СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АВТОР: ГОРБАНЬ ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МКОУ СОШ № 4 С, ПЕТРОПАВЛОВСКОЕ
2016г.
Слайд№1.Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Как добиться положительных результатов на уроке?
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».Именно в наших, учительских руках  возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети смогут работать на уроке, запоминать услышанное, быть актёром и драматургом одновременно, чувствовать себя уютно, успешно, комфортно. Как же это сделать? В свою очередь учитель также должен быть актёром на уроке. Очень важно не только видеть и слышать ученика, но и чувствовать его внутренний мир. Наша учительская цель- разбудить дремлющую мысль ребёнка. В классе дети разные по темпераменту: одному ребёнку нужно несколько минут, чтобы высказаться, а другому - секунды. Для учителя важно коснуться словом или делом каждого ученика за урок, найти его «слабое» место, заинтересовать так, чтобы заработал даже самый «пассивный», на ваш взгляд ученик, ни в коем случае не оставить без внимания ни одного ребёнка. А если он заработал, значит ему интересно на уроке, значит он понял изученный материал. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.
В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».
Что такое успех?
СЛАЙД №2 Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.
Успех – это общественное признание, одобрение.
Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.
(Малый толковый словарь)
Слайд №3 Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Если вы видите, что нет сосредоточенного внимания у вашего ученика, внимание у него абстрактное, он думает не о том, о чём говорите вы. Поднимая ребёнка, вы не услышите от него ответа, он думает только о том, что скоро он пойдёт на перемену, а на перемене вы увидите его совсем другим: активным, жизнерадостным. Так что же делать?
Слайд №4 (Проблема современной школы…)
Слайд №5 (Положит. отношения к учёбе и отрицательные)
Слайд №6 Заявка на успех – постоянно работающий ребёнок на уроке.
Слайд №7 (Путь к успеху, его цели и задачи)
Слайд №8 Привычки, которые помогают добиться успеха
Слайд № 9. (Круги Эйлера. К чему приводят благодарность и отсутствие её)Слайд №10 (Условия достижения положит. результатов)
Слайд №11 (Эффективные приёмы, используемые на уроках в нач. школе)
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
СЛАЙД №12
Предлагаю методику В. А. Илюхиной – директора ГБОУ ЦО № 2006 ЮЗ УОО ДО г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, лауреат премии г. Москвы в сфере образования 2010.
Урок с секретом. Придумайте заранее или «на ходу» рассказ-загадку из жизни, которую нужно рассказать в начале урока, а будет раскрыта в конце урока. И вы увидите, ваш ребёнок будет работать на уроке, а глазки его будут «гореть», он будет стремиться разгадать секрет. Например (сказать таинственно, полушепотом): Ребята, сегодня утром, я собиралась на работу и вдруг в окно кто-то постучал, я посмотрела в окно, а там… вы даже не представляете кто там был… А кто там был я вам скажу в конце урока, а для этого вы должны очень часто поднимать на уроке руки и работать, если этого не будет, я унесу «секрет с собой и вы никогда не узнаете кто был за моим окном…
Или начать урок по другому: «Вот вам моя ладошка (протянуть ладонь к детям), сюда я положила все струны с вашего сердечка, прислоню к своему взрослому учительскому сердцу (показать на себе) и замкну. Если вдруг чья-то ниточка оторвётся (учитель увидит поднятую руку ученика), я вам покажу ладошку и вы вновь положите свою ниточку (ответ ученика на уроке) её в мою ладонь. В конце урока нужно обязательно сказать: «Серёжа, ты мне сегодня 9 раз помогал возвращать свою ниточку в мою ладошку, ты Молодец! И увидев маму, радостный Серёжа кричит: «Ура! Я сегодня помогал Вере Алексеевне весь день возвращать ниточки!»
2.Доброта.
О том, что очень важно быть добрым в учебном и в не учебном процессе это мы знаем ещё из книги грузинского и советского педагога и психолога Ш. А. Амонашвилли «Здравствуйте, дети!»
