К вопросу культурологического подхода к преподаванию русского языка в 10-11 классах

К вопросу культурологического подхода к преподаванию русского языка в 10-11 классах.

Люди получили от природы бесценный дар – возможность речевого общения. Более того, мы можем воспринимать и понимать чужую речь не только в момент речи, но и когда адресант и адресат удалены друг от друга в пространстве и времени. Поэтому любой язык, в том числе и русский, - это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. Его нужно беречь, любить, охранять и защищать.
Известно, что совсем не безразлично, что и как сказать или написать. Речевая коммуникативная культура необходима: чем точнее и правильнее мы оформим свои мысли, тем лучше поймет их собеседник или читатель. Естественно, язык и речь постоянно изменяются, обогащаясь и развиваясь. Но, с другой стороны, каждый носитель языка заинтересован в том, чтобы русский литературный язык в своей основе был как можно более стабильным, претерпевал минимум изменений, особенно те без крайней необходимости проводимых «сверху» крупномасштабных реформ. Принцип «не навреди» должен действовать не только в медицине. Необоснованное реформирование и небрежное отношение к сохранению основ языка может привести к тому, что мы «потеряем прошлое», перестанем воспринимать информацию, созданную нашими предками.
Особенно важно бережное отношение к языку в век существования средств массовой информации. Таких масштабов распространения информации, в том числе языковой, человечество до сих пор не знало. Естественное желание журналиста в момент общения с адресатом сделать информацию наиболее доступной. Но иногда это привносит в жизнь языка негативные и разрушающие начала. Во имя контакта с аудиторией журналисты, особенно на радио и телевидении, в прямом эфире используют сниженную речь, включающую разговорные элементы. Такой способ общения с аудиторией – очень ответственный процесс: говорящий должен в совершенстве владеть формой, то есть существующими в языке правилами и речевыми нормами. Любая ошибка или неточность, «выпущенная» в эфир, тиражируется слушателями и читателями. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».
И не удивительно, что многие слушатели и читатели начинают, как и их невольные «учители», говорить штампами, сводят до минимума активный словарь, допускают ошибки в словоупотреблении, словоформировании, в синтаксических структурах.
В наши дни многим почему-то неловко быть культурным. Умение правильно, точно и красиво излагать свои мысли перестает быть ценностью в обществе. Известно, что культура поведения, быта, речевая культура воспитываются с детства и важную роль играет в этом процессе школа, которая призвана обучать своих учеников нормативной русской речи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нормы русского языка изучаются в школе на уроках русского языка, начиная с уроков в начальных классах. Кроме того, читая книги, слушая и запоминая речь людей, владеющих нормативным русским языком, ребята тоже учатся отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать. Литературный язык – язык нормативный. Нормы русского литературного языка обязательны для каждого, кто говорит и пишет по-русски. Овладеть этими нормами – сложный, кропотливый труд, еще труднее – соблюдать изученные правила в реальной речи.
Основной задачей учителя-словесника является целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учетом их взаимосвязей. Разные виды изложений, сочинения разных жанров, развернутые аргументированные письменные и устные ответы на вопрос – это те виды работ, которые позволяют формировать комплекс речевых, коммуникативных умений и навыков, проверяемых в форме ЕГЭ. Результаты выполнения экзаменационной оценки по русскому языку дают возможность выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания к процессу обучения русскому языку в 5-11 классах. В 10-11 классах этот процесс завершается. Главным в программе 10-11 классов являются разделы, в которых рассматриваются стили речи – системообразующий компонент содержания, позволяющий обобщить, углубить, систематизировать языковой материал, определяющий закономерности употребления языковых средств для достижения максимальной эффективности общения. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу.
Развивающий принцип обучения на уроках русского языка связан в первую очередь с речевым развитием, являющимся одним из главных показателей интеллектуального и общего развития учащихся. В содержании учебного материала по предмету заложены условия формирования мышления – умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Развитие творческих способностей и активизация самостоятельной деятельности должны быть связаны с социальным опытом учащихся. Самостоятельная поисковая, исследовательская деятельность, работа с учебным и справочным материалами, дополнительными источниками информации и т.п., умело направляемая и стимулируемая учителем, способствует формированию осмысленных, прочных знаний и умений, навыков самоорганизации и саморазвития, определенных качеств языковой личности. Русский язык как учебный предмет в старших классах имеет особый статус дисциплины, реализующей надпредметную функцию: уровень овладения общеучебными и успешность/не успешность в изучении других предметов школьной программы. Принцип единства языкового, речевого, мыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития учащихся отражает направленность всей системы обучения в образовательном учреждении.
Культурологический подход в обучении предполагает сознательное отношение к языку как национальному достоянию, духовной ценности русского народа. Культурологический компонент в содержании уроков русского языка и развития речи в 10-11 классах средней школы имеет особую ценность и должен способствовать развитию общекультурного кругозора, стимулировать интерес к освоению культурного наследия страны.
