Конспект урока русского языка в 6 классе по теме Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)
План урока
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)»
Цель урока:
Изучить правописание суффиксов глаголов.
Сформировать умение правильно выбрать и объяснить суффикс глагола.
Ключевые понятия:
словообразование, инструкция.
Ресурсы: учебник; индивидуальные карточки для сильных учеников; ИКТ, ручка, карандаши, тетради, .Время Этапы работы Виды работы Действия учителя Действия
ученика
8:00
8:05 Введение Приветствие.
Проверка домашнего задания Прием «Микрофон»
Организация игры.
Передают друг другу микрофон и говорят все, что знают о безличных глаголах, приводя примеры.
8:05
8:07 Актуализация усвоенного ранее.
Деление на группы по возрасту (летние, весенние, зимние, осенние).
Словообразовательная разминка.
Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
ВЕСЕННИЙ – ВЕСНА? РИСОВАЛ – РИСОВАТЬ?
( мы узнаем, с помощью какой морфемы образовано слово)
Какая приставка поможет нам завершить действие?
РИСОВАЛ – НАРИСОВАЛ?
( приставка НА-)
Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ( суффикс СЯ-)Даю задания на карточках.
Слайд 1.
Обсуждение в группах и выводы
8:07
8:22
Знакомство с темой урока.
Постановка проблемы
– Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах?
-В какой морфеме?
НОЧ ? ВАТЬ,
КОМАНД ? ВАТЬ,
ОПАЗД ? ВАТЬ,
РАЗВЕШ ? ВАТЬ.
(проблема в написании правильной гласной в суффиксе глагола)
Определение темы и цели урока
- Как вы думаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке о глаголе?
-Как будет называться тема сегодняшнего урока?
-Какова цель нашего урока?
Индивидуальная работа.- Знакомство с правилом. (Учебник стр.284)
(Составление опорной схемы в тетрадях. – Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?
Групповая работа- составление инструкции для применения правила. Слайд 2
Слайды 3,4
Слайд 5
Слайд 6
Даю пояснение значения слова инструкция.
Слайд 7 Ученики работают в группах и отвечают на вопросы
Работают инд. с правилом в учебнике и составляют опорную схему.
В группе составляют инструкцию
8:22
8:32
Применение
знаний Пропускаем через алгоритм данные глаголы, вставляя пропущенные буквы.
Участв…вал, ухаж…вал, пол…вал, подкармл…вал, опазд…вал, осматр…вать.
-Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах?
(О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см.слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.
На уроки нельзя являться с опозданием.
Раненому сделали операцию.
Улицу покрыли асфальтом.
Два часа я гулял на улице.
Слова для справок: з..асфальтировали, пр..оперировали, опаздывать, пр..гуливался.
Групповая работа - объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначить орфограмму.
Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
Всякий трус любит о храбрости беседовать.
Новых друзей наживай, а старых не теряй. (посл.гл – провокац. Буква пропущена в корне).Показываю слайд № 8
Слайд № 9
Сильным ученикам даю инд. задания
Слайд 10
Выполняют задание индивид.
Выполняют работу в группе
Обсуждают в группе и выполняют задание
8:32
8:43 Проверка полученных знаний учеников.
Индивидуальная работа-самостоятельная работа.
Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь, выделяем суффиксы.
– Подчеркните, пожалуйста, первые буквы каждого глагола; если правильно выполнили, то вы прочитаете вашу отметку.
И проверяем
Индивидуальная работа-тестирование Оценивание работы уч-ся
Слайд 11, 12
Слайды 13, 14 Выполняют инд. задания и оценивают себя.
8:43
8:45 Заключение Рефлексия по уроку.
Прием «Радуга успеха»
Домашнее задание:
Параграф 73
Упр.890 Слайд 15 Закрашивают бланк «Радуги успеха»
Карточки для одаренных детей.
Карточка 1
От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу..ствиеКарточка 2
К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.
Обвинять – Копить –
Печалиться – Молчать –
Карточка 3
Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.
Торжественно идти –
Покрывать лаком –
Быть шефом –
Принимать участие –
Проводить расследование –
Дать совет –
Фамилия: Имя:
Дата Участвовал в открытии нового
Справился с затруднением
Выполнял правила поведения
Выполнял правила работы в паре, группе.
Все получилось (с/р)
Надо тренироваться
Творческое задание