Статья игровой стретчинг одна из форм здоровьесберегающих технологий.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Утверждаю
Заведующий________ Мубаракшина Г.Н.
Статья игровой стретчинг одна из форм здоровьесберегающих технологий.
Воспитатель:
Ахматова Ю.А
В дошкольном возрасте ребенка начинает познавать окружающий мир, стремительно развивается анализирующая и синтезирующая функция коры головного мозга, совершенствуются её двигательные центры, укрепляются здоровье. В этот период легко вырабатывается гигиенические навыки, привычки к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела при письме и чтению, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанке осуществляется главным образом в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни. Ребенок с хорошей осанкой в целом более эмоционален, психически устойчив и жизнерадостен. Режим организованной двигательной активности включает в себе разнообразные формы работы. Одной из такой формы является методика игрового стретчинга. Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмами дальше сохраняют работоспособность.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставов - связочного аппарата, упражнений по укреплению позвоночника, на упражнениях ЛФК и корригирующих гимнастике, приемах мануальной терапии в сочетании с правильном дыханием и элементами релаксации.Упражнения стретчинга носят имитационный характер выполняется по ходу сюжетно - ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, чтобы через образы осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Этими упражнениями я начинаю заниматься с детьми с 3-4 лет. Каждое упражнение повторяется 4-6р.; в статическом состоянии дети находятся 3-6 сек. При разучивании упражнений я использую карточки с изображением животного, дерева, предмета. На другой стороне карточки находиться описание упражнения, изображение самого упражнения, а также художественное слово: загадки, стихотворение.
Упражнение стретчинга учим с детьми на любом занятие в основной части. В конце месяца провожу занятие игрового стретчинга как игру - сказку или сюжетно - игровое. Рассказывая сказку, можно одновременно разыгрывать её. Игра состоит из нескольких фрагментов, в котором вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановление дыхания и длиться от 25 до 35 мин..
При выполнение растяжек придерживаюсь основных правил стретчинга:
Разогрев перед упражнениями;
Медленное и плавное исполнение упражнений;
Расслабление мышц;
Правило ровной спины;
Снижение травматичности;
Спокойное дыхание;
Регулярная растяжка.
Упражнения на растяжку полезно выполнять и в повседневной жизни, так как только в эластичных мышцах осуществляется полноценное кровообращение, движение не скованы, мышцы быстрее восстанавливаются после физических нагрузок и менее подвержены болезненным растяжениям. Результатом работы можно выделить то, что при регулярном медицинском осмотре детей старшего возраста меньше стало детей с нарушением осанки (с 30% до25%). Дети в играх используют статические упражнения; самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями. Воспитатели с детьми используют такие упражнения на физкультминутках. В своей работе я использую методическое пособие Е.В. Сулим “Занятия по физкультуре в детском саду (игровой стретчинг)”.
Предлагаю конспект разработанной мной в подготовительной группе. Сюжетно - игровое с элементами стретчинга “На морском берегу”.
Сюжетно - игровое с стретчингом “На морском берегу”.
Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создать условия для проведения профилактики и коррекции нарушений опорно - двигательного аппарата.
Педагогические задачи: способствовать формированию правильной осанки, профилактики плоскостопия, повышению функциональных возможностей воспитанников.
Планируемые результаты:
интегративное качество “Физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками”: сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;
“Любознательный, активный”: способны самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому, принимают живое, заинтересованное участие в занятии;
“Эмоционально отзывчивый”: эмоционально реагируют на музыкальные и художественные произведения.
“Овладевший необходимыми умениями и навыками”:
в рамках образовательной области “Здоровье”: имеют сформированные представления о здоровом образе жизни (о значение двигательной активности в жизни человека);
“Физическая культура”: выполняют правильно все виды основных движений (упражнение в равновесии, прыжки с ноги на ногу, забрасывание мяча в кольцо), физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции; умеют перестраиваться в колонну, соблюдать интервалы вовремя передвижений; следят за правильной осанкой4“Безопасность”: знают и соблюдают правила безопасности на занятии;
“Чтение художественной литературы”: слушают стихотворения в исполнении педагога;
“Музыка”: выразительно и ритмично двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки.
Интеграция образовательных областей: “Здоровье”, «Физическая культура”, “Безопасность”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь: 2 гимнастической скамейки, наклонная доска, набивные мячи, мешочки для метания, орехи.
Ход занятия:
Педагог: Я фея - водяная,
Волшебница такая,
Взмахну я вдруг рукой и повожу друзей
На бережок морской.
1часть. Ходьба в колонну по одному:
”На берегу” – идем на берег моря – ходьба: песок нагрелся, жжет пятки - ходьба на носках, руки за спину; острые камушки - ходьба на пятках, руки на поясе; собираем камушки - носками ног и складываем в корзинку.
“Над волною чайки кружат рыбку поймать хотят”: беговые упражнения “Чайки”- чайки летят к морю – бег на носках, руки в стороны; чайки кружат над волнами - кружение на месте; чайки ловят рыбу – бег на носках, на сигнал “Рыба”- приседают чайки ходят по берегу - ходьба, а носках, руки в стороны.Упражнение на дыхание ходьба врассыпную.
2часть. ОРУ “Морское царство”
1. “Рыбка”.И.п., - лежа на животе, руки вытянуты. В.,- поднять голову и туловище, руки иноги. И.п., 6 раз.
Стретчинг “Рыбка”, (приложение)
2. “Морскаязвезда”. И.п., – то же. В., – поднять голову, верхнюю часть туловища, руки иноги развести в стороны; руки и ноги вместе. И.п. 4 раза.
Стретчинг “Морская звезда”, (приложение)
3. “Загораем”.И.п., - то же, руки под подбородок. В., -1-8 сгибать и разгибать ноги (3-4захода).
4. “Дельфин”.И.п., – лежа на спине, руки вытянуты. В., –перекат на правый (левый) бок,прогнуться. И.п. 6 раз
5. “Крабики”.И.п., – сидя, согнув ноги руки в упоре сзади. В.,- 2-7 поднять таз, продвижениевперед, 8-И.п., 1-8- назад, тоже(3-4 захода).
Стретчинг “Каракатица”, (приложение)
6. “Волнышипят”. И.п.,- сед на пятках, руки внизу. В.,- 1-2-волнообразные движенияруками вперед – вверх - вдох, 3-4 –то же вниз - выдох через рот со звукомш-ш-ш. 3-4 раза.
Стретчинг “Волна”, (приложение)
3часть.
1. “Морские черепашки”. Переползание на высокихчетвереньках гимнастических скамеек(2 шт. подряд-2-3р.)
2.Прыжки перепрыгивание “Кораллов” с ноги наногу(2-3р)
3. “Влезаем (спускаемся) на высокий берег”. Ходьба ибег по наклонной доске.(2-3 р.)
4. “Бросаем камушки в воду”. Забрасывание мешочка вгоризонтальную цель.(2-3 р.)
Подвижнаяигра “Осьминожки”.
Под веселую музыку “Осьминожки” плавают в разныестороны; на сигнал “Акулы!” дети ложатся на спину, поднимают руки и ноги вверхи болтают ими “выпускают чернила”. Под музыку игра продолжается.
4.часть.Дыхательное упражнение “На море”.
Играмалоподвижная “Море, берег, парус”.
Под спокойную музыку сигнал “Море”- шагают в колоннепо одному; “Берег”- приседают; “Парус” - остановились руки вверх.
Релаксация “Море”.
Ходьба.