Сценарий вечера или утренника о гербе, флаге, гимне Казахстана./
«ТРИ ВЕЛИКАНА»
«Уш алып»
/ Сценарий вечера или утренника о гербе, флаге, гимне Казахстана./
Цель: нравственное, патриотическое воспитание школьников, привитие уважение символам республики.
Рекомендуется для учащихся 1-4 классов.
Сцена: на стене висит карта республики. Над ней изображение флага, герба, гимна /или сделать основу, а на нее прикрепить элементы по ходу рассказа/.
Ведут вечер 2 ведущих: один - желательно взрослый, другой - школьник.
Вед.1: Добрый день /вечер/, дорогие друзья!
Вед.2: Добро пожаловать к нам в гости!
Вед: Сегодня у нас необычный день. Сегодня - день Республики.
Вед: И как вы поняли, по изображению на стенде у нас знакомство с нашими казахстанскими символами – Гербом, Флагом и Гимном.
Вед: Да, да! Знакомство друзья! И вы спросите, почему? Потому что, нашим правительством Казахстана после долгих обсуждений и выборов, наконец-то, приняты новые символы, которые отражают нашу историю, происходящие перемены в республике.
Вед: А знают ли ребята, какие символы были у нас раньше? Что изображено на них? Если можете, расскажите, объясните!
/Здесь провести опрос, небольшой конкурс на знание символов, если никто не ответит, то ведущие сами/.
Вед: Разные судьбы у народов и государств. Не похожи друг на друга и история и символика – гербов, гимнов, флагов. Ныне трудно представить себе государство без этих атрибутов.
Вед: История человечества прихотливо и поучительно оставляет знаки событий на символах времен и народов. Раскрыть все эти своеобразные цифры – значить прочитать удивительную книгу легенд, мечтаний нашего народа.
Вед: Давайте прочтем эту удивительную книгу вместе.
Вед: И первая страница книги посвящена гербу /показать, на изображение герба/.
Вед: А знаете ли Вы, что слово герб произошло от немецкого «эрбе» - наследство. Гербы найдены на медалях, монетах и печатях государств, существовавших более четырех тысяч лет назад.
Вед: Это все интересно, а вот наш герб Казахстана, что он собой представляет, что изображено и что означает каждый элемент?
Вед: А может ребята, что-то знают /опрос/.
Вед: Во-первых, бросается в глаза в центре герба круг – это шанырак
Вед: Кто знает, что такое шанырак?
Вед: Шанырак – это сводчатая куполообразная часть юрты. Она символизирует отчий дом, и в широком понимании и мира и вселенной.
Вед: По левой и правой сторонах герба изображены мифические кони. Они представляют собой взмывающих ввысь коней, которые несут в колеснице надпись «Казахстан».
Вед: Эти кони напоминают греческого мифического коня – Пегаса.
Вед: На верхней части располагается звезда, которая символизирует высокие помыслы и зовущие за собой мечты.
Вед: И все окружающие предметы как бы купаются в лучах солнца.
И все эти элементы герба воплотили в художественной форме, создатели герба, архитекторы Жандарбек Малибеков, Шота Валиханов.
Вед: С гербом все ясно, значит, листаем другую страницу – все о флаге.
Вед: Что такое флаг? Что означает цвет и элементы флага?
Флаг любого государства – эта любопытнейший рассказчик, немой и красноречивый летописец
Вед: Самым основным, пожалуй, является цвет флага. Вот и на нашем флаге цвет его сине-голубой. На языке геральдики синий цвет, его оттенки соответствуют таким понятиям как честность, верность, надежда. Значит сине-голубой цвет – это идея единения, напоминание о безоблачном небе, которое олицетворяет мир, спокойствие и благополучие.
Вед: С цветом все ясно. А что означает золотое солнце в центре, купающиеся в своих лучах?
Вед: Солнце олицетворяет собой богатство и покой. Парящий степной орел /беркут/ с распластанными крыльями - щедрость и зоркость, высоту помыслов казахстанцев.
Да, много существует легенд и рассказов о беркуте /орле/ среди казахского народа.
Вед: Например, что беркут в отличие от других птиц отличается большим умом с сметливостью, с одной стороны, и яростной отвагой, необузданной силой с другой. Так же особой зоркостью и проницательностью взгляда. Не случайно слово «кыран» - прозорливый, всевидящий, дальновидный, зоркий, являются его постоянным эпитетом в казахском языке. Не мало бытует в народе крылатых слов и афоризмов, рассказов и приданий о различных качествах этой птицы. Например, такая загадка:
Бір нарсе екі аякты сегіз бармак,
Іліске д_ниеніS барын алман
ОзініS тілі бар, тістері жоK.
Жутады к™рінгенді алман – жалман.
Существует нечто с двумя ногами и восьмью пальцами.
Ему ничего в этом мире не в состоянии противостоять
Оно имеет язык, но не имеет зубов.
И в пух и в прах разносит все на свете.
/жадно проглатывает, разрывая, на кусочки все что увидит/
Вед: Кроме этого у орла /беркута/ национальный колорит, принадлежность именно к нашей республике – это красная полоска национального орнамента вдоль древка.
Вед: Это нужно было соединить, оформить все элементы. Автором этого замечательного флага является Шакен Ниязбеков.
Вед: Давайте познакомимся с биографией художника. Шакен Онласыкович Ниязбеков родился 2.10.1938 г. в городе Джамбуле. Художник – монументалист, заслуженный деятель искусств Казахстана. Член СХ СССР. Окончил Ленинградское художественное училище /1960/ и Ленинградское художественно – промышленный институт /1966/ в 1963-1966 гг. - художник – конструктор Ленинградского научно-исследовательского института электросварки. /1966-1968/ - художник ВДНХ Казахстана, /1968-1986гг./ - гл. художник Алма-Аты, /1982-1986гг./ - председатель СУ Казахстана.
Первые труды его называли «Амангельды», «Табунщик» /1957/ потом все монументальные конструкции и т.д. /Краткая энциклопедия Каз. ССР/
Вед: И следующая наша страница посвящена гимну, музыкальному символу.
В отличие от герба и флага его не изменили, т.к. комиссия по символам решила, что нынешний гимн вполне отвечает требованиям времени, хотя продолжаются разработки, проекты по созданию нового гимна. Например, уже подано III проекта для обсуждения.
Вед: нынешний гимн был создан в 1945 году коллективом авторов. Музыку написали – Е. Брусиловский, М. Тулебаев, Л. Хамиди, на текст – Г. Мусрепова, Ж. Мухамеджанова, А. Тажибаева.
/Прослушивание грампластинки /текста/.
Вед: И на этом наша книга закрывается, хотя еще много не прочитано нами страниц.
ВИКТОРИНА.
Кто из создателей гимна являются известными писателями и поэтами? /Г. Мусрепов – писатель, А. Тажибаев – поэт/.
Какой автор одного из символов сочетает в себе имя известных: грузинского поэта и фамилию казахского ученого? /Шота Валиханов/.
Что общего между бывшими флагами Казахской ССР и Республики Казахстан? /цвет - синий/, а что разное?
Образ мифический коней изображенных на гербе присутствуют, в каких сказках и эпосах? /Алпамыс - батыр, Кобланды - батыр, Ер - Тостик/.
Чем является шанырак в юрте, и для какой цели? / куполом, для освещения, для выхода дыма/.
Библиотекарь: Искакова ГМ..
15