Методические рекомендации Конкурс«Лучший по профессии» 23.01.03«Автомеханик»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нефтегорский государственный техникум»
Методическиерекомендации
Конкурс«Лучший по профессии»
среди обучающихся ГБПОУ «НГТ»
по профессии
23.01.03«Автомеханик»
Должность Фамилия/подпись Дата
Разработал Преподаватель Емельянов В.А. Согласовано Методист Чеховских Н.В г. Нефтегорск, 2016г.
Методические рекомендации по проведению конкурса «Лучший по профессии» в группе «Автомеханик» разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, Положением о конкурсах профессионального мастерства среди обучающихся по профессиям и специальностям ГБПОУ «НГТ». Методические рекомендации предназначены для профессии 23.01.03 «Автомеханик», входящий в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Организация – разработчик: ГБПОУ «НГТ»
Разработчик: преподаватель ГБПОУ «НГТ» Емельянов В.А.
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК ГБПОУ «НГТ»
Протокол №___ от «___»________201_г.
Рекомендована методическим советом ГБПОУ «НГТ» к использованию в учебном процессе
Заключение Методического совета № ______ от «____»__________ 201_ г.
Пояснительная записка
Данный конкурс проводится среди обучающихся 3 курса по профессии«Автомеханик».
Цель конкурса:выявление рациональных приёмов и методов труда, совершенствование организации и содержания обучения при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, повышение престижа профессии, определение одаренных и талантливых обучающихся, осваивающих профессии среднего профессионального образования.
Основные задачи конкурса:
создание условий эмоционального подъема и ситуации успеха личности и команды;
- повышение качества профессиональной подготовки студента, за счет значительного повышения интереса студентов к техническому творчеству, что в свою очередь, способствует формированию навыков исследовательской деятельности, а также мотивационному обеспечению учебного процесса;
- укрепление престижа выбранной профессии в современных условиях рынка труда;
- выработка у студентов профессионального и научно-познавательного мышления, обучение самостоятельности в приеме решений, чтобы обеспечить высокое качество и производительность труда;
- определить лучших среди обучающихся по профессии «Автомеханик».
Организация проведения конкурса и требования к его участникам
Конкурс проводится в соответствии с графиком, утвержденным директором
ГБПОУ «НГТ».
Для оценки профессиональных компетенций участников конкурса создается жюри (не менее 3-х человек).
В состав жюри входят:
1. методист
2. старший мастер
3. преподаватель
Преподаватели спец. дисциплин выполняет следующие функции:
- разрабатывает порядок проведения конкурсных испытаний по соответствующим профессиональным компетенциям;
- разрабатывает техническое описание по каждой компетенции, включающее такие разделы, как конкурсные задания, критерии оценок, перечень материалов и оборудования;
- принимает заявки и формирует списки участников конкурсов; проводит жеребьевку среди участников конкурсов; подводит итоги конкурсов на основании решений жюри; предоставляет отчет директору профессиональной образовательной организации о проведении конкурсов;
- размещает отчет о проведении конкурсов на официальном сайте профессиональной образовательной организации.
Условия проведения конкурса
Для участия в конкурсе оформляются заявки участников. (Приложение 1).
Конкурс проводится в несколько этапов.
Iэтап - подготовленность учащихся по дисциплинам теоретического цикла
(тестирование по профилирующим предметам). Обучающиеся отвечают на тестовые вопросы. Тест имеет 31 вопрос. Оценивается тест по 5-ти бальной системе. Участвуют 100% обучающихся.(Приложение 2).
IIэтап - подготовленность учащихся по производственному обучению.Участвуют 9 обучающихся, набравшие большее количество баллов на I этапе. Конкурсные заданияк практической части (Приложение 3).
Конкурсные задания разработаны для оценки соответствующих профессиональных компетенций по профессии 23.01.03 «Автомеханик»:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Выполнение теоретического задания:
– участникам конкурса предлагается ответить письменно на тестовые задания;
– продолжительность выполнения письменной работы 45 минут;
– к выполнению работы участники приступают одновременно и выполняют ее самостоятельно.
