Консультация для воспитателей «Профессиональный стандарт педагога ДОУ»


Консультация для воспитателей «Профессиональный стандарт педагога ДОУ»
Бологова Ю.А.
"Профессиональный стандарт - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации.
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н
Будет применяться с 1 января 2017 года
Включает:
Трудовые действия.
Необходимые умения.
Необходимые знания.
Другие характеристики.
Воспитатель – специалист среднего уровня квалификации, оказывающий образовательные услуги по основным общеобразовательным программам.
Педагог должен:
Знать специфику дошкольного образования
Знать общие закономерности развития детей
Уметь организовывать ведущие виды деятельности
Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей
Владеть ИКТ- компетенциями
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Важным качеством педагога является педагогический такт. Это чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательности к нему.
Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Профессиональный такт проявляется:
• Во внешнем облике педагога;
• В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;
• В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
• В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
• В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• В самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.