Конспект внеклассного спортивного мероприятия Олимпийские и Паралимпийские игры: воля к победе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Конспект внеклассного спортивного мероприятия:
«Олимпийские и Паралимпийские игры: воля к победе»
Авторы:
Суртаева Анастасия Александровна,
учителя начальных классов
Баранихин Сергей Викторович,
учителя физической культуры
Абакан, 2016
Конспект внеклассного спортивного мероприятия:
«Олимпийские и Паралимпийские игры: воля к победе»
Суртаева А.А., учитель начальных классов
Баранихин С.В., учитель физкультуры
Цель урока:  познакомить учащихся с паралимпийским движением и его видами; познакомить с видами спорта, включенных в программу Олимпийских и Паралимпийских игр; учить принимать ценности Олимпийского и Паралимпийского движения и следовать им в повседневной жизни; способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи урока:
- раскрыть понятие паралимпийского движения и паралимпийских игр;
– актуализировать и расширить знания школьников об Олимпийских играх и Паралимпийских играх;
– включить школьников в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей;– закрепить знание и понимание школьниками ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения;
- содействовать укреплению здоровья, физическому развитию детей; - формировать интерес к двигательной активности, используя различные средства физической культуры;
- учить использовать приобретённые умения и знания в практической деятельности.
Предметные умения:
- получат представление о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения;
-научатся оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно объяснять ошибки и способы их устранения;
-получат возможность научиться следовать ценностям Олимпийского и Паралимпийского движения в повседневной жизни.
Метапредметные умения;
познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные:
-выражают готовность слушать собеседника и вести диалог;
-признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-уметь излагать своё мнение; аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям; регулятивные:
-овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
-осуществляют пошаговый контроль своих действий;
-овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся её выполнять.
Оборудование: флаг России, стенд с медалями и грамотами за спортивные достижения, Олимпийский гимн (аудиозапись), презентация.
Примечание: урок ведут 2 учителя: учитель начальных классов – ведущий и учитель физкультуры – учитель.
Ход мероприятия
Организационный момент (2-3 мин)
Дети входят в зал под Олимпийский гимн, строятся в шеренгу. Приветствуют учителей.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались в этом красивом зале для проведения спортивного праздника. На 1-ый, 2-ой рассчитайтесь!
Первые номера шаг вперед. Вот в таком составе вы и будете поделены на 2 команды.
Постановка цели и задач (1 мин)
Ведущий:
Сегодня у нас необычная встреча: мы собрались в спортивном зале, чтобы торжественно открыть свою школьную олимпиаду. На ней вы не только почувствуете себя спортсменами, проходя различные эстафеты, но и узнаете много нового из истории Олимпиады.
Сообщение нового материала (10-15 мин)
Ведущий: Начнем наш урок с разговора об Олимпийских играх. Что вам известно о них?
Ответы детей.
Ведущий: Современные Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в четыре года. Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 до н. э. по 394 н. э., всего было проведено 293 Олимпиады в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр.
Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних Игр.
Ведущий: А знаете ли вы, что непосредственно после Олимпийских игр проводятся Паралимпийские игры?
Ответы детей.
Ведущий: А что это за игры?
Предположения детей.
Ведущий: Паралимпийские игры — международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями. Традиционно проводятся после Олимпийских игр, а начиная с летних Паралимпийских игр 1988 года — на тех же спортивных объектах. Летние Паралимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние Паралимпийские игры — с 1976 года.
Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской.
Название первоначально было связано с термином paraplegia - паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника, однако с началом участия в играх спортсменов и с другими заболеваниями было переосмыслено как «рядом, вне (греч. παρά) Олимпиады»; имеется в виду параллелизм и равноправие параолимпийских соревнований с олимпийскими.
Ведущий: Как вы, наверное, знаете, и Олимпийские, и Паралимпийские игры имеют свою собственную эмблему. Расскажите, какая эмблема у Олимпийских игр и что она символизирует.
Дети: Пять колец, символизирующих пять континентов, принимающих участие в Олимпиаде.
Ведущий: Назовите их.
Дети: Голубое – Европа, желтое – Азия, черное – Африка, зеленое – Австралия, красное – Америка.
Ведущий: Какая эмблема у Паралимпийских игр? Что она символизирует?
Ответы детей.
Ведущий: Паралимпийское движение выбрало для своей эмблемы комбинацию из трех элементов разных цветов, которые называются агитосы. Они представляют собой три полусферы, которые расположены вокруг центральной точки, каждая из них имеет свой цвет — красный, синий и зелёный цветов, расположенные вокруг центральной точки. В переводе с латиского «agito» означает — двигать, направлять, устремлять. Выбор цветов каждого агитоса обусловлен наиболее часто встречающимися цветовыми комбинациями в государственных флагах различных стран. Таким образом, эмблема подчеркивает объединение спортсменов с ограниченными физическими способностями по всему миру. Кроме того, три полусферы символизируют Разум, Тело и Дух, которые помогают людям выстоять в самых трудных жизненных ситуациях. Значение агитосов напрямую соотносится с девизом Паралимпийских игр: «Дух в движении» — это призыв ко всем людям с ограниченными возможностями не сдаваться и стремиться к новым достижениям.
