Здоровье не купишь – его разум дарит.
Ивлева Наталья Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8
г. Новосибирск
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Самое дорогое, что есть у человека – это его здоровье. И сохранить его – это важно для каждого. Одной из задач в школе является сберечь здоровье учеников.
Состояние ребёнка при поступлении в школу во многом определяет уровень успешности его в школе.
Набрав, в 2007 году первоклассников я познакомилась с медицинскими картами своих первоклашек ,составила личные беседы с их родителями о заболеваниях ребёнка. Большинство детей имели заболевания: сколиоз, заболевания верхних дыхательных путей, пищеварительной системы, показания к наблюдению у невропатолога.
Это и повлекло меня выбрать направление в работе с детьми по укреплению и сохранению их психофизического здоровья.
Я познакомилась с технологией В.Ф. Базарного, с методическими рекомендациями И.В. Чупаха, с рекомендациями М.М.Безруких.
Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. На уроках и переменах использовала динамические паузы под музыку ,знакомила родителей с важностью движений для младшего школьника. Советовала записать ребёнка в спортивные секцию или танцы.
У многих первоклассников отмечались такие поведенческие особенности: страхи, агрессивность, слезливость. В формировании коллектива такое поведение ребят серьёзное препятствие, с такими ребятами не хотят дружить. Для создания психологического комфорта в классе я решила использовать игровые методы психокоррекции. Игры «Повтори хлопки», «Постучи как я», «Запомни картинку», «Испорченный телефон», «Нарисуй страхи», «Сочини рифму» развивают память и восприятие, развивают воображение и самоконтроль, способствует снятию страхов, развивает речь и мышление ребёнка.
Старшими моими выпускниками проводилась « Серия уроков Мойдодыра и Айболита», а так же организовывались выставки рисунков «Полезный продукт», «Здоровый образ жизни», выполненными вместе с родителями.
Различные формы работы порой не помогали создать психологический комфорт в коллективе из за агрессивности некоторых ребят. И я стала использовать на практике знания по позитивному мышлению. Позитивное мышление – это способность концентрироваться на положительных мыслях и образах. Это доброе отношение к себе, к людям, когда думаешь о хорошем и верите в хорошее. Достаточно сложно было учить детей улыбнуться тому, кто тебе не очень приятен из одноклассников или играть в игру «Тайный друг».
Экскурсии всем классом, походы, игры на свежем воздухе нормализуют комфорт в коллективе. Родительские собрания по темам «Стресс в жизни ребёнка», «Польза зарядки по утрам», «Соблюдай режим дня» помогали в решении поставленных задач.
Обобщив опыт работы по сбережению психофизического здоровья своих учеников, я отметила следующее: снижение заболиваимости; создание сплочённого коллектива; личностный рост учеников; повышение качества обучения; занятость всех детей в кружках и секциях; моим ученикам по спортивным достижениям рекомендовано пойти в спортивный класс. И очень важным считаю, что ребята позитивно мыслят, а позитивно мыслящий человек думает о здоровье, а не о болезнях. Главное во всём подходить разумно.
15