Выполнение практического задания:
– каждому участнику конкурса предоставляются равные условия (рабочее место, техническая документация);
– необходимые инструменты и приспособления желательно иметь с собой;
– перед началом работы членом конкурсной комиссии проводится вводный инструктаж;
– содержание вводного инструктажа включает организационные вопросы, правила техники безопасности, название конкурсной работы, нормы времени выполнения и критерии оценивания;
– к выполнению работы участники приступают одновременно и выполняют ее самостоятельно;
– присутствие в зоне работающих разрешается только членам конкурсной комиссии;
– приостановить работу участников разрешается только в случае нарушения техники безопасности или при неправильном обращении с оборудованием, что может привести к его порче;
– качество практической работы проверяется с учетом «Критериев оценки умений и навыков учащихся по профессионально-трудовому обучению» (см. Приложение № 5).
Место проведения: кабинет «Подготовки водителей категорий «В» и «С».
Материально-техническое обеспечение:
Учебный полигон, учебная аудитория
Награждение
4.1. Призовые места определяются по наивысшему количеству баллов (Приложение № 7).
4.2. При возникновении спорного вопроса по выявлению победителя приоритетными считаются результаты выполнения практической работы.
4.3. Участнику-победителю конкурса присваивается звание «Лучший по профессии», вручается Почетная грамота (ценный подарок).
4.4. Участникам, занявшим вторые и третьи места, вручаются памятные призы.
Приложение1
Заявка
на участие в конкурсе профмастерства
«Лучший по профессии» среди учащихся ГБОУ СПО «НГТ»
по профессии ______________________________
№ Ф., и., о.
участника Дата
рождения Группа № Курс роспись
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Преподаватель _____________ /_________________/
Приложение2
Задания
к 1 этапу конкурса «Лучший по профессии»
среди учащихся IIкурса по профессии
«Автомеханик»
1)Бензин – это:
А. Основной вид топлива для карбюраторных двигателей.
Б. Это топливо применяется для дизелей .
В. Характеризуется температурой выкипания 10; 50; 90 % топлива и температурой конца выкипания.
2) Что такое вязкость топлива, масла?
А.понимается внутреннее трение жидкости, возникающее между его частицами при взаимном перемещении.
Б. Характеризуется температурой выкипания 10; 50; 90 % топлива и температурой конца выкипания.
3) Температура самовоспламенения-
А. 200-250 градусов
Б. 300-350 градусов
В. 400-500 градусов
4) Под смазывающими свойствами масла понимают-
А. Способность масла противостоять лакообразованию на горячих поверхностях.
Б. Сохранять свои первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию.
В. Способность к образованию на поверхностях трения сопряжённых деталей прочной плёнки, препятствующей их износу.
5) Под моющими свойствами понимают-
А. Способность к образованию на поверхностях трения сопряжённых деталей прочной плёнки, препятствующей их износу.
Б. Способность масла противостоять лакообразованию на горячих поверхностях.
В. Сохранять свои первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию.
6) Под стабильностью масла понимают-
А. Сохранять свои первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию.
Б. Способность к образованию на поверхностях трения сопряжённых деталей прочной плёнки, препятствующей их износу.
В. Способность масла противостоять лакообразованию на горячих поверхностях.
7) Температурой застывания называется-
А.Температура при которой масло теряет свою подвижность .
Б. Температура при которой пары масла образуют горячую смесь с воздухом, воспламеняющиеся при поднесении к ней открытого пламени.
8) Температурой вспышки называется-
А. Температура при которой пары масла образуют горячую смесь с воздухом, воспламеняющиеся при поднесении к ней открытого пламени.
Б. Температура при которой масло теряет свою подвижность.
9) К низкозамерзающим охлаждающим жидкостям относятся жидкости марок-
А. 40
Б. 45
В. 65
Г. 80
10. Трансмиссионные масла предназначены для смазки-
А. Поршня, рулевого механизма, коробки передач, поршневых колец.
Б. Коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и рулевого механизма.
В. Ведущих мостов, клапанов, цилиндров, рулевого механизма.
