Школа Олимпийского резерва. Урок по теме:«Олимпийский марафон»


Школа Олимпийского резерва.
Открытый урок по теме : «Олимпийский марафон»
Цели: подготовить учащихся к выполнению Олимпиадных заданий, формировать умения решать нестандартные задачи; в способе выделения окончания в словах (разных по степени сложности); написании
рассказа по фразеологическому обороту, толкованию
значений оборотов; развивать: сообразительность,
смекалку, быстроту реакции, логический тип мышления;
воспитывать: умение работать в команде, чувства товарищества и взаимопомощи при коллективной работе
и работе в парах.
Ход урока
1.Разминка (блиц- турнир)- отвечают хором.
-В какое время года можно пронести воду в решете?
(зимой, заморозив её)
-Сколько яиц можно съесть натощак? (1, остальныебудут уже не натощак)
-Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше:
Оля или Наташа? (Оля)
-Назови волшебные слова щуки из русской народной
Сказки (по щучьему велению, по моему хотению)
-Какое гнездо у кукушки? (нет, не строит)
-Что легче: кг ваты или кг железа? (одинаково, оба по 1 кг)
-Что было завтра, а будет вчера? (сегодня, нынешний день)
-Если бросить в Чёрное море красный камень, каким
он станет? (мокрым)
-Чем стрекочет кузнечик? ( ногой о крыло)
-Что собирала зимой в лесу девочка из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
2.Судоку (2 степени сложности)- работа в парах
-Для решения цифровой головоломки вам понадобятся
логика и внимание. Это отличный способ проверить
свои силы.
1степень- Надо заполнить таблицу так, чтобы каждая горизонтальная строка, каждая колонка и каждый
выделенный квадрат содержали все цифры от 1 до 4.
2 степень-аналогично, только цифры от 1 до 6.
3.Выполнение Олимпиадных заданий (работа в группах).
У нас сформированы 3 группы, которые будут выполнять
задания по 3 предметам : математике, русскому языку,
литературе. Каждая группа получает своё задание.
Надо выполнить и объяснить (доказать). Руководитель
группы объясняет выполнение.
1 группа (математика)
Реши задачу:
В коробке было 15 шариков: белых, чёрных, красных.
Красных в 7 раз больше, чем белых. Сколько чёрных шариков в коробке?
2 группа (русский язык)
Выделить окончания в словах: ручей, Вовин, опять,
задание, кофе. Доказать способ выделения окончания.
3 группа (литература)
Найдите фразеологические обороты в стихах:
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой- засучив рукава.
В.Викторов-Составь небольшой текст, употребив правильно
данные фразеологические обороты.
Выслушивание руководителей групп по каждому предмету
1группа: Белых-1, значит красных-7.
Белых не может быть больше 1, т.к. если их 2, то
красных было бы не меньше 14, а всего шаров 15.
15-(1+7)= 7 т.е чёрных шаров 7.
2 группа: ручей- ручьи, ручей-ручья, ручью , окончание нулевое
Вовин- Вовина, Вовины, окончание-нулевое; опять- не изме-
няется, значит, слово вообще не изменяется, окончания
Нет.; задание- задания, окончание е
3 группа
Работать спустя рукава- делать что-то нехотя, медленно
Работать засучив рукава- очень хорошо, споро.
Выражения зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с длинными рукавами: у мужчин- 95 см, у женщин на 40 см длиннее. Работать в
такой одежде неудобно, получится плохо. Рукава надо было засучить. Народ это приметил и стал говорить о
людях, которые плохо работали, что они работают спустя рукава, а об умелом работнике говорят, что он
работает засучив рукава (рукава могут быть и короткими)
р/в: Объяснить фразеологизмы:
держать язык за зубами- молчать
морочить голову- обманывать
попасть впросак- оказаться в неудобном положении
Резервное задание (коллективный разбор)
При встрече 8 приятелей обменялись рукопожатиями.
Сколько всего было сделано рукопожатий?
Каждому приятелю дадим номер- от 1 до 8. Тогда каждое рукопожатие можно закодировать двузнач-
ным числом. Коды рукопожатий выписывать в поряд-
ке возрастания. Так удобно для подсчёта.
12 13 14 15 16 17 18 -7 рукопожатий
23 24 25 26 27 28 -6 рукопожатий
34 35 36 37 38 -5 рукопожатий
45 46 47 48 -4 рукопожатия
56 57 58 -3 рукопожатия
67 68 - 2 рукопожатия
78 -1 рукопожатие
7+6+5+4+3+2+1= 28 рукопожатий
4.Итог урока
- Какое задание было самым интересным?
- А какое самым сложным? А какое лёгким для Вас?
Всем спасибо за урок.
1 группа Математика
Решите задачу
В коробке было 15 шариков: белых,
чёрных, красных. Красных в 7 раз больше,
чем белых. Сколько чёрных шариков в
коробке?
2 группа Русский язык
Выделите окончания в словах:
задание, ручей, кофе, Вовин, опять.
Докажите способ выделение окончания.
3 группа Литература
Найдите фразеологические обороты в
стихах:
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
В. Викторов
Составь небольшие тексты, правильно
употребив данные фразеологические
обороты.