Одним из приемов работы, позволяющим реализовать цели формирования культуроведческой компетенции, являются «этимологические этюды» в начале каждого урока. Учащиеся готовят «этимологические этюды» о словах Русь, Россия, город, село, деревня, улица, врач и доктор, архитектор и зодчий и др., о местных топонимах Сторожевая, Исправная, Черкесск и др. Эффективность подобных на первый взгляд достаточно традиционных упражнений велика, так как этимологический анализ неизменно вызывает интерес учащихся, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, вызывает интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует культурологической компетенции. Результативен и другой, не требующий применения каких-либо дополнительных средств п попутные социо- и лингвокультурные комментарии к используемым на уроках текстам (а объекты для объяснения и комментирования в любом тексте отыщутся, если посмотреть на него «филологически вооруженным глазом»): например, даже хрестоматийная строфа из «Евгения Онегина», начинающаяся словами Зима! Крестьянин, торжествуя, поставит перед учениками задачу уточнить лексические значения слов дровни, кибитка, облучок, кушак, салазки, прокомментировать слова дворовый мальчик, жучка (почему со строчной буквы, а не с прописной, как казалось бы, надо) и т.п. Большинство школьных программных произведений, даже произведений ХХ века, не говоря о более ранних, нуждается в социокультурных комментариях.[Доманский 1999:46]
Также огромное значение имеют синтаксические, лексические, фразеологические, орфоэпические пятиминутки в начале урока, в ходе которых повторяются, систематизируются знания учащихся по этим разделам лингвистики
Современная концепция изучения русского языка в школе предполагает культурологический подход к организации обучения, что открывает перспективы для речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Огромная ответственность возлагается на учителя-словесника, который обязан показать ориентиры, помочь учащимся в формировании эстетического вкуса (художественного, литературного, музыкального), теснейшим образом связанного с мировоззрением, моральными принципами, жизненными интересами, эстетическими идеалами личности. Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы. И одно из средств для достижения этого – работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в душах подростков.
Наиболее полным и всеобъемлющим является комплексный анализ текста, так как он обусловлен прежде всего самой природой художественного произведения. Вопросы и задания условно можно разделить на лингвистические и литературоведческие. Но деление это условно, так как анализ должен выработать своеобразный подход к художественному тексту именно как к произведению искусства. Языковые явления в художественном произведении всегда предстают перед нами иначе, чем в речевом обиходе. Это объясняется не только тем, что они окрашиваются в них различными переносно-метафорическими и стилистическими оттенками и сплавляются выражаемой писателем идеей в единую образную систему. На страницах художественного текста мы постоянно встречаем также и с такими словами и оборотами, с такими языковыми формами и категориями, которые нашему современному обыденному общению (или уже, или еще) совершенно не свойственны. Именно поэтому в процессе преподавания русского языка приобретает такое большое значение лингвистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка, с одной стороны, и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов – с другой. Лингвистический анализ художественного текста является выявлением и объяснением использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении. [Шанский 1984:7]
Наряду с лингвистическим анализом художественного текста необходим и стилистический анализ.
Один из аспектов приобщения учащихся к национальной культуре посредством наблюдения над языком художественного произведения – анализ его на уроке развития речи. Нередко различные творческие задания завершают изучение тех или иных разделов и являются своеобразной демонстрацией знаний, навыков, которые были получены учащимися в процессе изучения. Исходя из задач любого урока, когда должны быть выполнены познавательная, развивающая и воспитывающая функции, когда учителем ставятся определенные задачи различных уровней, особое значение приобретает подготовка к творческой работе, при которой происходит развитие творческого мышления, решение творческих задач.
Не секрет, что сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Причем, чем старше становится ученик, тем сложнее для него работа над этим видом письменной работы. Тем более, что на экзамене в 11 классе необходимо написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Начинается работа над сочинением с определения и формулировки учениками основной идеи сочинения. При работе над содержательной стороной сочинений главным должно стать накопление жизненных наблюдений и осмысленных фактов, почерпнутых из окружающей действительности, а также из произведений художественной литературы, развития умения пользоваться этим материалом для раскрытия темы в соответствии с замыслом. И неоценимую помощь в этом могут оказать высказывания великих людей, фрагменты лучших произведений, которые послужат образцом как для выражения своего отношения к предмету обсуждения, так и для обогащения словарного запаса учащихся. Когда вспомогательным материалом для творческой работы служат слова выдающихся людей, лучшие примеры великих произведений, тогда автору предоставляется большая свобода для выражения своего отношения к миру и жизни. Такая работа помогает ученику понять жизнь, развивает его мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, она учит пользоваться книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывает вкус к ним. [Сомова 2001:8-10].
Работа над сочинением учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащихся к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир. Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, сто часть С – небольшое сочинение – рассуждение – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение – размышление – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники и искусства он в будущем ни самореализовался.
На каждом уроке русского языка и литературы мы обращаемся к великим произведениям. "А что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира" (Л.Н. Толстой). И если ответить на вопрос, что это за люди, чем они должны обладать, то мы можем с уверенностью продолжить- "Способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, не только свою страну, но и другие, не только себя самого, но и прочих людей" (И, А. Бунин).[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ЛИТЕРАТУРА:
1.. Т.И.Фроянова «Культура русской речи» С-П.2003: 67
2. Н.М.Шанский « Лингвистический анализ художественного текста» М.1984»
3. Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.,1999. с.46-48.
4. Семенов В. П. Проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. 1990. №7, С. 14.
5. Сомова Т. А. Русский язык и культура// Русский язык в школе, 2001. № 5. С. 8-10.

15