Вещество, в состав которого входят два или несколько компонентов, называется
1.Металлом
2.Сплавом
3.Кристаллической решеткой
Способность металлов увеличивать свои размеры при нагревании, называется:
1.Теплоемкостью
2.Плавлением
3 Тепловое (термическое) расширение
Способность металлов противостоять разрушающему действию кислорода во время нагрева, называется:
1.Кислотостойкостью
2.Жаростойкостью
3.Жаропрочностью
Явление разрушения металлов под действием окружающей среды, называется:
1.Жаростойкостью
2.Жаропрочностью
3.Коррозией
Механические свойства металлов это:
1.Кислотостойкость и жаростойкость
2.Жаропрочность и пластичность
3.Теплоемкость и плавление
Способность металлов не разрушаться под действием нагрузок, называется:
1.Упругостью
2.Прочностью
3.Пластичностью
Способность металлов сопротивляться вдавливанию в них какого либо тела, называется:
1.Твердостью
2.Пластичностью
3.Упругостью
Способность металлов не разрушаться под действием нагрузок в условиях высоких температур, называется:
1.Жаростойкостью
2.Плавлением
3.Жаропрочностью
Нагревание изделие до определенной температуры, выдержка и быстрое охлаждение с помощью охлаждающей среды, это
1.Закалка
2.Отжиг
3.Нормализация
20.Какое из перечисленных свойств металлов обеспечивает возможность их
успешной обработки давлением:
1. высокая прочность
2. высокая теплопроводность
3. высокое электросопротивление
4. высокая пластичность
5. хорошие литейные свойства
21.Для разметки стальной поверхности нанесения линий (рисок) применяют:
1) карандаш
2) чертилку
3) мел
4) шар.ручку
22.На алюминий разметку наносят:
1) чертилкой
2) мелом
3) карандашом
4) шар.ручкой
23. Инструментом для рубки металла является:
1) топор
2) зубило
3) напильник
4) молоток
24. Что такое разметка:
1) Операция по нанесению линий и точек на заготовку, предназначенную для обработки
2) Операция по снятию с заготовки слоя металла
3) Операция по нанесению на деталь защитного слоя
4) Операция по удалению с детали заусенцев
25. Что такое накернивание:
1) Это операция по нанесению точек-углублений на поверхности детали
2) Это операция по удалению заусенцев с поверхности детали
3) Это операция по распиливанию квадратного отверстия
4) Это операция по выпрямлению покоробленного металла
26. Инструмент, применяемый при рубке металла:
1) Применяется: метчик, плашка, клупп
2) Применяется: кернер, шабер, зенкер, киянка, гладилка
3) Применяется: слесарная ножовка, труборез, ножницы по металлу
4) Применяется: слесарное зубило, крейцмейсель, канавочник, молоток
27. Что такое резка металла:
1) Это операция, связанная с разделением материалов на части с помощью режущего инструмента
2) Это операция, нанесению разметочных линий на поверхность заготовки
3) Это операция, по образованию резьбовой поверхности внутри отверстия
4) Это операция, по образованию резьбы на поверхности металлического стержня
28. Какие инструменты применяются при опиливании:
1) Применяются: плоскогубцы, круглогубцы, кусачки
2) Применяются: молоток с круглым бойком, молоток с квадратным бойком
3) Применяются: шабер плоский, зубило, киянка
4) Применяются: напильники, надфили, рашпили
29. Что такое сверло:
1) Режущий инструмент, которым распиливают заготовку на части
2) Режущий инструмент, которым образуют цилиндрические отверстия
3) Режущий инструмент, применяемый при паянии
4) Режущий инструмент, которым нарезают резьбу
30. Назвать измерительные инструменты применяемый для разметки:
1) Масштабная линейка, штангенциркуль, угольник, штангенрейсмус
2) Микрометр, индикатор, резьбовой шаблон, щуп
3) Чертилка, молоток, прямоугольник, кернер, разметочный циркуль
4) Киянка, гладилка, кувалда, молоток с круглым бойком
31. Назвать инструмент, применяемый при разметке:
1) Напильник, надфиль, рашпиль
2) Сверло, зенкер, зенковка, цековка
3) Труборез, слесарная ножовка, ножницы
4) Чертилка, молоток, прямоугольник, кернер, разметочный циркуль
1)А; 2)А; 3)Б; 4)В; 5)Б; 6)А; 7)Б; 8)А; 9)А, В; 10)Б; 11)2; 12)3; 13)2; 14)3; 15)2; 16)2; 17)1; 18)3; 19)1; 20)4; 21)2; 22)3; 23)2; 24)1; 25)1;26)4; 27)1; 28)4; 29)2; 30)3; 31)4