Ведущий: Каждые Олимпийские и Паралимпийские игры имеют свои талисманы. Талисман – это то, что видит и запоминает весь мир. Олимпийские талисманы способствуют повышению интереса и привлечению внимания к конкретным играм, у каждых игр они разные.
Ведущий: Сколько олимпийских зимних видов спорта?
Дети: Всего их 15.
Ведущий: Существует всего 7 олимпийских зимних видов спорта: лыжный спорт, конькобежный спорт, санный спорт, бобслей, биатлон, хоккей на льду, керлинг. Это соответствует числу международных федераций, а в свою очередь, лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды (всего их 15).
Ведущий: Сколько зимних паралимпийских видов спорта?
Ответы детей
Учитель: Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта: биатлон, горные лыжи, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.
Ответы детей.
Ведущий: Почему, вы считаете, люди с ограниченными возможностями здоровья не опустили руки, а решили профессионально заниматься спортом?
Ответы детей.
Ведущий: Действительно, люди с ограниченными возможностями здоровья, пришедшие в профессиональный спорт, обладают невероятно сильным духом, у них прекрасно развиты моральные и волевые качества. Давайте попытаемся разгадать анаграммы, в которых прячутся качества, присущие спортсменам, не только здоровым, но и с ограниченными возможностями. Слово, которое мы будем искать, предполагает самое важное качество – качество, без которого просто так в спорт не прийти. Из выделенных букв составьте слово. На группы вы уже разделены, поэтому можете приступать к работе.
а б ж у р да т р а зл т с о е м с ьо в а р е н с т в
е р ь т с ш и о м
е и в у а ж н
о р у т в о п с
Ведущий: Какие слова у вас получились?
Дети: Дружба, азарт, смелость, равенство, решимость, уважение, упорство.
Ведущий: Составьте слово из выделенных букв. Что получилось?
Дети: Патриотизм.
Ведущий: Вы согласны с тем, что без патриотизма невозможно прийти в профессиональный спорт?
Дети: Да.
Ведущий: Хотите попробовать себя в роли спортсменов?
Дети: Да.
Ведущий: Тогда начнём наши соревнования!
Командные соревнования (20-25 мин)
Учитель: Ребята, вы уже разделились на 2 команды. Готовы померяться силами?
Дети: Да.
Учитель: Только соревнования у нас будут не совсем на равных. Первая команда – команда Олимпийская, вторая - Паралимпийская. Первая команда будет выполнять все задания полноценно, а у второй команды каждый раз будет какое-то препятствие, мешающее полноценно пройти испытание. Готовы?
Дети: Да.
Учитель перед каждой эстафетой проговаривает правила, после нее – подводит итоги.
Учитель: Знаете ли вы, что на 8-й день Паралимпийских игр,  проходящих в Лондоне, легкоатлет Денис Гулин завоевал золотую медаль в тройном прыжке (класс F11), с результатом  12,91 метра? Призовой прыжок Гулин выполнил в третьей попытке. Эта золотая медаль стала 29-й для представителей России на лондонской Паралимпиаде.
Команде № 2 предстоит представить себя на месте чемпиона, лишенного зрения.

Мяч в кольцо (у команды 2 завязаны глаза)
Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.
Учитель: Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и в конце концов установить мировой паралимпийский рекорд?
Вот и сейчас команде № 2 придётся поставить себя на место чемпионки, выполнив эстафету без рук.
Кенгуру (у команды 2 завязаны руки)
2 игрока становятся на линии старта. Пара получает большой мяч. Его надо донести до конечного пункта, зажав между животами, и вернуться назад. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Учитель: Один из главных героев Паралимпиады в Ванкувере Ирек Зарипов стал победителем голосования за звание лучшего спортсмена марта в рамках проекта „Золотой пьедестал“. В финале он набрал 62,8 процента голосов, опередив биатлониста Ивана Черезова, которому отдали свое предпочтение 37,2 процента принявших участие в голосовании.
Ирек Зарипов завоевал на Паралимпиаде в Ванкувере больше золотых медалей, чем вся российская олимпийская сборная вместе взятая! Он выступал сразу в двух видах соревнование – лыжах и биатлоне – и добыл четыре высшие награды! Именно Иреку Зарипову была доверена честь нести флаг России на церемонии закрытия Паралимпиады.
Ирек Зарипов родился 27 марта 1983 года в Стерлитамаке. Обладатель четырех золотых и одной серебряной медали Паралимпийских Игр в Ванкувере. Награжден орденом „За заслуги перед Отечеством“ IV степени.

Учитель: Команде № 2 следующее испытание придётся выполнить, не используя ноги в полной мере.
Кузнечик (у команды 2 завязаны ноги)
От старта допрыгать до финиша, отталкиваясь от земли, как кузнечик.
Подведение итогов (2 мин)
Учитель: Молодцы, ребята! Всё у вас получилось. Команда № 2 нам себе почувствовала, как тяжело спортсменам-паралимпийцам, но достичь успехов всё равно возможно. В этом помогает воля к победе, стремление к успеху и, конечно, патриотизм! В нашей школьной Олимпиаде ничья - победила дружба! Надеемся, что качества, которые имеются у спортсменов, вы в дальнейшем будете воспитывать в себе и станете такими же смелыми, решительными, упорными, как они.