Презентация на тему: Предметно-пространственная развивающая среда детского сада с учётом современных требований,в ФГОС ДО


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Тополек» - детский сад № 12» Региональная стажировочная площадка«Предметно-пространственная развивающая среда детского сада с учетом современных требований, ФГОС ДО».Тема:«Предметно-пространственная развивающая среда как условие развития игровой деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Тополек» - детский сад № 12» «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»Савастеева И. Б.Воспитатель первой квалификационной категории Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) — это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. РППС - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» ( Письмо Минобрнауки России «Коментарии к ФГОС ДО» от 28.02.2014г. №08-249). «Нет такой стороны воспитания, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственного окружающего ребенка конкретного мира.» Е.И. Михеева. Нормативные документы по организации развивающей предметно-пространственной среды:Конституция Российской Федерации;Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный закон от 02.07.2013 №185 «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «об утверждении федерального государственного образовательного станарта дошкольного образования»;Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 №08-249 «Коментарии к ФГОС ДО»;Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общемуобразованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»; Нормативные документы по организации развивающей предметно-пространственной среды:Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от19.12.2013 №68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 №Пр-271;Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года №61\19-12 «О психохолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» ( вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»»);Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 №03-51-46ин\14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье». п.п.3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:- содержательно-насыщенной;-трансформируемой;-полифункциональной;-доступной;-безопасной;-вариативной. Содержательно-насыщенной Трансформируемой Полифункциональной Доступной Безопасной Вариативной Наполняемость РППС - концептуальная целостность образовательного процесса. ФГОС ДО определяет пять образовательных областей - социально-коммуникативное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие познавательное развитие физическое развитие Требования к предметному содержанию Общие Специальные ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:-провоцировать ребенка на агрессивные действия;-вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры;-провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;-вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, -выходящим за рамки его возрастной компетенции;-провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к физическим недостаткам других людей; (Приказ Минобнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО») Специальные критерии :- полифункциональность;- применение РППС в совместной деятельности;- дидактическая ценность;-эстетическая ценность. Примерный перечень цетров для организации РППС:для сюжетно-ролевых и режиссерских игрдля познавательной активностидля самостоятельной деятельности детейдля двигательной активностидля настольно-печатных и развивающих игр для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями для отдыха Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:Принцип безопасности ( отсутствие рисков) игровой продукции для ребенка:-физические риски,-психологические риски,-нравственные риски.Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.Принцип соответствия:-возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,-индивидуальным особенностям,-специальным особенностям ребенка. Принципы оценки безопасности игровой продукции:Физическая и экологическая безопасность Психофизиологическая безопасностьПсихологическая безопасностьПсихологическая безопасность игровой продукции Нравственно-духовная безопасностьПсихологическая безопасность игровой продукции - педагогический (дидактический) критерий- психоэмоциональный критерий -эстетический критерий- социальный критерий Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.(п.п 3.3.5.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». Проект рекомендаций по созданию нормативно-правовой базы психолого-педагогической оценки игровой продукции для дошкольных образовательных учреждений