Урок по географии для 7 класса ««Антарктида- уникальный по географическому положению и природе материк»
Автор разработки: Сахарова И.А. учитель географии и биологии
МБОУ «Крутомайданская ООШ» Нижегородская область.
ТЕМА УРОКА: «Антарктида- уникальный по географическому положению и природе материк» (7 класс)
Тип урока: изучение нового материала с компьютерной поддержкой
Цель: Сформировать представления и знания о природе Антарктиды, о физико-географическом
положении материка.
Задачи урока:
познавательная: изучение образа материка Антарктида
коррекционно-развивающая: развитие умения находить необходимую информацию по атласам; работать с профилем материка ; развитие устойчивого произвольного мышления, формирование
умения работать с демонстрационным мультимедийным материалом;
воспитывающая: воспитание бережного отношения к живому, формирование любви к природе.
Оборудование: Проектор, мультимедийная презентация, атласы, опорные конспекты с заданиями.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветс Приветствие.
Дети настраиваются на урок, улыбаются друг другу.
Коммуникативные УУД, регулятивные УУД
2.вызов
Создание ситуации успеха
-«И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом,, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив , этот край»
Ребята, кто из вас догадался о какой территории сегодня пойдёт речь?
Мозговой штурм:
Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово «Антарктида»?
(учитель всё сказанное фиксирует на доске)
Составление таблицы «з/х/у»
Учитель данные выносит на доску.
Даются ключевые слова
«Восток», 50, «Мирный», Д.Ж.Кук, 1820, Ф.Ф.Беллинсгаузен, шлюпки, М.П.Лазарев,751
Предположения верно-неверно:
1-В Антарктиде находится «полюс холода» Земли.
2-На материке нет ни одного действующего вулкана.
3-Лёд Антарктиды образован замёрзшей водой.
4-Антарктида- самый высокий материк планеты.
5-В Антарктиде тоже есть оазисы.
6-Там обитают пингвины и белые медведи.
7-В Антарктиде тоже можно получить солнечный удар.
Ребята определяют о какой территории идёт речь?(Об Антарктиде)
и совместно с учителем формируют цель занятия.
Записывают тему в опорный конспект
«Сформировать представления и знания о природе Антарктиды, о физико-географическом положении материка.»
Каждый обучающийся высказывает свою ассоциацию . Настраиваются на работу
Учащиеся самостоятельно заполняют первые 2 графы, в парах обсуждают их содержимое.
Учащиеся самостоятельно составляют по ним предположительный рассказ. Рассказы озвучиваются.
Ребята вспоминают , делают свои предположения и фиксируют их .
настраиваются на работу.
Регулятивные УУД,
личностные УУД.
личностные УУД.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
Регулятивные УУД,
личностные УУД.
3.Осмысление
Рассказ беседа (на фоне презентации)
Антарктика включает материк Антарктида с прилегающими к нему островами и южные части трёх океанов примерно до 50-60-ю.ш. Название «антарктида» происходит от греческого слова»анти»-против, «арктикос»-северный т.е. лежащая против северной полярной области земного шара- Арктики. Центральное положение занимает Материк Антарктида площадью около 14 млн.км2. За исключением полуострова Антарктический она почти целиком занимает территорию к югу от Южного полярного круга. Неглубоко в сушу вдаются моря (найдите их на карте).
Нулевой мередиан и 180 мередиан пересекают материк практически посередине, поэтому он расположен как в западном так и в восточном полушариях.
Антарктиду открыли значительно позднее других материков. Почему? Какой материк ближе всего расположен? Чем отделены?.
Льды преградили путь на юг уже известному нам Дж.Куку, который написал: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя смелость, чтобы сказать, что ни один человек ни когда не решиться на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы.» И лишь почти спустя почти 50 лет туда отправилась экспедиция под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева на шлюпках «Восток и «Мирный».Туманная пасмурная погода затрудняла плавание. Встречались ледяные плавучие острова-Айсберги. Они обошли вокруг неведомого материка, 5 раз вплотную подходили к берегам и открыли в водах Антарктики много островов .28 января 1820 года, когда экспедиция впервые подошла к берегам Антарктиды, принято считать датой его открытия. 5августа 1821г. Корабли вернулись в родной Кронштадт и бросили якорь в том же месте, откуда отправились в плавание 2 года назад (751 день). Они прошли расстояние в 2 раза больше длины экватора. В начале 20 века к южному полюсу отправились экспедиции под руководством Р.Скотта и Р.Амундсена. 14 декабря 1911г. Амундсен и его товарищи были на южном полюсе. Они вернулись домой здоровыми и невредимыми. Иначе сложилась судьба экспедиции Скотта. Каково же было разочарование, когда 16 января 1912 года, достигнув полюса, они увидели норвежский флаг и палатку, оставленную Амундсоном. Обратный путь был трагическим. Последние строки из дневника Р.Скотта «Страшный шторм не позволял нам покинуть палатку, мы ослабли, ия едва пишу, но всё же я не жалею о путешествии. Мы рисковали и знали на что идём».
