Урок биологии в 11 классе по темеФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
11кл. Урок № 25.
Тема: ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Цель. Познакомить учащихся с основными понятиями здоровья, с определением здоровья, принятым Всемирной организацией здравоохранения, рассмотреть влияние различных факторов на здоровье.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями и определениями здоровья; изучить факторы, оказывающие влияние на здоровье.
Воспитательные: Продолжить формирование у учащихся здорового образа жизни
Развивающие: формирование навыков логического мышления, развитие мыслительной деятельности, речи.
Методы и методические приемы.
Словесные (беседа, объяснение);
Практические;
Наглядные;
Логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы;
Технические;
Организационные (фронтальный).
План урока:
Организационный момент (2 мин.).
Изучение нового материала (18 мин.).
Рассказ об определениях и основных понятиях здоровья;
Рассказ о факторах, влияющих на здоровье.
Практическая часть (13 мин.).
Закрепление материала (5 мин.).
Задание на дом, общие выводы (2 мин.).
ХОД УРОКА
1. Здоровье – основные понятия и определения.
Что такое здоровье?
Возможно, вопрос покажется вам несложным. Если так попробуйте ответить на него сами.
Итак, что чаще всего считают здоровьем твои одноклассники? Отсутствие болезней? Выносливость? Что еще?
Давайте вместе подумаем, кого можно считать здоровым человеком?
Сегодня существует целый ряд определений здоровья, которые как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:
отсутствие болезни;
нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения определено, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но прежде всего общественной.
Общественное здоровье складывается в конечном итоге из здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и одно зависит от другого.
Человек в отличие от остального животного мира наделен творческим разумом, а значит, обладает биологическим (физическим) и духовным здоровьем.
Духовное и физическое здоровье – это две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны находится постоянно в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.
Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием организма, очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.
2. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные:
генетические факторы – 15-20% (20%);
состояние окружающей среды – 20-25% (20%);
медицинское обеспечение – 10-15% (8%);
условия и образ жизни людей – 50-55% (52%).
Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственных факторов практически на все аспекты нашего физического здоровья. Это предрасположенность к определенным заболеваниям, стиль поведения и др. Степень влияния их на здоровье может составлять до 20%.
Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье может составлять до 20%.
Условия и образ жизни являются важным компонентом здоровья и благополучия. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его – совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, при этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Степень влияния условий и образа жизни на здоровье составляет 50%.
Влияние медицинского обслуживания на здоровье составляет 10 %.
Факторы влияющие на здоровье
Сфера влияния факторов
Факторы, укрепляющие здоровье
Факторы, ухудшающие здоровье
Генетические
Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания
Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям
Состояние окружающей среды
Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки
Медицинское обеспечение
Медицинский контроль, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание
Условия и образ жизни
Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гиподинамия
Необходимо подчеркнуть, что в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
Для достижения высокого уровня здоровья и благополучия каждый человек должен выработать в себе ряд необходимых качеств, к которым можно отнести:
четко сформулированную цель жизни и психологическую устойчивость в различных жизненных ситуациях;
знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
стремление быть хозяином своей жизни, вера в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
развитие в себе чувства самоуважения, осознания того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами , вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
постоянное соблюдение режима двигательной активности: удел человечества - вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;
соблюдение правил гигиены и питания;
соблюдение режима труда и отдыха и своевременное очищение организма от продуктов его деятельности;
стремление быть оптимистом, двигаться по пути укрепления здоровья и ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи.
Все это входит в содержание здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно соблюдать правила здорового образа жизни.
Закрепление.
Вопросы к тексту с.76
Д.з.С.73-76 подготовить сообщения