Урок по Основам православной культуры для 10 класса Семья-малая Церковь
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА И
КАДЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ КАДЕТСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ 5-ГО ГВАРДЕЙСКОГО ДОНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КАВАЛЕРИЙСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО БУДАПЕШТСКОГО КОРПУСА
Методическая разработка интегрированного урока
Учебные дисциплины: Литература, Основы православной культуры
ТЕМА УРОКА: «СЕМЬЯ - МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ».
РАЗРАБОТАЛИ:
Преподаватель II категории
Балина Наталья Анатольевна
Преподаватель I категории
Ефремова Татьяна Александровна
г. Азов
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методическая характеристика и особенности проведения урока.
2. План урока.
3. Приложение:
карточки-задания для выполнения в группах;
(традиционные религии о семье)
карточки-задания для выполнения в группах;
(качества семьи)
3.3. карточки-задания для выполнения в группах;
(собрать высказывания)
3.4. отрывки из художественных произведений;
3.5. ватман и карандаши.
1. Методическая характеристика и особенности проведения урока.
Урок играет очень важную роль в изучении всей темы. Все темы уроков взаимосвязаны с ключевым понятием – семья, поэтому тема начинается с изучения данного понятия и подводит учащихся к пониманию серьёзного отношения к жизни, супружеству, семье, осмыслению своих поступков.
Чтобы урок был интересней, использовался групповой метод обучения. Этот метод выбран не случайно. Работая в группах, студенты совместно обсуждают вопросы, что помогает им лучше узнать друг друга, учиться слушать и слышать друг друга, размышлять и доказывать свою точку зрения. Демонстрация рисунков привлекает полное внимание обучающихся.
Таким образом, происходит переключение внимания обучающихся, а изменение видов работы на уроке сказывается положительным образом на усвоении нового материала кадетами.
На уроке используется региональный компонент – на примере жизни семьи Мелеховых в произведении «Тихий Дон» показаны ценности семейных отношений, свято хранимые и передаваемые казаками из поколения в поколение. На примере Ильиничны показан образ Матери, свято сохраняющей тепло семейного очага.
Использование отрывков из литературных произведений, религий, пословиц показывает студентам различное отношение к семье.
2. План урока.
Тема урока: «Семья-малая церковь ».
Задачи:
Образовательная - показать что в жизни каждого человека семья – это самое дорогое, что есть у каждого из нас. Сплочённость семьи - это фундамент благополучия.
Развивающая - формировать уважительное отношение к родителям. Способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к своей семье.
Воспитательная - воспитывать такие качества как: культура поведения в семье, ответственность перед своей семьёй, любовь и уважение к своей семье. Формировать у студентов стремление помогать семье во всём; пробуждать в студентах чувство ответственности и заботы за семью.
Тип урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи:
История донского казачества: урок «Культура, быт и нравы донских казаков в н. 20-го века».
Литература:
И. А. Агафонов « История Донского казачества »,ООО «Терра », 2005 г.
Д.М. Зембицкий «Практические советы учителю», № 4, РОИПКиПРО, 2001г.
3) Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.,«Художественная литература »1985 г.
4) М.А.Шолохов «Тихий Дон» М.,«Художественная литература»,1987 г.
5) Н.Г. Храмова «Культура семьи» ЗАО «Линия», 2009 г.
Ход урока:
«Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому.
Родители - пример тому».
(В. Брандт)
Организационный момент:
Организация группы (сдача рапорта);
Целевая ориентация (объявление темы и цели урока).
Актуализация опорных знаний учащихся в форме фронтального
опроса:
Что такое семья в вашем понимании?
Что объединяет членов семьи?
Чем семья отличается от другой группы людей?
Формирование новых понятий:
Преподаватель литературы: Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. Давайте обратимся к словарю:
Ожегов С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Вопрос преподавателя студентам:
(?) Для чего человеку семья?
Студенты фронтально отвечают на поставленный вопрос своими словами.
Преподаватель литературы:
В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Человеку свойственно искать счастья, хотеть любить и быть любимым, желать благополучия и здоровья, стремиться созидать и радоваться, постигать смысл собственной жизни. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать человеку того, что может дать семья.
Потому, что именно в семье человек получает то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, что есть на земле место, где тебя всегда ждут с твоими радостями и невзгодами, чтобы помочь.
Семья – это благословённый Богом священный союз и человеку дана возможность строить этот священный союз на основе любви и свободы. Ребёнок начинает жить в такой семье, которую сам не создавал – в семье своих отца и матери.
И Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто их воспитает, царица моя?»
И коротко Ева ответила: «Я».
