Человек и мир. Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности


Тема урока: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности
Цели урока:
— формировать представление о различных способах ориентирования на местности, содействовать осознанию учащимися того, что умения ориентирования на местности с помощью различных способов имеют важное практическое значение;
— развивать умение работать с учебником, познавательный интерес к изучению предмета;
— воспитывать желание изучать природу.
Оборудование: компас, таблица «Ориентирование по Солнцу», «Ориентирование по местным признакам», карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Психогимнастика «Солнышко»
— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают.
— Переключим внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.
— Брюшное дыхание: представьте животик как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.
— Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
2. Проверка домашнего задания
— Если кто-то составил вопросы по теме, все вместе заслушиваем, ученики отвечают на них.
Учащиеся  выполняют задания (по вариантам) предложенные на доске:
На рисунке показана одна сторона горизонта. Обозначьте остальные основные и промежуточные стороны горизонта. Покажите на рисунке точкой расположение дерева, которое находится на северо-западе.

— Объясните, как вы выполняли задание. Все остальные проверяют себя.
3. Изучение новой темы
На доске записана тема урока Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности и план работы.
Учитель знакомит с задачами урока.
— Как вы думаете, что значит ориентироваться на местности?
— Для чего нужно уметь ориентироваться на местности?
Создание проблемной ситуации:
— Несколько ребят пошли в лес по грибы. Собирая грибы, зашли далеко в лес, туда, где раньше не были. Надо уже возвращаться домой. Ребята пошли, но вскоре поняли, что заблудились и дорогу домой найти не могут. Никто не знал, как ее искать. Как вы думаете, почему ребята заблудились?
— Почему они не смогли найти дорогу домой?
— Чему же нужно было научиться, прежде  чем идти в незнакомый лес?
— Вот на эти вопросы поможет дать ответ наш урок.
— Мы уже знаем, что люди придумали стороны горизонта, чтобы ориентироваться. Что же такое ориентирование на местности?
— Сверьте свои суждения с текстом учебника.
Физкультминутка «Мы веселые ребята»
— Я читаю одну строчку, вы слушаете меня и выполняете то, о чем я прошу, приговаривая «Солнечным осенним днем».
Мы танцуем возле клумбы (Дети: «Солнечным осенним днем» и делают танцевальные движения)Так мы кружимся на месте, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и кружатся на месте.)Так мы топаем ногами, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и топают ногами.)Так мы хлопаем руками, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и хлопают в ладоши.)А вот так мы моем руки, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и «моют руки».)Так мы руки вытираем
И на солнце загораем!!! (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и поднимают головы вверх, навстречу солнцу.)— Мы не случайно говорили о Солнце. Солнце не только дарит нам тепло и свет. Сегодня мы узнаем, как оно помогает нам ориентироваться на местности. Давайте прочитаем об этом в учебнике.
Тренировочная практическая работа:
— Представьте, что  настольная лампа показывает положение солнца в полдень. Повернитесь лицом в северную сторону. Покажите рукой, где будет запад, другой рукой – восток, повернитесь лицом к югу.
Учитель переносит лампу в противоположную часть класса.
— Покажите теперь мне основные стороны горизонта.
(Практическая работа, которая предложена в учебнике, выполняется на местности во время экскурсии. План экскурсии здесь)— Говорят, что определение сторон горизонта по Солнцу ненадежный способ. Как вы думаете, почему?
— Самый надежный способ – определение сторон горизонта по компасу.
Практическая работа: знакомство с компасом. Чтение текста учебника о работе с компасом. Определение сторон горизонта и ориентирование с помощью компаса.
— Разделимся на 4 микрогруппы. Три микрогруппы готовят сообщение, а также рисунок, о том, как можно определить стороны горизонта по одному из местных признаков. Четвертая микрогруппа  работает над заданиями под рубрикой «Порассуждай».
Подведение итогов работы в микрогруппах (обращается внимание на значение знаний о правилах ориентирования по местным признакам, когда нет под рукой компаса или в пасмурный день).
4. Закрепление
Игра «Верно — неверно».
— Я зачитываю выражения, если вы с ним соглашаетесь, хлопайте в ладоши, если нет – машите руками.
– Самый надежный способ ориентирования — по компасу.
– В лесу в пасмурный день стороны горизонта можно найти с помощью местных признаков.
– По муравейнику или по стволу дерева всегда можно точно определить стороны горизонта.
– Муравейник, как правило, находится с южной стороны дерева.
– С южной стороны ветви на дереве реже, чем на северной.
– Если идти в лес в южном направлении, то возвращаться нужно в северном.
5. Подведение итогов
— У вас на партах лежат солнышки с разным настроением. Подымите то солнышко, которое отражает ваше настроение.

6. Домашнее задание
Прочитать текст на стр. … учебника.
Задание для желающих: составить рассказ или нарисовать рисунок «Как могу я сориентироваться в лесу».