Технологическая карта к уроку в 6 классе Монгольская империя и изменение политической карты мира. Учебник под ред. Торкунова

Технологическая карта урока № 23
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Монгольская империя изменение политической карты мира
Класс: 6
Предмет: история
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:
-Личностный результат – формирование чувства гордости и уважения к истории предков.
-Метапредметный результат – продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.
- Предметный результат – формирование представлений о появлении государства Чингисхана, его особенностях, роли в мировой истории.

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- Добрый день, ребята!


Самоопределение,
Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний
Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Я  хочу  начать  наш  урок  со  стихотворения. А вы, попробуйте  сформулировать  тему  нашего  урока.  
Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города.
Исходя из темы, скажите, что мы сегодня должны с вами узнать нового, каких целей достичь?
Раздробленная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их, мирились и снова враждовали. А тем временем из восточных стран стали приходить известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на запад новые завоеватели - кочевники монголы. К началу XIII века на курултае (съезде монгольской знати) Темучжина провозгласили Чингисханом, т.е. Великим ханом. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир. Завоевывая один народ за другим, монголо-татары не могли не напасть на Русь. Основной вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить, - почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?






Определяют тему и цель урока





Ответы детей, постановка целей: Кто такие монголы? Устройство их государства, ход монгольского нашествия, основные сражения русских и монгольских войск, последствия монгольского нашествия на Русь.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний

Запишите имя Чингисхана и даты его жизни в тетради.
В учебнике стр. 8 на карте найдите:
1 Территорию первоначального объединения монгольских племен под властью Чингисхана
2. Границы державы Чингисхана к 1227 году.
3. Завоевания монголов (назвать)
Сделайте вывод.

Прочитать пар.15 п. 1 , и ответить на вопрос:
Образование державы Чингисхана. Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?
Причины успехов монголо-татар: Работа с документом.
Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют
Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла В ходе  завоевания  соседних стран  монголы  научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.
    Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.
     Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в  монгольские  позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.




Работа с пунктом 2, заполнение таблицы


Просмотр видеоролика Битва на Калке. Карамзин.




Историческое наследие Монгольской империи. Работа с учебником











Власть
Войско
Законы
Территория

Завоевания: Китай
Ср.Азия
Кавказ
Половецкие степи
Битва на реке Калке


Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе  монгольского  войска:
Жетокость
Оружие
Осадные башни
Тактика полумесяца
Разведка








Причины поражения русских войск. (запись в тетради)
разобщённость русских войск и сил;
умелое тактическое руководство и стратегический талант Чингисхана и его военачальников.
Положительное значение: управление: - баскаки, почтовая служба, изобретения, терпимое отношение к церкви
Отрицательное: людские потери и хозяйственное разорение, болезни- чума
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


Кто  возглавил  монголов?  (Чингисхан)
-В  чем  была  сила  монгольского  войска?  (В  организации и  дисциплине)
-В  чем  был  недостаток  организации  русского  войска?  (В  дезорганизации)





Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Интерес- что было интересно на уроке?
Обучение- чему научились?
Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?

Сегодня все отлично поработали, молодцы.






Ребята дают оценку своим знаниям.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

VI Инструкция по выполнению дом. задания



Дома: прочитать параграф 15. Ответить на вопросы

Записывают дом. Задание.





15