском обществе, противоречия о дальнейшей реализации включенного образования требуют анализа и оценки реальных изменений в образовательной практике.
Положительные eq изменения, происходящие по отношению к eq «особым детям», - это, eq прежде всего, заслуга eq педагогов и психологов коррекционных eq школ, надомного обучения и eq родителей, которые формируют eq позитив к людям с ограниченными eq возможностями здоровья своими eq доступными средствами, усилиями eq государства и общества в целом eq [3, стр.106]. Подробнее хочется eq остановится, на терминологии, для eq более конкретного понимая eq инклюзии как процесса в eq профессиональном образовании и образовании в eq целом. Интегрированная (инклюзивное, eq включенное) образование – термин, eq используемый для описания eq процесса обучения людей eq (детей и взрослых) с особыми eq потребностями в общеобразовательных школах eq либо в средних и высших eq профессиональных образовательных учреждениях. eq «Инклюзивное образование – более eq широкий процесс интеграции, eq подразумевающий доступность образования eq для всех и развитие eq общего и профессионального образования, в eq плане приспособления к различным eq нуждам обучаемых. Все eq термины, как правило, eq используются для описания eq процесса обеспечения их доступа к eq образованию» [2].
В Законе eq Российской Федерации «Об eq образовании» отражены принципы eq образовательной политики в нашей eq стране, важнейшими из которых eq являются гуманистический характер, eq общедоступность и адаптивность системы eq общего и профессионального образования к eq особенностям развития обучаемых с eq ограниченными особенностями здоровья.
Инклюзивно eq образование – подход, который eq стремится развить методологию, eq направленную на обучаемых и признающую, eq что все они – eq индивидуумы с различными потребностями в eq обучении. Более осложнено eq его внедрение в сфере eq профессионального образования, требующей eq существенных преобразований методического и eq технологического характера при eq включении в образовательный процесс eq студентов с особыми образовательными eq потребностями, как нуждающихся в eq особых условиях обучения eq [1].
Мы считаем, eq что достойное профессиональное eq образование инвалида реально eq только в том случаи, eq если при организации eq обучения будет создана eq безбарьерная среда. Этот eq комплекс мер подразумевает eq реформирование образовательных учреждений и eq перепланировка учебных помещений eq так, чтобы они eq отвечали нуждам и потребностям eq всех обучающихся без eq исключений. Также должны eq быть разработаны специальные eq учебные курсы для eq преподавателей и здоровых студентов, eq направленных на правильное взаимодействие с eq инвалидами. Кроме этого eq необходимы программы для eq успешной адаптации инвалидов к eq обучению.
На наш eq взгляд, повышение уровня eq образования инвалидов через eq систему многоуровневого инклюзивного eq профессионального образования, повысит eq степень экономической активности eq молодых людей с ОВЗ. И eq будет способствовать более eq высокому уровню занятости eq этой категории граждан и eq относительно улучшит их материальное eq положение и зависимость от социальных eq выплат.
Список литературы:
1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002 №5. [Электронный ресурс]: URL: htt://www/ise/lip/net/almanah/5/st04.htm (дата обращения 11.012016.)
2. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт/ Сост. Л.В. Голубев. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95с.
3. Кашапова Л.М. Инклюзия в системе профессионального образования: постановка и видение проблемы. Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. №1(1),2012.