Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ
РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИБаклыкова Татьяна Александровна, учитель-логопед МБДОУ № 6 г. Красновишерск
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТИнклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразий особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и/или физическом развитии, и семьей, воспитывающей такого ребенка.Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.
ЭТАПЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗI этап - Подготовительный.II этап – Комплексной диагностики.III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута.IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.V этап – Промежуточная диагностика.VI этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.VII этап – Итоговая диагностика.
I этап - Подготовительный.Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.ЭТАПЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
I этап - Подготовительный.II этап – Комплексной диагностики.Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.ЭТАПЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
I этап - Подготовительный.II этап – Комплексной диагностики.III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута.По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.ЭТАПЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
I этап - Подготовительный.II этап – Комплексной диагностики.III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута.IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.ЭТАПЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
I этап - Подготовительный.II этап – Комплексной диагностики.III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута.IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.V этап – Промежуточная диагностика.Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программ.ЭТАПЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
I этап - Подготовительный.II этап – Комплексной диагностики.III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута.IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.V этап – Промежуточная диагностика.VI этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.ЭТАПЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
I этап - Подготовительный.II этап – Комплексной диагностики.III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута.IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.V этап – Промежуточная диагностика.VI этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.VII этап – Итоговая диагностика.Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.ЭТАПЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
СТРУКТУРА ИОМ:1. Обучение. Освоение адаптированной образовательной программы. учебный план (инвариантная и вариативная части); рабочие программы, расписание занятий. 2. Коррекционно-развивающая работа со специалистами сопровождения коррекционно-развивающие программы, разработанные исходя из индивидуально-типологических особенностей, особенностей психофизического развития и специфики нарушений ребенка с ОВЗ; система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы. 3. Социализация внеурочная деятельность; мероприятия, направленные на социализацию ребенка.
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА1. Титульный лист2. Сведения о ребенке. 3. Содержание работы:Образовательная,Коррекционная,Воспитательная.4. Заключение и рекомендации.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТПолное название учреждения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Утверждаю_____________ подпись {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Утверждаю_____________ Директор ОУ подпись ______________________ дата и № протокола ПМПкСогласовано _______________________ Ф.И.О. родителя (законного представителя) ________________________ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ___________________________________________________________________________________________ Ф.И.О. ребенка __________________________________ Срок реализации
Дата заполнения: ________________________ ОБЩИЕ ДАННЫЕ{284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}Ф.И.О. ребенкаДата рожденияСведения о семье:Мать (ФИО, образование, место работы)Отец (ФИО, образование, место работы)Воспитатели (ФИО):Специалисты:Учитель-логопед:Учитель-дефектолог:Педагог-психолог:Музыкальный руководитель:Старшая медицинская сестра:Группа здоровьяРежим пребывания ребёнка в ДОУЗаключение ПМПКРекомендации ПМПКДолговременные целиЦели на текущий период (учебный год)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}СпециалистОбразовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образованияЗадачи коррекционно-развивающей работыРежим и формы организации коррекционно-развивающей работыФормы оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Педагог-психологПотенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям, педагогам дополнительного образования. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Учитель-логопед Структура и степень нарушения речи. Причины неуспешности обучения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ВоспитателиСоциально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания.Возможные причины кризисного состояния.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мл. воспитательВизуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Специалисты муз. раб. физ.раб_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Медработник поликлиникиВыявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную-воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за внимание!