В 1959 году 12 гос-в подписали договор, по которому Антарктида остаётся нейтральной зоной, предназначенной для научных исследований. Позже к договору присоединились еще 38 стран. На материке находится множество научных станций. Какие из них принадлежат России?.На материке живут лишь ученые полярники и не более года, после меняются.
Работа над рельефом материка по таблице.
Вопросы и задания
Примерные ответы
Определить среднюю высоту поверхности Антарктиды.
Дать характеристику подледного рельефа
В чём различие рельефа Западной и восточной Антарктиды?
Чем объяснить это различие?
В Антарктиде есть материковые и шельфовые льды. Шельфовые ледники являются как бы морским продолжением ледяного покрова Антарктиды. Лёд движется от центра к периферии. Следствия: 1-Айсберги,2-Трещины в ледяном покрове, 3-Всё попавшее на лёд в конце концов должно быть вынесено вместе с айсбергами в море.
Ледники возникают из напластований ежегодно выпадающего, ноне тающего снега. Снежинки постепенно превращаются в ледяные зёрна, а под тяжестью вышележащих слоёв образуется лед. Толщина ледяного покрова Антарктиды не имеет себе равных, если в Гренландии она местами превышает 2ооом, то в Антарктиде она достигает 48оом.
На одном из прибрежных островов моря Росса возвышается действующий вулкан ЭРЕБУС- свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.
Антарктида- «Страна морозов и жестокого солнца». Казалось бы здесь таится противоречие, но попробуем разобраться в этом. Почему жестокого Солнца? (Южнополярное лето-загар, солнечные ожоги, трещины кожи).Почему Антарктида, расположенная в высоких широтах, получает очень большое количество солнечного тепла?( полярное лето, чиситый прозрачный воздух) Докажите, что страна морозов. (на поб-е т-16, -32, а внутри континента -32, -48, Самая высокая на Антарктическом полуострове +1, абсолютный минимум зафиксирован на станции ВОСТОК -89,2-это полюс холода) Почему при большом количестве солнечного тепла поверхность Антарктиды не нагревается? ( лёд отражает до 90% солнечной радиации + полярная ночь)В районах. Где летом отсутствует ледяной покров, скалы поглощают до 85% солнечного тепла, нагреваются сами и нагревают окружающий воздух. Здесь образуются оазисы, где температура летом значительно выше чем над окружающими ледниками. Здесь находятся озёра свободные ото льда. Из-за разности температур и давления .В прибрежной полосе дуют ураганные ветры.
Органический мир Антарктиды безусловно не богат, но и не так уж беден, как может показаться неопытному наблюдателю. Здесь есть лишайники, грибы, мхи, многочисленные водоросли и даже в районе полюса холода обнаружены бактерии. А вот из цветковых растений которые встречаются только на Антарктическом полуострове встречаются только щучка из семейства злаковые и 1 представитель из семейства гвоздичные. Животный мир связан с омывающими материк океанами. Почему?(единственный источник пищи) Это киты, ластоногие: Морские львы, леопарды, котики; 8 видов пингвинов. На побережье расположены колонии морских птиц: поморников и альбатросов, бакланов.
Обучающиеся работают с физической картой
Размышляют, высказывают своё мнение
Воспринимают слуховую и зрительную информацию
Сопереживают главным героям- путешественникам
Обучающиеся работают с физической картой
Работают с профилем материка и заполняют таблицу. Полученные результаты совместно обсуждаются.
Воспринимают слуховую и зрительную информацию
Размышляют, высказывают своё мнение
Осуществляют самостоятельный поиск информации
Размышляют, высказывают своё мнение
Физминутка
-Заполняют 3 графу таблицы.
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.
4.Рефлексия
Вернулись к ключевым словам и составили верный рассказ.
-проверка предположений ВЕРНО-НЕВЕРНО.
-СИНКВЕЙН.
1-сущ.
2-прил.
3-глагола
Фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме.
Слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
Дети решают эти задания , составляют синквейн
Оценивают свою работу на уроке.
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
Личностные УУД,
5. Д/з
Пар.32 , найти ответы на вопросы2 колонки таблицы, ответы на которые в рамках урока не бы рассмотрены
Дети записывают задание на дом.
Личностные УУД,
регулятивные УУД
15