СЛАЙД №13
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
СЛАЙД №14
Выступая перед педагогами и детьми народный артист Ю. Куклачёв говорит такую фразу: У каждого ребёнка должен быть один тот, кто обязательно должен верить в него и ребёнок должен знать, что в него верят, тогда у него всё получится, он далеко пойдёт. «Я,- говорит народный артист,- 4 года учился в цирковом училище и 4 раза меня исключали. (Со мной учились Г. Хазанов, И. Олейников, 4 года за одной партой я просидел с Печерской). Однажды мой отец мне сказал: «Есть человек, который верит в тебя!» Кто это, папа? «Я» - ответил отец. Из моих глаз потекли слёзы. Отцовские слова дали мне стимул. Разве я мог подвести их? А режиссёр мне сказал: «Юра, ты смотри либо в кассу, либо в звезду!» И я смотрел в звезду!»
«Главное, - говорит Ю. Куклачёв,- научить ребёнка всегда говорить со своим сердечком. Иногда оно не справедливое, но оно важное.
СЛАЙД №15
«Основная цель педагога – создание человеку будущего» - Ю. Куклачёв. «Вся Вселенная делится на трёх словах: на работе, молитве, помощи ближнего. Помощь ближнего заложена ещё в утробе матери», - Ю. Куклачёв. Уроки Доброты – это путь духовного развития школьника. В 2003 году Юрием Куклачёвым была предложена программа «Школа Доброты». Для проведения уроков он  написал серию книг «Школа Доброты» и методические рекомендации для педагогов и психологов по проведению «Уроков Доброты и самопознания» для детей начальных классов.
Данная программа основана на принципах Гуманной Педагогики.
Игры и задания, включенные в методическое пособие, составлены Ю.Д. Куклачёвым , используя работы ученых, академиков, психологов  (Павлова, Орлова, Анохина).
(Книги и диски Куклачёва демонстрирует учитель) Книги идут как дополнительное образование к уроку окружающего мира.
«Мои подарки,- говорит Ю. Куклачёв,- улыбка, аплодисменты, прикосновение! Рука – главный элемент.»Практическая часть: «Прикосновение большого пальца правой руки при приветствии». (он должен быть прижат к руке человека с кем ты здороваешься. Это символизирует «Я близок к тебе, я тебя уважаю, готов помочь. Если палец не прижат- протест, неуважение.)
Работа с детьми различного психического отклонения ( с детьми - инвалидами)
В каждом классе учатся дети разные по темпераменту, а следовательно и по способностям, в том числе встречаются и дети- инвалиды. В моём классе учатся два ребёнка-инвалида с разным мед. диагнозом. Роль учителя на уроках: заинтересовать всех учащихся без исключения, что очень трудно даётся. Мало того, добиться положительных результатов от всех без исключения, видеть работающих детей, а для этого создать работающую атмосферу.
СЛАЙД №16
Хочу познакомить вас с Евгением Александровичем Ямбургом- Заслуженным учителем РФ, доктором педагогических наук, членом - корреспондент  Российской Академии Образования (с 2000), директором Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический декамерон». Своё выступление Евгений Александрович начал со слов: «Спасибо, что приехали, имея такую нищенскую зарплату». Женщина-врач говорит: «Следующий…» А женщина-педагог говорит: «Повторите!» Я живу судьбой своих учителей. Однажды я познакомил своего приятеля с одной моей 35-летней учительницей, которая была не замужем. Сначала к ней привязался ребёнок, а потом влюбился и сам папа. В один прекрасный день папа мне сказал: «ДА, Евгений Александрович, как преданы учителя школе! Я привёл её в ювелирный магазин и сказал: «Выберите себе кольцо!» На что, немного подумав, она сказала: «Лучше компьютер для класса!»
В центре образования № 109 под руководством Е. А. Ямбурга уже много лет реализуется идея интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Е. А. Ямбург называет свою воспитательную систему «адаптивной школой»[8]. В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот. 
Предлагаю вашему вниманию видеоролик «Тренинг с собаками».
СЛАЙД №17 (Видеоролик «Тренинг с собаками)
Учителя образовательного центра уже много лет работают при Фонде «Подари жизнь» - негосударственный благотворительный фонд, созданный с целью помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжёлыми заболеваниями. Учредителями являются актрисы Дина Корзун и Чулпан Хаматова.
«Если ребёнок знает, что его учат математике, значит он будет жить», а учитель в свою очередь, зная что что ребёнку совсем немного осталось жить, вытирая за дверьми слёзы, беря себя в руки и улыбаясь идёт учить математике.