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева всё так же ответила: «Я».
«Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
« Я я - тихо молвила Ева, -
Всё сделаю я».
Сказала она знаменитых 7 «я»
Вот так на земле появилась семья.
Преподаватель Основ православной культуры:
Семья имеет религиозную основу. Обращаясь к истории, узнаём, что устойчивость единобрачия, как социального феномена, сформировалась ещё в христианской культуре. Духовной и психологической основой супружества являются религиозные морально–нравственные представления.
Муж и жена после бракосочетания представляют собой одно целое, одну плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имеющую своё продолжение в детях.
В Православии семья именуется малой Церковью и содержит в себе 4 основных свойства.
Вопрос преподавателя студентам:
(?) О каких свойствах говорится в Православии?
Студенты фронтально отвечают на поставленный вопрос, записывают в тетради определения, добавляя по смыслу пропущенные слова.
1. ЕДИНСТВО – происходит из духовного и телесного единения
и . Здесь важна не схожесть характеров, а единая
Система ценностей, которая проявляется в совместном
выборе жизненных целей.
СВЯТОСТЬ – супруги призваны созидать в своих отношениях , долготерпение, , радость, кротость,.
СОБОРНОСТЬ - это соподчинённость, основанная на и друг другу, совете при принятии решений и послушании в принятом решении главой семьи.
АПОСТОЛЬСТВО - заключается в православной веры.
Эталон:
1. ЕДИНСТВО – происходит из духовного и телесного единения
мужа и жены. Здесь важна не схожесть характеров, а единая
система нравственных ценностей, которая проявляется в совместном
выборе жизненных целей.
СВЯТОСТЬ – супруги призваны созидать в своих отношениях любовь, долготерпение, милосердие, радость, кротость, благость.
СОБОРНОСТЬ - это соподчинённость, основанная на заботе и служении друг другу, совете при принятии решений и послушании в принятом решении главой семьи.
АПОСТОЛЬСТВО - заключается в хранении православной веры.
Существует легенда о том, что однажды жила очень большая семья, в которой не было согласия. Люди устали от ссор и раздоров и обратились к мудрецу с просьбой научить их жить дружно.
Преподаватель Основ православной культуры.
(?) Как вы думаете, что ответил мудрец? По группам в напишите своё мнение.
Студенты отвечают письменно (работа в группах).
Эталон:
Мудрец ответил: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья и написали они следующие качества: Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь.
Преподаватель литературы:
(?) Почему семью часто называют «Домашним очагом?»
(?) какую роль играют в романе «Тихий Дон» слова: дом, семья?
Студенты отвечают фронтально, высказывая свое мнение. Преподаватель подводит итог:
Семья для каждого из нас связана с ощущение тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи, которые находим в родном доме. Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Семейное счастье не измеряется богатством, властью, талантом. Семья, где царят любовь, искренность и мир в отношениях, подтверждает изречение древних, что брак – это остаток рая на земле.
Преподаватель литературы – фронтальная беседа:
(?) Почему семью называют «наследницей традиций?»
(?) Давайте обратимся к литературе:
Как в семье Мелеховых в произведении М.А. Шолохова «Тихий Дон» относятся друг к другу?
Как «казачка» проявляется в характерах Ильиничны и Натальи?
Чем Григория привлекала мягкая Наталья и страстная Аксинья?
Как на протяжении всего романа Шолохов характеризует семью Мелеховых?
Как в романе Н.В. Гоголя «Мёртвые души » описаны семьи Манилова и Плюшкина. Как они относились к своим
детям?
Преподаватель Основ православной культуры:
(?) На ваших столах лежат карточки, зачитайте, обсудите и ответьте на вопрос: Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей?
Получив карточки, основываясь на ранее полученных знаниях, студенты аргументировано отвечают.
Карточки:
ИУДАИЗМ
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей являются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
ХРИСТИАНСТВО
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых сам Господь благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
БУДДИЗМ
В буддизме все делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи – это ответственность и забота о детях, о родителях.
ИСЛАМ
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение Всевышнего. Семейная жизнь мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением они относятся к женщине. Пророк Мухаммед сказал: « Рай находится под ногами наших матерей».
Преподаватель литературы – фронтальная беседа:
(?) А о каких морально-этических ценностях говорит М.А.Шолохов в романе «Тихий Дон»?
Преподаватель литературы – игровой момент. Студенты выполняют предложенное задание.
(?) На ваших столах находятся высказывания о семье. Игра заключается в следующем: надо правильно сложить 2 половинки.
Преподаватель литературы – задание группам.