Критерии оценок за тестовые задания
Баллы Оценка
40 отлично
27-31 хорошо
24-26 хорошо
16-23 удовлетворительно
Приложение 3
Задания
ко 2 туру конкурса «Лучший по профессии»
среди обучающихся 3курса по профессии
«Автомеханик»
1. Проведение Ежедневного технического обслуживания на автомобили ВАЗ 2107
Критерии оценок за практическое задание
№ ТБ
5 баллов Проверить комплектность автомобиля (визуально)
5 баллов Проверить уровень масла в системе в картере двигателя
5 баллов Проверить наличие жидкости в системе охлаждения
5 баллов Проверить наличие топлива в бензобаке, при необходимости заправить
5 баллов Проверить давление воздуха в шинах (визуально или по манометру)
5 баллов ВСЕГО
30 баллов
Приложение4
Итоги конкурса профессионального мастерства автомехаников
№ п/п Фамилия, имя 1 тур (теория) 2тур
(практика)
Общее количество баллов
Теория Максимальное количество баллов 31 балл 30 баллов 61 балл
Сводная ведомость
конкурса «Лучший по профессии» среди учащихся, по профессии
«Автомеханик,
водитель автотранспортных средств категории В и С»
Приложение № 7
№ п/п Ф.И.О. №
учебной группы 1этап (баллы) II этап (баллы) Сумма баллов Место в конкурсе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Подписи членов жюри:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Задания
к III этапу конкурса «Лучший по профессии»
среди учащихся IIIкурса по профессии
«Автомеханик, водитель транспортных средств категории В и С»
Ф.И.О участника______________________ Группа № ____ Курс ____
№ п/п Вопросы и количество позиций по данному вопросу Вып зад Балл
Ι. Проведение операций ЕТО за автомобилем ВАЗ - 2107 1. Проверить комплектность автомобиля (визуально) 1 2. Проверить уровень масла в системе в картере двигателя 0 3. Проверить наличие жидкости в системе охлаждения 4. Проверить наличие топлива в бензобаке, при необходимости заправить 5. Проверить давление воздуха в шинах (визуально или по манометру) Время проведения ЕТО -10 мин.
За каждую правильно выполненную операцию - 1 балл.
За не правильно выполненную операцию - 0 балл.
№ п/п Устранение простейших неисправностей Вып зад Балл
11-1 Проверить плотность и напряжение аккумуляторной батареи
№ п/п Устранение простейших неисправностей Вып зад Балл
11-2 Расставить провода высокогонапряжения в соответствии с порядком работы двигателя ЗМЗ-53 № п/п Устранение простейших неисправностей Вып зад Балл
11-3 Время проведения операции -5 мин.
За каждую правильно выполненную операцию - 5 баллов.
За не правильно выполненную операцию - 0 балл.
Общее количество баллов – 15. всего баллов:__________
Подпись участника ______________________ /___________________ /
Подписи членов комиссии:________________________________________
________________________________________
________________________________________
«____» ______________ 2012г.
Задание составил
Преподаватель ___________ Галузин В.Н.
Ведомость
3тура конкурса «Лучший по профессии»
среди учащихся III, по профессии
«Автомеханик,
водитель автотранспортных средств категории В и С»
Приложение № 3
№ п/п Фамилия, имя обучающегося Группа № Номера упражнений Кол-во баллов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 15
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Подписи членов комиссии:________________________________________
________________________________________
________________________________________
«____» ______________ 2012г.
Список литературы:
1. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» ВласовВ.М. М: Академия 2011 г.
2. «Автомобили» В.К. Вахламов – М: Академия 2005 г.
3. «Автомобили, устройство и техническое обслуживание» Пузанков А.Г. – М: Академия 2011 г. 2002г.
4. «Ремонт автомобилей и двигателей» Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. 2002г.
5. «Электрооборудование автомобилей и тракторов» – М: Академия 2011 г.
7. «Техническое обслуживание и ремонт машин» Баранов 2001г.
8. «Грузовые автомобили» Родичев В.А. 2002г.
9. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» Румянцев С.И. и др. 1989г.