«Педагогика- девушка ветреная, - говорит Евгений Александрович- Настало время, когда главное стало второстепенным, а второстепенное главным» (внеурочная деятельность). Школа Евгения Ямбурга – это ещё и собственный театр, конюшня, флотилия с двумя пароходами и несколькими морскими ботами, мастерская художественных ремёсел, кафе, парикмахерская - дети стригут ветеранов труда, медицинские кабинеты...
В конюшне 27 лошадей. При помощи их используют тренинг для лечения детей, больными ДЦП.
СЛАЙД № 18 Видеоролик (Тренинг с лошадьми в конюшне Е. А. Ямбурга)
Чтобы содержать лошадей директор сдаёт навоз в ботанические сады г. Москвы, на эти деньги покупает корм для лошадей. «однажды моя учительница выходила замуж, мама её тоже работала в моей школе, - говорит Евгений Александрович, - я решил им помочь. Организовали свадебную карету с лошадьми из моей конюшни и проехали по Москве в свадебном картеже. Через неделю образовалась очередь взять на прокат лошадей для свадеб и я стал сдавать в аренду. На вырученные деньги покупаем корм лошадям.
СЛАЙД№19, №20 (Виды деятельности на уроках)
Игра- очень важный эффективный приём, используемый на уроках в начальной школе. Доказано, что при помощи игровых моментов ребёнок лучше воспринимает или закрепляет материал. На уроках можно использовать самые различные виды игр: дидактические, игры-соревнования, игры-путешествия, бытовые игры и т. д..Работа в группе отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. В центре внимания оказывается содержание беседы. Групповое общение(особенно в игровой форме даёт возможность неуверенным в себе уч-ся преодолевать психологический барьер, не бояться ошибок. Ученики- лидеры помогают слабым уч-ся, а учитель управляет процессом общения, вносит необходимые коррективы в работу.
Физминутки.
Для того, чтобы достичь успеха на уроке, детям нужно отдыхать. Предлагаю несколько вариантов электронных физминуток для зрения.
СЛАЙД №21, №22 (Электронные физминутки)
Слайд №23 Листы достижений.
Как же контролировать рост и падения учащихся. Для этого я веду листы достижений. В листе индивидуальных достижений уч-ся фиксируются его маленькие победы. Эти победы обязательно нужно отобразить. Вашему вниманию я предлагаю листы достижений по основным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир весь период начальной школы (с 1-го по 4 класс). Оценка отображается в цветовой гамме. Оценивать может как учитель, так и сам себя ученик. Мнения педагога и уч-ся часто могут как совпадать, так и не совпадать.
Лесенку успеха, взлёты и падения отображаются также и в портфолио уч-ся.
Слайд №24, 25 (Тетрадь «Пишу и проверяю себя»)
Оценить себя самого или своего соседа предусматривает и тетрадь в двух частях «Пишу и проверяю себя» по программе «Перспективная начальная школа»
СЛАЙД №26
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.
(О портфолио рассказывает ученица 1 класса «А» Гигоидзе Ольга)
Портфолио – это копилка успехов школьника.
Портфолио ученика начальной школы под редакцией Т. Л. Мишаковой рассчитано на 4 учебных года. В портфолио ученика 1 класса отмечаются успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося начальной школы. Систематическая работа с портфолио помогает мне совместно с учителем и родителями решать важные задачи.
1.На странице 4 я отмечаю свои успехи в школе, например, что я могу делать на данный момент: рисовать, писать, считать, читать и так далее.
На странице 5 я прослеживаю свой индивидуальный рост успешности в учебе.
Страница №6 называется «Пьедестал успехов». Здесь я формирую свою самооценку в процессе учебной деятельности. Отсюда можно понять как я добивалась решения поставленных учебных задач.
4. Страница 7-10 посвящена моей семье и друзьям.
Все мои творческие работы располагаются в 4-х конвертах, вложенных в портфолио.
Уважаемые коллеги! Всё, что вы сейчас услышали давайте сложим в большую нашу учительскую сумку, занесём её в класс и нас ждёт успех на уроке.
Своё выступление я хотела бы закончить теми же словами, что и на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок» в г. Москве (декабрь 2012 г.)
Уважаемые коллеги! У Аристотеля есть замечательные слова: «У счастливого человека есть нужда в друзьях». А я бы хотела перефразировать их: « У счастливого учителя есть нужда в учениках». Будьте счастливы, уважаемые коллеги!
СЛАЙД №27 (видеоролик – «Отчётное слово!»СЛАЙД №28 Спасибо за внимание!