(?) На ваших столах находятся листы ватмана и фломастеры. Представьте себе, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи. В группах сделайте рисунки. Защитите свой рисунок.
И в заключение хочется прочитать вам это прекрасное стихотворение:
Моя семья – моя обитель: мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель, её от нечисти лихой.
Убереги нас от соблазнов и сохрани от бурь и бед,
Спаси от зависти и сглаза, а, если нужно, дай совет.
Моей семье я всем обязан, не знаю как благодарить.
Тех, с кем душой и сердцем связан и узелок не разрубить.
В семье, мы все как будто прутья, и в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь. Опасны – на пути не стой.
Пока мы вместе, друг за друга – нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго. Мы – клан, мы – племя, мы – семья.
Итог урока, домашнее задание:
Возврат к целевой установке - студенты делают вывод, что семья, где царят любовь, искренность и мир в отношениях, подтверждает изречение древних «брак-это остаток рая на земле».
Домашнее задание: написать эссэ на тему: «Какие семейные реликвии хранятся в вашем доме, что вам о них известно? Что вы знаете о своих предках?».
Оценки с комментариями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1). Н.В. Гоголь «Мёртвые души». (семья Маниловых)
1.1. впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них всё ещё каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно – нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: « Разинь, душечка, свой ротик, я тебе положу этот кусочек ». Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы.
( о старшем сыне Фемистоклюсе )
- О, вы ещё не знаете его, - отвечал Манилов,- у него чрезвычайно много остроумия. Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр, а этот сейчас, если что – нибудь встретит, букашку, козявку, так уж у него глазёнки и забегают; побежит за ней следом и тотчас обратит внимание. Я его прочу по дипломатической части. Фемистоклюс, - продолжал он, снова обратясь к нему, - хочешь быть посланником?
1.2. (семья Плюшкина)
А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни: везде во всё входил зоркий глаз хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины.
Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы. Выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли, или не рад был этому гость Но, добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему.
Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы подозрительнее и скупее. На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штаб-ротмистром и обвенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картёжники и мотишки. Отец послал ей на дорогу проклятие Потом сыну пришла пора на службу. Сын будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал отцу уже по своём определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это, что называется в простонародии шиш. Наконец, последняя дочь, оставшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что – нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине сын его проигрался в карты; он послал ему от души своё отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете иль нет. С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно было заклеено бумагою, с каждым годом уходили из вида более главные части хозяйства: сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась а камень, сукна и холсты превращались в пыль А между тем в хозяйстве доход собирался по – прежнему и всё это сваливалось в кладовые, и всё это становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую – то прореху на человечестве.
Александра Степановна как – то приезжала раза два с маленьким сынком, пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить. Плюшкин, однако же , её простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую – то пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал
2) М.А. Шолохов «Тихий Дон» (общий обзор романа)
Само слово «казачка» говорит о женщине, обладающей ярким, сильным, гордым характером. Казачка являлась негласной главой семьи. По долгу службы казакам приходилось надолго отлучаться из дома и, таким образом, женщина становилась главным центром семьи. Она должна была проявлять силу, ловкость, стойкость. И примером нам служит жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория - Ильинична. Эта женщина – олицетворение мудрости, любви, материнской заботы и красоты. Она любящая, преданная жена, поддерживающая лад в семье. Ильинична обычно тиха и скромна, она не участвует в спорах, но к её советам все прислушиваются. В её словах не звучит приказной тон, а проявляется истинная забота.
Несмотря на возраст, усталость, скопленную за долгую жизнь, на то, что у неё две невестки и взрослая дочь, Ильинична всё время в работе, продолжает заниматься хозяйством. Она не нагружает работой молодых, знает, что их ждёт трудная жизнь, за которую они ещё успеют поработать. Эта женщина не могла поступать по – другому. Она привыкла нести эту ношу по жизни, и теперь, когда у неё есть кому передать дом, она не может сидеть без дела. В конце романа её дочь Дуняша становится хозяйкой мелеховского двора. Выйдя замуж, Дуняшка делает всё, чтобы дом был уютным и в него хотелось всегда возвращаться. Она стала достойной преемницей своей матери в доме Мелеховых. Она так была воспитана. В её устои входило осознание того, что женщина-это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо.
Высказывания о семье.
В христианстве семью называют - «малой Церковью »
Согласно исламу женатый человек имеет предпочтение перед - неженатым.
Одна из 10 библейских заповедей гласи – «Почитай отца и мать».
Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является – материнская любовь.
В православной традиции венчание – одно из важнейших таинств.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15